Сказкотерапевтическая программа
рабочая программа (старшая группа)

Атарщикова Светлана Александровна

СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

 

Чем обусловлено агрессивное поведение ребенка? Является оно врожденным или приобретенным? На сегодняшний день не существует однозначного ответа на данный вопрос. Проблема соотношения вклада наследственности и среды в развитии человека уже давно стала предметом научного интереса и продолжает вызывать споры среди ученых.

Одни ученые считают, что агрессивность — врожденная черта и ее корни находятся в биологической природе человека (анатомических, физиологических и биохимических свойствах индивида). Другие утверждают, что агрессивные тенденции обусловлены привычками, приобретенными в результате общения с другими людьми (родителями, учителями, друзьями) или под воздействием фильмов и телепередач, демонстрирующих насилие.

Компромиссной точкой зрения является мнение, что врожденное и приобретенное присутствует в каждом нашем действии. Поведенческие психологи выделяют ряд семейных факторов,

которые влияют на формирование агрессивных тенденций в поведении ребенка.

Среди них:

• недостаток тепла, ласки со стороны родителей;

• незаинтересованность, равнодушное отношение;

• непринятие, демонстрация плохого отношения;

• отсутствие контроля, безразличное отношение к проявлению

агрессивного поведения;

• непоследовательность в использовании наказаний;

• применение физических наказаний.

Сказки для детей — это не только развлекательные путешествия в волшебный мир вымышленных персонажей. Это ещё и мягкое, но в то же время мощное, средство воспитания. Средство передачи от старших поколений моральных норм, традиций и обычаев своего народа. Через сказки дети получают первые базовые знания о человеческих взаимоотношениях, об устройстве мира в целом. В настоящее время практикуется одно из направлений арт-терапии. Читая или рассказывая сказки, басни, были, можно помочь ребенку навсегда избавиться от психологических проблем и их проявлений (агрессивности, страха, различных фобий и др.).

.В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

 

Основные приемы работы со сказкой:

 

1. Анализ сказок

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

• Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

• Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился? И др. …

• Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

• Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?

• Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои, что это была бы за сказка?

• Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

2. Рассказывание сказок

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.

3. Переписывание сказок

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это — важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.

4. Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5. Сочинение сказок

Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе педагог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

 

Тема: Миролюбие (агрессивность).

Цель: Моделирование в условиях группы вариантов, социально приемлемых способов, выражения гнева.

Задачи:

Эмоциональное вовлечение детей в ситуацию выбора модели поведения (агрессивное, миролюбивое).

Создание специальных игровых ситуаций для ребенка с возможностью открытого проявления чувств гнева социально приемлемыми способами.

Расширение личностного опыта взаимодействия за счет приемов неагрессивного типа реагирования в конфликтной ситуации переноса сказочных эпизодов в реальные условия жизни.

Формировать навыки социального поведения.

Воспитывать нравственные чувства добра и зла.

Показать успешность решения создавшейся проблемы доброжелательным путем.

Показать преимущества доброжелательного поведения.

 

Создание ситуации выбора.

Занятие № 1

Материал: карандаш «волшебный»; клубочек ниточек со встроенным во внутрь фонариком; маски медведя (3 шт.), зайца, лисы, белки; платочек на голову; карточки с контуром медведя.

I Пропуск в сказку

Здравствуйте ребята. Мы сегодня с вами отправимся в волшебную страну «Сказалию».

Это страна сказок и волшебных историй. Там есть много удивительных предметов. Например, волшебный карандаш, который любит дарить подарки, клубочек, указывающий дорогу и многое другое.

- Хотите попасть в эту страну?

- А вот и наш верный помощник, клубочек. Он укажет нам верный путь.

Игра «Согрей клубочек».

Ребята сидят на коврике в кружочке.

- Чтобы клубочек смог нам указать дорогу в Сказалию надо мысленно попросить его об этом. Сказать про себя слово «пожалуйста» и, подержав его в своих ладошках, передать тому, кто сидит рядом.

