Рабочая программа
рабочая программа (старшая группа)

Общеобразовательная программа раннего обучения дошкольников робототехнике и конструированию

«Академия гениев»

(5 – 7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_akademiya_geniev_itog.doc476 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МАДОУ

д/с №47 «Ласточка»

_______/О.Н.Рожкова/

«_____»_______2019г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

№47 «Ласточка»

Общеобразовательная программа раннего обучения дошкольников робототехнике и конструированию

«Академия гениев»

(5 – 7 лет)

Московская область

г.о.Домодедово

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В программе соблюдены положения законодательных и нормативных документов:

1. Закона Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

 2. Санитарно эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»

4. Лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством образования Московской области.

Рабочая программа по обучению робототехнике и конструированию составлена и разработана на основе учебно-методических программ и пособий:Д.А. Каширина, А.А. Кашириной  «Конструирование роботов с детьми 5-8 лет».

Настоящая программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет).

По содержанию имеет социально-коммуникативную направленность; по форме организации – кружковое объединение; рассчитана на 2 года обучения.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что обеспечивает реализацию «специфически детских» видов деятельности детей дошкольного возраста – игровой и конструктивной, а также является средством развития конструктивной деятельности детей. Программа нацелена не только на обучение детей способам соединения деталей, но и на создание условий для самовыражения личности ребенка.

Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Робототехника открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Актуальность: обусловлена, с одной стороны, интересом общества охватить детей различными формами работы, способствующими формированию технической грамотности, начиная с дошкольного детства, с другой стороны, недостаточной представленностью в образовательных программах дошкольного образования видов деятельности и компонентов предметно-пространственной среды, способных пробудить интерес дошкольника к науке и технике. Образовательная робототехника отличается от игр с конструкторами или роботами тем, что направлена, в первую очередь, на создание благоприятных условий для приобщения детей к техническому творчеству, формированию у них первоначальных технических навыков, знакомству с основами строения технических объектов, а также в востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе и в естественнонаучном направлении и необходимости ранней пропедевтики технической профессиональной ориентации.

Новизна предлагаемой программы состоит в том, что при обучении робототехнике и конструированию развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. Ребенок-дошкольник получает дополнительные начальные знания в области физики, механики, электроники и информатики.

 ЦЕЛЬ:

- Формирование основ понимания детьми конструкций предметов, обучения детей определять последовательность операций при изготовлении различных видов роботов.

  1. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Обучающие:

  1. сформировать представление о роботе, способах конструирования разнообразных моделей из деталей конструктора;
  2. познакомить воспитанников с деталями конструкторов и способами создания моделей роботов;
  3. сформировать знания об окружающем мире на основе создания конструктивных моделей роботов;
  4. научить решать конструктивные, изобразительные задачи.

Развивающие:

  1. развить воображение, креативность и творческие способности;
  2. способствовать формированию пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти;
  3. развить интерес к созданию конечного продукта труда;
  4. способствовать развитию мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз;
  5. активизировать активный и пассивный словарь, способствовать выстраиванию монологической и диалогической речи;
  6. расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
  7. развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  8. развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция, оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  9. развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
  10. создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Воспитывающие:

  1.  Воспитать волевые качества, научить доводить начатое до конца;
  2. формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
  3.  воспитать толерантность друг к другу.

Дети имеют представление:

*​ об основных принципах построения роботов;

*​ ​ о принципах работы управляемого блока ЦМ-15;

Дети знают:

*​ названия и назначения основных комплектующих моделей/роботов;

* значение технических терминов;

Дети умеют:

*​ устанавливать причинно-следственные связи;

*​ анализировать результат и искать новые пути решения;

* строить трёхмерные модели по двухмерным чертежам;

*​ творчески мыслить при создании действующих моделей;

* работать в группе, договариваться с партнёрами.

Формы и режим образовательной деятельности

Формой осуществления образовательного процесса являются учебные группы с постоянным составом, организованные по возрастному принципу (дети от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет). Набор детей в группы свободный; единственным условием является соответствующий возраст воспитанников.

     Основание для отчисления – заявление родителей.

Продолжительность НОД

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество НОД в год

Дети 5 – 6 лет:

40 мин.

2 раза

40 мин./2 ак. часа

72

Дети 6 – 7 лет:

50 мин.

2 раза

50 мин../2 ак. часа

72

  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Модифицированная программа «Академия гениев» реализуется в четыре этапа:

1 этап: диагностический.

Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения НОД ДПО на начало учебного года, окончательное формирование состава групп.

2 этап: адаптационный.

Цель: вхождение в деятельность, налаживание коммуникации внутри группы, объединение, адаптация детей.

3 этап: развивающий.

Цель: организация и проведение развивающей образовательной деятельности.

4 этап: итоговый

Цель: мониторинг проведения НОД ДПО на конец учебного года.

  1. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В итоге реализации программы могут быть отмечены следующие целевые

ориентиры развития детей:

  • Сформированы первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека
  • Способен выбирать технические решения, участников команды
  • Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

исследовательской и творческо-технической деятельности,

  • Умеет строить модели по разработанной схеме с помощью педагога;
  • Знает основные понятия робототехники;
  • Способен к волевым усилиям при решении технических задач;
  • Соблюдает правила безопасного поведения при работе с робототехникой;
  • Развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими при работе с робототехникой;
  • Владеет разными видами и формами творческо-технической игры, знаком с основными видами подвижных и неподвижных соединений;
  • Создает действующие модели роботов;
  • Проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической

деятельности.

Результаты развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения педагогического наблюдения два раза в течение учебного года.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы «Мой первый робот»: открытые просмотры образовательной деятельности, выставка.

Воспитательные мероприятия: дидактические игры; конкурсы и игры;

коллективные творческие дела.

Работа с родителями:

  • Анкетирование «Мнение об организации и проведении кружка»;
  • Посещение организованной деятельности родителями;
  • Участие в опросах по сбору этнографической и другой информации;
  • Индивидуальные беседы.
  • Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором».
  • Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями.
  • Выступления на родительских собраниях.
  • Фотовыставки.
  • Памятки.
  • Выставки детских работ.

1.6. СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Проверка и оценивание знаний и умений школьников осуществляется во время выполнения практических работ, а также в форме проведения соревнований.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Возраст детей: 5 –6 лет

Месяц

Тема

Содержание занятия

Сентябрь

Вводное занятие. Основы работы с Технолаб.

Сентябрь

 Среда конструирования - знакомство с образовательным конструктором, деталями. Правила работы с конструктором. Игра «Угадай-ка».

Сентябрь

Работа с технологическими картами (инструкциями) по сборке моделей роботов. Знакомство с условными обозначениями деталей образовательного конструктора. Собираем летучую мышь. (Уровень сложности «L1») Игра «Волшебный мешочек».

Конструирование моделей по виртуальным схемам без блока питания.

Собираем лицо человека. (Уровень сложности «L1»)

Конструирование моделей по виртуальным схемам без блока питания.

Собираем сумку. (Уровень сложности «L1»)

Конструирование моделей по виртуальным схемам без блока питания.

Сентябрь

Собираем дом. (Уровень сложности «L1»)

Конструирование моделей по виртуальным схемам без блока питания.

Сентябрь

Собираем качели. (Уровень сложности «L1»)

Конструирование моделей по виртуальным схемам без блока питания.

Сентябрь

Собираем качели-качалки. (Уровень сложности «L1»)

Конструирование моделей по виртуальным схемам без блока питания.

Собираем стационар скорой помощи. (Уровень сложности «L1»)

Конструирование моделей по виртуальным схемам без блока питания.

Продолжаем собирать стационар скорой помощи. (Уровень сложности «L1»)

Конструирование моделей по виртуальным схемам без блока питания.

Сентябрь

Собираем велосипед. (Уровень сложности «L1»)

Конструирование моделей по виртуальным схемам без блока питания.

Сентябрь

Собираем руку- ладонь. (Уровень сложности «L1»)

Конструирование моделей по виртуальным схемам без блока питания.

Октябрь

Собираем тележку для покупок. (Уровень сложности «L1»)

Конструирование моделей по виртуальным схемам без блока питания.

Октябрь

Собираем человечков (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей по виртуальным схемам без блока питания.

Октябрь

Собираем нефтяную скважину (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей по виртуальным схемам без блока питания.

Октябрь

Электричество. Понятие «электрические явления, постоянный ток».

Октябрь

Батарейка. Ее роль в жизни роботов и механизмов. Принципы работы со схемами и моделями. Собираем улитку.