Как только клубок обойдет весь круг и почувствует тепло ваших ручек, он оживет, а мы с ним отправимся в путь.

(Дети аккуратно передают клубок друг другу перейдя в руки педагога, он загорается).

Ребята переходят на импровизированную лесную полянку, где стоит домик.

- Как вы думаете, чей это домик?

Если ребята не смогут угадать, можно загадать загадку:

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (медведь)

II Инсценировка сказки «Три медведя» Л.Н. Толстого.

Ребятам предлагаются маски медведей и платочек для девочки.

III Анализ сказки.

Почему Машенька попала в домик к трем медведям?

Что ожидали увидеть медведи дом, когда возвращались из леса?

Какое настроение у них было, когда они увидели, что кто-то в их доме хозяйничает?

Что сделали Медведи, когда нашли Машеньку?

Смогли ли медведи исправить беспорядок в доме с помощью девочки? Почему?

А как можно было поступить медведям, чтобы Машенька помогла убраться в доме?

А представьте, что могло бы быть, если бы медведи не прогнали Машу, набросившись на нее, а просто спросили: – Как ты сюда попала, девочка? И выслушали ее рассказ.

Как же надо было поступить Маше, чтобы медведи не рассердились на нее?

Значит: Маше не надо было без разрешения трогать еду медведей, а надо подождать хозяев дома. Не мять кровать всех жильцов, а дождаться их на стульчике.

А раз так уж случилось, то медведи, выслушав Машу, могли сказать, что им не понравилось то, что сделала Маша. Но она может все исправить, а медведи ей помогут.

IV Рефлексия.

Игра «Неожиданный гость».

Взрослый раздает маски всем желающим. Ребята в масках садятся за столик и имитируют чаепитие.

Вдруг кто-то стучит в дверь (это ребенок). Заходит «Неожиданный гость». Здоровается. Просит извинения за то, что побеспокоил, говорит, что заблудился в лесу. Звери приглашают гостя к столу.

Примерный текст:

- Здравствуйте, меня зовут … . Извините, но я заблудился в лесу, помогите мне пожалуйста.

- Здравствуйте, конечно поможем. Проходи к столу. Мы тебя угостим и поможем найти дорогу домой.

Когда заканчивается чаепитие, взрослый напоминает всем, что найти дорогу обратно в детский сад может помочь клубочек.

- Ребята прощаются с полянкой и со страной «Сказалией», а волшебный карандаш дарит всем карточки, на которых нарисован контур медведя, и предлагает уже дома раскрасить его.

 

Занятие № 2

Материал: клубочек.

I Пропуск в сказку

Сегодня «Сказалия» приглашает нас в гости к Солнышку и Ветру.

- Как вы думаете, где живет Солнышко?

- А где живет ветер?

Игра «Согрей клубочек».

Взрослый говорит о том, что до Солнышка и Ветра нам придется добираться на кораблике.

Речевая гимнастика «Кораблик»

Но на море ветер стих. Парус опустился и кораблик остановился. Как же плыть дальше, если нет ветра? (выслушать ответы).

У кораблика есть гребцы. Доставайте скорее весла. Садитесь на весла (на пол). Каждый ребенок изображает гребца – наклоны туловища вперед-назад, с движением рук.

Заскрипели весла: Ссс! Ссс! Ссс!

Ч! Ч! Ч!

Ш! Ш! Ш!

Ну вот мы и на месте.

А встречает нас карандаш и вот какую сказку он хочет нам рассказать про Солнышко о Ветер.

II Рассказывание сказки К. Ушинского «Ветер и Солнышко».

Однажды Солнце и сердитый Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал по большой дороге.

– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него, мигом сорву с него плащ.

Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но, чем сильнее ветер дул, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ, он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом. Путник ехал вперед, ругая (проклиная) ветер. Он надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он ободрился, поблагодарил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

- Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

III Анализ сказки.