Ноябрь

Собираем робота - исследователя

Конструирование по замыслу

Ноябрь

Собираем самоходные сани

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 2, стр.29

Ноябрь

Собираем бульдозер

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 2, стр.41

Ноябрь

Собираем колесного робота специального назначения.

Конструирование по замыслу

Ноябрь

Собираем кролика.

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 2, стр.75

Ноябрь

Собираем черепаху. Игра «Занимательная математика».

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 2, стр.87

Ноябрь

Собираем оленя.

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 2, стр.133

Ноябрь

Собираем четырехногого робота

Конструирование по замыслу.

Декабрь

Собираем фотоаппарат.

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.47

Декабрь

Собираем подводную лодку.

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.69

Декабрь

Собираем робота по условию.

Конструирование по  условию

Декабрь

Собираем самолет.

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 2, стр.57

Декабрь

Собираем робот - беспилотник

Конструирование по  условию

Декабрь

Собираем лебедя. Игра «Занимательная математика».

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.79

Декабрь

Собираем коалу.

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.91

Декабрь

Проводим диагностику развития детей

Диагностика усвоения уровня материала

Январь

Собираем белку.

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.103

Январь

Собираем пингвина.

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.119

Январь

Собираем робота в виде реального животного.

Конструирование по замыслу

Январь

Собираем грузовик.

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 2, стр.13

Январь

Продолжаем собирать грузовик.

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 2, стр.13

Январь

Собираем танк. Игра «Занимательная математика».

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.145

Январь

Собираем гусеничного робота

Конструирование по замыслу

Январь

Собираем колесного робота специального назначения.

Конструирование по  условию

Февраль

Собираем брахиозавра .

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 2, стр.101

Февраль

Собираем тиранозавра.

Конструирование моделей по виртуальным схемам.

Февраль

Собираем трицератопса.

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 2, стр.117

Февраль

Собираем краба. Игра «Занимательная математика».

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 2, стр.149

Февраль

Собираем муравья

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 2, стр.165

Февраль

Собираем шестиногого робота. Игра «Отгадай».

Конструирование по замыслу

Февраль

Собираем гоночную машину. Игра «Запомни и выложи ряд».

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.173

Февраль

Собираем тюленя с мячом. (1 вариант сборки) Игра «Чья команда быстрее построит».

Конструирование по виртуальным схемам

Март

Собираем тюленя с мячом. (2 вариант сборки). Игра «Назови недостающую часть».

Конструирование по виртуальным схемам

Март

Собираем тюленя с мячом. (3 вариант сборки). Игра «Найди деталь такую же, как на карточке».

Конструирование по виртуальным схемам

Март

Собираем обезьяну. (1 вариант сборки).

Конструирование по виртуальным схемам

Март

Собираем обезьяну (2 вариант сборки). Игра «Светофор».

Конструирование по виртуальным схемам

Март

Собираем обезьяну (3 вариант сборки).

Конструирование по виртуальным схемам

Май  

Собираем птицу. Игра «Угадай-ка»

Конструирование по виртуальным схемам

Март

Собираем собаку.

Конструирование по виртуальным схемам

Март

Собираем сверчка.

Конструирование по виртуальным схемам

Апрель

Собираем «золотую» рыбку.

Конструирование по виртуальным схемам

Апрель

Собираем рыбу - кит.

Конструирование по виртуальным схемам

Апрель

Собираем белого медведя.

Конструирование по виртуальным схемам

Апрель

Собираем робота на колесах

Конструирование по замыслу

Апрель

Собираем планету Земля и Луну.

Конструирование по виртуальным схемам

Апрель

Собираем танк.

Конструирование по виртуальным схемам

Апрель

Собираем скорпиона.

Конструирование по виртуальным схемам

Апрель

Продолжаем собирать скорпиона.

Конструирование по виртуальным схемам

Май

Собираем машину.

Конструирование по замыслу

Май

Собираем собаку.

Конструирование по виртуальным схемам

Май

Собираем мельницу.

Конструирование по виртуальным схемам

Май

Собираем медведя на качелях

Конструирование по виртуальным схемам

Май

Продолжаем собирать медведя на качелях.

Конструирование по виртуальным схемам

Май

Собираем петуха.

Конструирование по виртуальным схемам

Май

Продолжаем собирать петуха.