О чем стали спорить Солнце и Ветер?

Как поступил Ветер с путником?

Что сделало Солнышко для путника?

Кто победил в споре и почему?

Почему в сказке Ветер назвали сердитым?

А как можно сказать о Солнышке, какое оно?

А кто из вас знает, какую пользу приносит Ветер? (прогоняет тучи, или наоборот, гонит тучи туда, где давно не было дождя, разносит семена деревьев и цветов по всему свету).

Как вы думаете, изменился ли после спора Ветер и как?

Вот мы с вами вспомнили, какую пользу приносит ветер, теперь мы могли бы сказать о том, что он сильнейший? (Да).

Вы знаете, мне кажется, что если бы ветер знал, как он нам нужен, каким могучим мы его считаем, он бы не стал спорить с солнышком. И наверное не был бы таким сердитым.

IV Рефлексия.

Ну что ж, нам уже пора отправляться домой. Чтобы вы запомнили эту интересную, и мудрую сказку, карандаш приготовил для вас подарок: это карточка на которой нарисовано солнышко и ветер. Когда вы вернетесь в сад, тогда сможете раскрасить героев нашей новой сказки. И даже нарисовать им лица, оживив их, как настоящие волшебники.

Ребята садятся в корабль. Тут налетает легкий ветерок и лодка, без весел, сама идет по волнам. (включается легкая классическая музыка).

Игра «Вместе в одной лодке».

Ребята сидят друг за другом, положив руки на плечи предыдущему игроку. У первого игрока в руках штурвал. Взрослый командует право руля, лево руля, вперед, назад, справа горы, слева другое судно.

Игроки должны одновременно выполнять все команды, наклоняя туловище в разные стороны.

Прощание с клубочком.

 

Занятие № 3

Материал: карандаш волшебный, клубочек ниточек, картинки с контурами змея.

Предварительная работа: В первую половину дня читается русская народная сказка «Никита Кожемяка»

I Пропуск в сказку

Дорогие ребята, вы уже не один раз путешествовали с клубочком в волшебную страну «Сказалию». Но сегодня волшебный клубочек сам ждет не дождется, чтобы провести вас туда.

В стране случилась беда, ее захватил злой дракон.

Все жители покидают свои сказки. И скоро в этой стране станет совсем темно и холодно.

Спасти страну могут только смелые и добрые ребята.

- Кто из вас смог бы отправиться в путь?

- Но лишь тот, у кого доброе сердце, сможет победить зло.

Тогда в путь

А вот и наш клубочек. Он говорит, что для того, чтобы попасть в страну и выдержать все испытания, нам надо держаться вместе, помогать друг другу.

- Вы готовы?

- Давайте согреем наш клубочек и отправимся в путь.

Игра «Согрей клубочек».

II Путешествие по сказке.

Чтобы двигаться дальше я завяжу вам глаза, а вы возьмите за руки друг друга, станьте цепочкой и будете передвигаться за клубочком. Он у меня в руках.

(Ребята с завязанными глазами, держат друг друга за руки, передвигаются по группе. Их ведет воспитатель. Проделав змееобразные движения по группе и следуя установкам, воспитатель с детьми выходят на поляну, где заранее разбросаны на полу различные лоскутки ткани).

Воспитатель предлагает снять повязки и осмотреться. Говорит о том, что они попали в сказку «Никита Кожемяка».

III Анализ сказки и инсценировка.

Кто помнит, как начинается эта сказка

Какой был змей?

Давайте все мальчики будут у нас змеями, а девочки – царевнами.

Мини-этюд (на выражение злости и горя). Под комментарии воспитателя ребята выполняют движения и показывают на лице эмоции гнева и горя.

К кому обратился за помощью царь?

- Почему рассердился Никита?

- Что сделал Никита? Покажите?

Мини-этюд «Я сражусь» (выполняют все). Сжали кулаки, напрягли все тело, и резко отводя руки в стороны, разжали кисти.

Воспитатель подкрепляет данную установку словами из сказки: «Руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож».

- Почему Кожемяка согласился освободить всю русскую землю от великой беды.

Этюд: «Бой Кожемяки и змея». Давайте разыграем этот бой. (Цель этюда – снятие напряжения).

(В руках у ребят платочки), но бой ведется по правилам:

- можно начинать бой только по сигналу колокольчика.

- можно касаться платочком только тела и ног.

- заканчивать сражение нужно по сигналу колокольчика.

Сражение закончено. Но мы ведь с вами просто играли в сражение, а настоящего дракона, который поселился в Сказалии, мы не победили.

- А вы хотите победить его по-настоящему?

IV Рефлексия.

Волшебный карандаш знает секрет гибели злого дракона. Психолог подносить карандаш к своему уху. И тот ей что-то «говорит»:

- Оказывается мы можем злого дракона превратить в доброго.

Карандаш приготовил для вас карточки, где нарисован контур дракона, нарисуйте ему лицо, раскрасьте его. Но помните, какое выражение должно быть у дракона.

Ребята под фонограмму «Если добрый ты…» из мультфильма «Приключения кота Леопольда», выполняют работу.

После окончания работы, ребята собирают в мешок все лоскутки ткани и увозят их из страны Сказалии. А карандаш и клубочек благодарят ребят за помощь в победе над злом. И говорят, что все герои сказок смогут опять туда вернуться. А ребята пусть приезжают в гости к ним снова и снова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapevticheskaya_programma.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Чем обусловлено агрессивное поведение ребенка? Является оно врожденным или приобретенным? На сегодняшний день не существует однозначного ответа на данный вопрос. Проблема соотношения вклада наследственности и среды в развитии человека уже давно стала предметом научного интереса и продолжает вызывать споры среди ученых.

Одни ученые считают, что агрессивность — врожденная черта и ее корни находятся в биологической природе человека (анатомических, физиологических и биохимических свойствах индивида). Другие утверждают, что агрессивные тенденции обусловлены привычками, приобретенными в результате общения с другими людьми (родителями, учителями, друзьями) или под воздействием фильмов и телепередач, демонстрирующих насилие.

Компромиссной точкой зрения является мнение, что врожденное и приобретенное присутствует в каждом нашем действии. Поведенческие психологи выделяют ряд семейных факторов,

которые влияют на формирование агрессивных тенденций в поведении ребенка.

Среди них:

• недостаток тепла, ласки со стороны родителей;

• незаинтересованность, равнодушное отношение;

• непринятие, демонстрация плохого отношения;

• отсутствие контроля, безразличное отношение к проявлению

агрессивного поведения;

• непоследовательность в использовании наказаний;

• применение физических наказаний.

Сказки для детей — это не только развлекательные путешествия в волшебный мир вымышленных персонажей. Это ещё и мягкое, но в то же время мощное, средство воспитания. Средство передачи от старших поколений моральных норм, традиций и обычаев своего народа. Через сказки дети получают первые базовые знания о человеческих взаимоотношениях, об устройстве мира в целом. В настоящее время практикуется одно из направлений арт-терапии. Читая или рассказывая сказки, басни, были, можно помочь ребенку навсегда избавиться от психологических проблем и их проявлений (агрессивности, страха, различных фобий и др.).

.В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Основные приемы работы со сказкой:

1. Анализ сказок

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

• Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

• Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился? И др. …

• Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

• Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?

• Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои, что это была бы за сказка?

• Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

2. Рассказывание сказок

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.

3. Переписывание сказок

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это — важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.

4. Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5. Сочинение сказок

Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе педагог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Тема: Миролюбие (агрессивность).

Цель: Моделирование в условиях группы вариантов, социально приемлемых способов, выражения гнева.

Задачи:

Эмоциональное вовлечение детей в ситуацию выбора модели поведения (агрессивное, миролюбивое).