Конструирование по виртуальным схемам

Май

Собираем любое животное.

Конструирование по замыслу.

Май

Проводим диагностику развития детей

Диагностика усвоения уровня материала

Возраст детей: 6 –7 лет

Месяц

Тема

Содержание занятия

  1. 1

Сентябрь

Вводное занятие. Основы работы с Технолаб.

  1. 2

Сентябрь

Электричество. Понятие «электрические явления, постоянный ток».

  1. 3

Сентябрь

Батарейка. Ее роль в жизни роботов и механизмов. Принципы работы со схемами и моделями.

  1. 4

Сентябрь

 Среда конструирования - знакомство с образовательным конструктором, деталями. Правила работы с конструктором. Игра «Угадай-ка».

Сентябрь

Работа с технологическими картами (инструкциями) по сборке моделей роботов. Знакомство с условными обозначениями деталей образовательного конструктора. Собираем улитку. Игра «Волшебный мешочек».

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.13

Сентябрь

Работа с технологическими картами (инструкциями) по сборке моделей роботов. Знакомство с условными обозначениями деталей образовательного конструктора. Собираем бабочку. Игра «Волшебный мешочек».

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.35

Сентябрь

Робот и три закона робототехники. Собираем пчелу. Игра «Основные элементы».

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.25

Сентябрь

Управляемый блок ЦМ-15 и его роль в конструкции. Собираем стрекозу. Игра «Что изменилось?»

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.25

Октябрь

Способы передачи движения. Собираем ветряную мельницу. Игра «Чего не хватает на рисунках».

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.59

Октябрь

Собираем миксер. Составление описательной таблицы опыта.

Конструирование по замыслу.

Октябрь

Собираем велосипед.

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.133

Октябрь

Собираем робота - спасателя

Конструирование по замыслу

Октябрь

Собираем цыпленка.

Конструирование по замыслу.

Октябрь

Собираем автобус. Игра «Занимательная математика».

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.157

Октябрь

Собираем легковой автомобиль.

Конструирование по модели и наглядным схемам рабочей тетради «Технолаб», часть 1, стр.173

Октябрь

Собираем гараж для автомобиля

Каркасное конструирование

Октябрь

Собираем машину. (Уровень сложности «L2»)

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Октябрь

Собираем поезд. (Уровень сложности «L2»)

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Октябрь

Собираем вертолет. (Уровень сложности «L2»)

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Ноябрь

Собираем корабль.. (Уровень сложности «L2»)

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Ноябрь

Собираем подъемный кран. (Уровень сложности «L2»)

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Ноябрь

Собираем менльницу. (Уровень сложности «L2»)

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Ноябрь

Собираем миксер. (Уровень сложности «L2»)

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Ноябрь

Собираем жираф. (Уровень сложности «L2»)

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Ноябрь

Собираем краба.. (Уровень сложности «L2»)

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Ноябрь

Собираем птицу.. (Уровень сложности «L2»)

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Ноябрь

Собираем динозавра.. (Уровень сложности «L2»)

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Декабрь

Собираем танцора в маске (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Декабрь

Собираем двух братьев (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Декабрь

Продолжаем собирать двух братьев (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Декабрь

Собираем новогоднюю елку (Уровень сложности «L3»)

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Декабрь

Продолжаем собирать новогоднюю елку (Уровень сложности «L3»)

Диагностика усвоения уровня материала

Декабрь

Игра «Занимательная математика».

Конструирование по наглядным схемам

Декабрь

Собираем черепаху (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Декабрь

Проводим диагностику развития детей

Диагностика усвоения уровня материала

Январь

Собираем ворота замка (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Январь

Продолжаем собирать ворота замка (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Январь

Собираем утку (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Январь

Собираем волка (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Январь

Собираем робота (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Январь

Собираем космический шатл (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Январь

Продолжаем собирать космический шатл (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Январь

Собираем футболиста (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Февраль

Собираем ворота для футболиста

Конструирование моделей по виртуальным схемам

Февраль

Собираем колесо обозрения (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Февраль

Продолжаем собирать колесо обозрения (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Февраль

Собираем вращающуюся корзину (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Февраль

Продолжаем собирать вращающуюся корзину (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Февраль

Собираем ветряную мельницу (Уровень сложности «L3»). Игра «Отгадай».

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Февраль

Продолжаем собирать ветряную мельницу (Уровень сложности «L3»). Игра «Отгадай».

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Февраль

Собираем робота с условием.

Конструирование с условием задачи.

Март

Собираем машину.

Конструирование по замыслу.

Март

Собираем лягушку (Уровень сложности «L3»). Игра «Отгадай».

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Март

Продолжаем собирать лягушку (Уровень сложности «L3»). Игра «Отгадай».

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Март

Собираем огородное чучело (Уровень сложности «L3»). Игра «Отгадай».

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Март

Продолжаем собирать огородное чучело (Уровень сложности «L3»). Игра «Отгадай».

Каркасное конструирование по образцу

Март  

Собираем робота-спасателя

Конструирование по замыслу.

Март

Собираем субмарину (Уровень сложности «L3»). Игра «Отгадай».

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Март

Продолжаем собирать субмарину (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Апрель

Собираем карету (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Апрель

Продолжаем собирать карету (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Апрель

Собираем аквалангиста (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Апрель

Продолжаем собирать аквалангиста (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Апрель

Собираем субмарину (Уровень сложности «L3»). Игра «Отгадай».

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Апрель

Продолжаем собирать субмарину (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Апрель

Собираем спутник (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Апрель

Продолжаем собирать спутник (Уровень сложности «L3»).

Конструирование моделей с блоком питания по виртуальным схемам

Май

Собираем любое вымышленное животное.

Конструирование по замыслу

Май

Собираем обезьяну.

Конструирование по образцу

Май

Собираем робота - спасателя

Конструирование по замыслу.

Май

Собираем утку.

Конструирование по образцу

Май

Собираем автобус.

Конструирование по образцу

Май

Собираем любого динозавра

Конструирование по замыслу

Май

Проводим диагностику развития детей

Диагностика усвоения уровня материала

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Технология обучения дошкольников робототехнике и конструированию включает в себя следующие разделы:

Конструирование по образу (разработано Ф. Фребелем)

Постройка из деталей материала и конструктора воспроизводится на примере образца и способа изготовления. Правильно организованное обучение с помощью образцов — это необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей пластин учебного конструктора, овладевают техникой возведения построек, учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. В качестве образца могут служить рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, определенная конструкция, при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или преобразовать ее так, чтобы получилась новая. В последнем случае дети создают новую постройку путем изменения предыдущей.

Таким образом, очевидно: конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, — важный обучающий этап. Решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер.

Планируемые результаты:

- узнать о свойствах деталей строительного материала;

- овладеть техникой возведения построек (научится выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия);

- научится определять в любом предмете основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять отдельные детали в этих частях.

- создать предпосылки для формирования умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций;

- достижение самостоятельности деятельности дошкольника по подбору и целесообразному использованию деталей;

- развитие пространственного мышления.

Конструирование по модели (разработано А. Н. Миреновой)

В качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Иными словами, предлагается определенная

задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося строительного материала.

Это достаточно эффективное средство активизации мышления, так как у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие

элементы с тем, чтобы воспроизвести ее в своей конструкции. Чтобы дети имели возможность более эффективно использовать в конструировании

модели, лучше предложить им сначала освоить различные конструкции одного и того же объекта. Обобщенные представления об объекте, сформированные на основе анализа, несомненно, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления детей и конструирования как вида деятельности. Таким образом, конструирование по модели усложненная разновидность конструирования по образцу.

Планируемые результаты:

- формирование умения мысленно разбирать модель на составные элементы;

- развитие аналитического и образного мышления.

Конструирование по условиям (предложено Н. Н. Поддьяковым)

Без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкцию по заданным условиям, подчеркивающим ее практическое

назначение. Иными словами, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. Тем самым у детей формируется умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем самостоятельно определяют конкретные условия, которым должна соответствовать их постройка, высказывают интересные замыслы и воплощают их. Такая форма обучения в наибольшей степени развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определенный опыт умеют обобщенно представлять конструируемые объекты, анализировать объекты, сходные по структуре. Такой опыт формируется прежде всего на занятиях по образцам, традиционно относимых к конструированию из строительного материала, и в процессе экспериментирования с различными материалами.

Планируемые результаты:

- научить анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры;

- научить усваивать зависимость структуры конструкции от ее практического назначения, ставить перед собой задачу.