Создание специальных игровых ситуаций для ребенка с возможностью открытого проявления чувств гнева социально приемлемыми способами.

Расширение личностного опыта взаимодействия за счет приемов неагрессивного типа реагирования в конфликтной ситуации переноса сказочных эпизодов в реальные условия жизни.

Формировать навыки социального поведения.

Воспитывать нравственные чувства добра и зла.

Показать успешность решения создавшейся проблемы доброжелательным путем.

Показать преимущества доброжелательного поведения.

Создание ситуации выбора.

Занятие № 1

Материал: карандаш «волшебный»; клубочек ниточек со встроенным во внутрь фонариком; маски медведя (3 шт.), зайца, лисы, белки; платочек на голову; карточки с контуром медведя.

I Пропуск в сказку

Здравствуйте ребята. Мы сегодня с вами отправимся в волшебную страну «Сказалию».

Это страна сказок и волшебных историй. Там есть много удивительных предметов. Например, волшебный карандаш, который любит дарить подарки, клубочек, указывающий дорогу и многое другое.

- Хотите попасть в эту страну?

- А вот и наш верный помощник, клубочек. Он укажет нам верный путь.

Игра «Согрей клубочек».

Ребята сидят на коврике в кружочке.

- Чтобы клубочек смог нам указать дорогу в Сказалию надо мысленно попросить его об этом. Сказать про себя слово «пожалуйста» и, подержав его в своих ладошках, передать тому, кто сидит рядом.

Как только клубок обойдет весь круг и почувствует тепло ваших ручек, он оживет, а мы с ним отправимся в путь.

(Дети аккуратно передают клубок друг другу перейдя в руки педагога, он загорается).

Ребята переходят на импровизированную лесную полянку, где стоит домик.

- Как вы думаете, чей это домик?

Если ребята не смогут угадать, можно загадать загадку:

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (медведь)

II Инсценировка сказки «Три медведя» Л.Н. Толстого.

Ребятам предлагаются маски медведей и платочек для девочки.

III Анализ сказки.

Почему Машенька попала в домик к трем медведям?

Что ожидали увидеть медведи дом, когда возвращались из леса?

Какое настроение у них было, когда они увидели, что кто-то в их доме хозяйничает?

Что сделали Медведи, когда нашли Машеньку?

Смогли ли медведи исправить беспорядок в доме с помощью девочки? Почему?

А как можно было поступить медведям, чтобы Машенька помогла убраться в доме?

А представьте, что могло бы быть, если бы медведи не прогнали Машу, набросившись на нее, а просто спросили: – Как ты сюда попала, девочка? И выслушали ее рассказ.

Как же надо было поступить Маше, чтобы медведи не рассердились на нее?

Значит: Маше не надо было без разрешения трогать еду медведей, а надо подождать хозяев дома. Не мять кровать всех жильцов, а дождаться их на стульчике.

А раз так уж случилось, то медведи, выслушав Машу, могли сказать, что им не понравилось то, что сделала Маша. Но она может все исправить, а медведи ей помогут.

IV Рефлексия.

Игра «Неожиданный гость».

Взрослый раздает маски всем желающим. Ребята в масках садятся за столик и имитируют чаепитие.

Вдруг кто-то стучит в дверь (это ребенок). Заходит «Неожиданный гость». Здоровается. Просит извинения за то, что побеспокоил, говорит, что заблудился в лесу. Звери приглашают гостя к столу.

Примерный текст:

- Здравствуйте, меня зовут … . Извините, но я заблудился в лесу, помогите мне пожалуйста.

- Здравствуйте, конечно поможем. Проходи к столу. Мы тебя угостим и поможем найти дорогу домой.

Когда заканчивается чаепитие, взрослый напоминает всем, что найти дорогу обратно в детский сад может помочь клубочек.

- Ребята прощаются с полянкой и со страной «Сказалией», а волшебный карандаш дарит всем карточки, на которых нарисован контур медведя, и предлагает уже дома раскрасить его.


Занятие № 2

Материал: клубочек.

I Пропуск в сказку

Сегодня «Сказалия» приглашает нас в гости к Солнышку и Ветру.

- Как вы думаете, где живет Солнышко?

- А где живет ветер?

Игра «Согрей клубочек».

Взрослый говорит о том, что до Солнышка и Ветра нам придется добираться на кораблике.

Речевая гимнастика «Кораблик»

Но на море ветер стих. Парус опустился и кораблик остановился. Как же плыть дальше, если нет ветра? (выслушать ответы).

У кораблика есть гребцы. Доставайте скорее весла. Садитесь на весла (на пол). Каждый ребенок изображает гребца – наклоны туловища вперед-назад, с движением рук.

Заскрипели весла: Ссс! Ссс! Ссс!

Ч! Ч! Ч!

Ш! Ш! Ш!

Ну вот мы и на месте.

А встречает нас карандаш и вот какую сказку он хочет нам рассказать про Солнышко о Ветер.

II Рассказывание сказки К. Ушинского «Ветер и Солнышко».

Однажды Солнце и сердитый Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал по большой дороге.

– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него, мигом сорву с него плащ.

Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но, чем сильнее ветер дул, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ, он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом. Путник ехал вперед, ругая (проклиная) ветер. Он надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он ободрился, поблагодарил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

- Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

III Анализ сказки.

О чем стали спорить Солнце и Ветер?

Как поступил Ветер с путником?

Что сделало Солнышко для путника?

Кто победил в споре и почему?

Почему в сказке Ветер назвали сердитым?

А как можно сказать о Солнышке, какое оно?

А кто из вас знает, какую пользу приносит Ветер? (прогоняет тучи, или наоборот, гонит тучи туда, где давно не было дождя, разносит семена деревьев и цветов по всему свету).

Как вы думаете, изменился ли после спора Ветер и как?

Вот мы с вами вспомнили, какую пользу приносит ветер, теперь мы могли бы сказать о том, что он сильнейший? (Да).

Вы знаете, мне кажется, что если бы ветер знал, как он нам нужен, каким могучим мы его считаем, он бы не стал спорить с солнышком. И наверное не был бы таким сердитым.

IV Рефлексия.

Ну что ж, нам уже пора отправляться домой. Чтобы вы запомнили эту интересную, и мудрую сказку, карандаш приготовил для вас подарок: это карточка на которой нарисовано солнышко и ветер. Когда вы вернетесь в сад, тогда сможете раскрасить героев нашей новой сказки. И даже нарисовать им лица, оживив их, как настоящие волшебники.

Ребята садятся в корабль. Тут налетает легкий ветерок и лодка, без весел, сама идет по волнам. (включается легкая классическая музыка).

Игра «Вместе в одной лодке».

Ребята сидят друг за другом, положив руки на плечи предыдущему игроку. У первого игрока в руках штурвал. Взрослый командует право руля, лево руля, вперед, назад, справа горы, слева другое судно.

Игроки должны одновременно выполнять все команды, наклоняя туловище в разные стороны.

Прощание с клубочком.

Занятие № 3

Материал: карандаш волшебный, клубочек ниточек, картинки с контурами змея.

Предварительная работа: В первую половину дня читается русская народная сказка «Никита Кожемяка»

I Пропуск в сказку

Дорогие ребята, вы уже не один раз путешествовали с клубочком в волшебную страну «Сказалию». Но сегодня волшебный клубочек сам ждет не дождется, чтобы провести вас туда.

В стране случилась беда, ее захватил злой дракон.

Все жители покидают свои сказки. И скоро в этой стране станет совсем темно и холодно.

Спасти страну могут только смелые и добрые ребята.

- Кто из вас смог бы отправиться в путь?

- Но лишь тот, у кого доброе сердце, сможет победить зло.