Набор детей в группы свободный; единственным условием является соответствующий возраст воспитанников.

Конструирование по простейшим чертежам, наглядным и виртуальным схемам (разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской)

Наиболее успешно реализуется моделирующий характер деятельности. Детей сначала обучают строить простые схемы-чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам-схемам. Но дошкольники, как правило, не владеют умением выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел. В этом случае можно использовать специально разработанные шаблоны, развивающие образное мышление, познавательные способности. С их помощью дети имеют возможность применять простейшие чертежи как средство самостоятельногопознания новых объектов.

Планируемые результаты:

- развитие образного мышления и познавательных способностей (строить и применять внешние модели «второго порядка»).

Конструирование по замыслу

В сравнении с конструированием по образцу - это творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако

педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение — достаточно трудная задача для дошкольника. Возникает вопрос: что может сделать воспитатель, чтобы эта деятельность протекала в русле поиска и творчества? Ответ один: формировать у детей обобщенные представления о

конструируемых объектах, умение владеть обобщенными способами конструирования, искать новые способы в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям. Т. е. педагог подводит детей к возможности самостоятельно и творчески использовать навыки, полученные

ранее. Заметим: степень самостоятельности и творчества детей зависит от их уровня знаний и умений (уметь воплощать замысел, искать решения, не боясь ошибок).

Планируемые результаты:

- развитие самостоятельности дошкольника;

- создание замысла будущей конструкции и его осуществление.

Каркасное конструирование (выделено Н. Н. Поддьяковым)

Первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействия); последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса, учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного образца. В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные детали. Однако, каркасное конструирование требует разработки специального материала. Только в этом случае дети смогут достраивать конструкции, соответствующие их замыслам, чтобы создавать целостные объекты.

Планируемые результаты:

- формирование воображения дошкольника;

- формирование обобщенных способов конструирования;

- формирование образного мышления.

Принципы работы:

  • использование средств поощрения;
  • формирование у детей положительного образа педагога, что повышает рефлексивные способности ребенка;
  • обязательное обучение технического мышления  у ребенка и развитие творчества;
  • учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу;
  • предпочтение группового обучения; введение парного, ровно, как и индивидуального метода обучения.

 Итоговые мероприятия: открытый показ образовательной деятельности. Воспитательные мероприятия: дидактические игры; конкурсы и игры; коллективные творческие дела.

Работа с родителями:

  •         Анкетирование «Мнение об организации и проведении кружка»;
  •         Посещение организованной деятельности родителями;
  •         Участие в опросах по сбору этнографической и другой информации;
  •         Индивидуальные беседы.
  •         Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором».
  •         Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями.
  •         Выступления на родительских собраниях.
  •         Фотовыставки.
  •         Памятки.
  •         Выставки детских работ.

Материально-технические условия

  • •        столы, стулья (по росту и количеству детей);
  • •        демонстрационная магнитная доска;
  • •        демонстрационный столик;
  • •        ковер;
  • •        технические средства обучения (мультимедийное устройство);
  •         Интерактивная доска;
  • •        Наборы и комплекты, модули:
  •         LEGO-CLICS
  •         Модуль роботехнический для дошкольников Технолаб
  • •        Игрушки для обыгрывания ситуации;

 

Дидактические материалы:

  • •        наглядно-демонстрационный;
  •         технологические карты.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для организации педагогического процесса:

1. Кайе, В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие/ В.А. Кайе. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.

2. Коноваленко, С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников/С.В. Коноваленко. – СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.

3. Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада/ Л.В. Куцакова.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 64 с.

4.  Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.А. Парамонова. – М.:Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

5. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ [Н.А.Федорова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.; науч.рку. Н.А. Федосова]. – 2-е изд., исп. – М.: Просвещение, 2013. - 143 с.

6. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опростники) / сост. Е.В. Донецко. – Изд. 2-е, испр. Волгоград: Учитель, 2015. – 318с.: ил.

7. Мой первый робот. Идеи: рабочая тетрадь для детей подготовительной к школе группы ДОО. 5-8 лет / Д.А. Каширин, А.А. Каширина. – М.: Экзамен, 2015 – 280 с.: ил.

РАССМОТРЕНО на Педагогическом совете (протокол №5 от 29.05.2019г.)

СОГЛАСОВАНО на Наблюдательном совете «_____» __________2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...