Тогда в путь

А вот и наш клубочек. Он говорит, что для того, чтобы попасть в страну и выдержать все испытания, нам надо держаться вместе, помогать друг другу.

- Вы готовы?

- Давайте согреем наш клубочек и отправимся в путь.

Игра «Согрей клубочек».

II Путешествие по сказке.

Чтобы двигаться дальше я завяжу вам глаза, а вы возьмите за руки друг друга, станьте цепочкой и будете передвигаться за клубочком. Он у меня в руках.

(Ребята с завязанными глазами, держат друг друга за руки, передвигаются по группе. Их ведет воспитатель. Проделав змееобразные движения по группе и следуя установкам, воспитатель с детьми выходят на поляну, где заранее разбросаны на полу различные лоскутки ткани).

Воспитатель предлагает снять повязки и осмотреться. Говорит о том, что они попали в сказку «Никита Кожемяка».

III Анализ сказки и инсценировка.

Кто помнит, как начинается эта сказка

Какой был змей?

Давайте все мальчики будут у нас змеями, а девочки – царевнами.

Мини-этюд (на выражение злости и горя). Под комментарии воспитателя ребята выполняют движения и показывают на лице эмоции гнева и горя.

К кому обратился за помощью царь?

- Почему рассердился Никита?

- Что сделал Никита? Покажите?

Мини-этюд «Я сражусь» (выполняют все). Сжали кулаки, напрягли все тело, и резко отводя руки в стороны, разжали кисти.

Воспитатель подкрепляет данную установку словами из сказки: «Руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож».

- Почему Кожемяка согласился освободить всю русскую землю от великой беды.

Этюд: «Бой Кожемяки и змея». Давайте разыграем этот бой. (Цель этюда – снятие напряжения).

(В руках у ребят платочки), но бой ведется по правилам:

- можно начинать бой только по сигналу колокольчика.

- можно касаться платочком только тела и ног.

- заканчивать сражение нужно по сигналу колокольчика.

Сражение закончено. Но мы ведь с вами просто играли в сражение, а настоящего дракона, который поселился в Сказалии, мы не победили.

- А вы хотите победить его по-настоящему?

IV Рефлексия.

Волшебный карандаш знает секрет гибели злого дракона. Психолог подносить карандаш к своему уху. И тот ей что-то «говорит»:

- Оказывается мы можем злого дракона превратить в доброго.

Карандаш приготовил для вас карточки, где нарисован контур дракона, нарисуйте ему лицо, раскрасьте его. Но помните, какое выражение должно быть у дракона.

Ребята под фонограмму «Если добрый ты…» из мультфильма «Приключения кота Леопольда», выполняют работу.

После окончания работы, ребята собирают в мешок все лоскутки ткани и увозят их из страны Сказалии. А карандаш и клубочек благодарят ребят за помощь в победе над злом. И говорят, что все герои сказок смогут опять туда вернуться. А ребята пусть приезжают в гости к ним снова и снова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапевтическая программа

Этот материал может быть использован для развития эмоциональной сферы ребенка. Мной предложенны примерные мероприятия для детей.Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные ...

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии:  «Путешествие в Волшебный мир царевны Ярославы»...

Сказкотерапевтическое занятие по теме «Почему исчезают животные?»в старшей группе

: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащат...

Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей школьного возраста "Ребенок и развод родителей"

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.Программа состоит из де...

Конспект сказкотерапевтического занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-7 лет Тема: « Знакомство с песочной страной»

Цель:1.     Осознание ребенком собственной неповторимости, принятия себя, своих особенностей.2.     Обогащение первичных представлений о себе;3....

Сказкотерапевтическая программа, направленная на коррекцию межличностных отношений «Поляна сказок» для детей 5-7 лет

Сказкотерапевтическая программа, направленная на коррекцию межличностных отношений для   детей 5-7 лет...

Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей, переживших развод родителей

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей....