Сенсорное развитие в раннем возрасте посредством дидактических игр.
консультация (младшая группа)

Ефанова Венера Низаметдиновна

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности – это включение задач сенсорного воспитания. Их связь, с содержательной для ребенка деятельностью, позволяет педагогу  формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей.  Практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В  повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие в раннем возрасте посредством дидактических игр.

   Сенсорное развитие служит основой познания мира. Видные представители дошкольной  психологии и педагогики  Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина  и другие, справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

  Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности – это включение задач сенсорного воспитания. Их связь, с содержательной для ребенка деятельностью, позволяет педагогу  формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей.  Практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В  повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека.    

  Учебно-воспитательная работа в нашем дошкольном учреждении  ведется  по «Программе воспитания  и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.  Конспекты игровых занятий в группе раннего возраста прописываются в календарных планах. Однако, в непосредственно образовательной деятельности, основанной на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль, особенно в раннем возрасте,  должна принадлежать дидактическим играм. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми в непосредственно-организованной деятельности; в других – дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в совместной деятельности, в режиме дня, в  самостоятельной игровой деятельности.

  Анализ используемой нами программы и методических разработок  позволяет сделать вывод о необходимости разработки новых  дидактических игр для закрепления и систематизации  сенсорного воспитания.

   Еще до появления на свет малыша каждый родитель, задумывается над тем, каким будет их ребенок?  Как сложится его жизнь?  Сможет ли он найти себя в современном мире?  Каждый родитель, конечно, хочет видеть своего ребенка успешным и благополучным. Но часто родители недооценивают значение периода раннего детства. А  именно в первые годы жизни ребенка закладывается те знания, которые будут способствовать гармоничному развитию малыша.

   При рождении ребенок уже видит и слышит. Поэтому,  уже в раннем возрасте важно создать такие условия, которые помогли бы заложить основу для дальнейшего всестороннего развития ребенка. То, чему ребенок сможет научиться в течение первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь.

   Одна из задач сенсорного развития — формирование у человека представлений о сенсорных эталонах.  Сенсорный эталон - понятие, разработанное А.В. Запорожцем  — это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат) и т.д.  Вначале они предметны  затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень  сенсорных. Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном цвета, формы, размера.  Например: мяч-красный, круглый, маленький.  Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире.  Огромное значение сенсорное развитие имеет для детей от 0 до 3 лет, так как они знакомятся с миром через органы чувств. После 3 лет наступает благоприятный период  для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

   Особенности сенсорного развития детей раннего возраста связано с их мозгом, который активно развивается в этот период. Мозг является движущей силой познавательной деятельности малыша. Ребенок, получая множество впечатлений,  упражнений и материалов для восприятия,  развивает зрение, слух, вкусовые ощущения, обоняние, осязание. Для развития сенсорного восприятия необходимо развитие мышления, воображения, запоминания, которые в дальнейшем, необходимы для процессов анализа, обобщения, сравнения и умозаключения. Если не заниматься сенсорным развитием в ранний  период, то недоработки отразятся на способности к обучению, причем они будут заметны в начальной школе, из-за недостаточной точности и гибкости восприятия.    Но не нужно забывать, что сенсорное развитие у разных детей будет  отличаться. У некоторых детей сильнее развито  зрение. Такие дети легче запоминают образы, охотнее рассматривают, чем слушают, они любят рисовать, рано начинают писать. Другие, воспринимают все на слух,  любят музыку, слушают чтение взрослого, они рано начинают говорить, хорошо запоминают стихи.  Следующая группа детей изучает все на ощупь, находятся в постоянном движении, такие дети любят, чтоб их гладили и целовали, т. е. к ним надо часто прикасаться, они активны в движениях и не могут  долго концентрировать внимание на одном предмете. Поэтому, мы уделяем внимание всем детям, как сильным, так и слабым.

   Как же происходит сенсорное развитие в раннем детстве? Оно происходит с помощью узнавания цвета, формы, величины предмета и т.д. Поэтому ребенок всегда трогает предмет, берет его в рот, чтобы  понять, что он из себя представляет. Чтобы познать предмет со всех сторон ребенок использует   зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту, наши дети, также как  и мы, когда-то, познают  и обогащают представления о мире. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получил благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но все что ребенок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться словестно взрослым. Ребенок получит полную информацию о предмете, явлении, деятельности, если педагог  использует все виды сенсорного воздействия на сенсорную систему ребенка. Нельзя педагогу  забывать об эмоциональном фоне, который создает благоприятные условия для усвоения информации и применения ее в дальнейшем.

  Поэтому, в  непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста, по сенсорному развитию, ставились и решались следующие задачи:

-формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус-  крыша, кирпичик) , количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;

-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

-воспитывать  у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата.

  Эти задачи также решались в создании игровой среды, разработке новых дидактических игр. Используя опыт других педагогов дошкольных учреждений, мы создали сенсорную зону – сенсорную среду, состоящую из дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают зрительную сосредоточенность, внимание, моторику, тактильные чувства, стабилизируют эмоциональное состояние. Сенсорную зону используем как дополнительный инструмент для накопления сенсорного опыта детей. В самостоятельной деятельности  с детьми  по накоплению сенсорного опыта, нами были поставлены следующие задачи:

-   создать условия для снятия чувства тревоги у детей;

-   способствовать улучшению эмоционального состояния детей;

- создать атмосферу, способствующую активизации мозга на основе сенсорных дидактических игр;

-   развить способность детей действовать самостоятельно.

  В процессе создания сенсорной зоны мы отдали предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В дидактических играх мы стремимся заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя.  Цветовая гамма игр состоит из основных 4 цветов, причем все 4 цвета залог каждой игры. Работа с детьми проводится в основном индивидуально или подгруппой состоящей из 2-3 детей.  Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине,  закрепление величины предметов,   геометрических форм, сравнение предметов по цвету, форме, величине и др. 

  Для создания игр мы использовали материал «жатка», синтепон, шерстяные нитки, пуговицы, кнопки, липучки, атласные ленты. Хотим остановиться на некоторых из них:

  В игре «Божьи коровки» учим детей закреплять жучков к травке на кнопки. Развиваем тактильные ощущения пальцев рук, прикасаясь к разным видам травки, закрепляем цвет.

  В игре «Накроем на стол» знакомим детей со столовым предметом – тарелка, а также с продуктами питания. Учим пристегивать тарелки к столу на липучки, закрепляем цвет, форму.  Эту игру, в дальнейшем, можно использовать для ознакомления детей с сервировкой стола.

  В игре «Эмоции» знакомим детей с эмоциями человека: доброта, обида, злость, удивление. Учим пристегивать косички на пуговки, завязывать бантики, группируем предметы по цвету (голова-пуговица-косичка-бант), закрепляем цвет.

  В игре «Луна» знакомим детей с явлениями природы (луна, звезды, ночь). Повторяем форму (нос-шар), фигуру (звездочки на веревочках - круг). Подвешиваем веревочки на пуговицы, проталкиваем бусинки через веревочку. Группируем предметы по цвету (пуговка-веревочка-бусинки-звездочки), закрепляем цвет.

  В игре «Нарядим солнышко» повторяем с детьми  форму предмета (солнышко круглое).  Закрепляем цвета. Учим пристегивать лучики и цветочки  на пуговки. Группируем предметы по цвету (пуговка-лучик-цветочек).

  В игре «Цветочная полянка» развиваем тактильные ощущения кистей рук (прикосновения к травке, полянке, цветам). Учим пристегивать цветочки на пуговки. Упражняем детей в назывании цвета. Группируем цветочки по цвету.

   Считаем, что все игры, сделанные своими руками должны быть выполнены, эстетически.

   Все дидактические игры, которые мы используем в самостоятельной деятельности с детьми,  мы систематически вносим в ежедневный  план воспитательно – образовательный работы. Причем, как в первую половину дня, так и во вторую, с  целью закрепления и систематизации  знаний. При этом учитываем  индивидуальные особенности  развития каждого ребенка.  Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, мы заметили, что дети легче адаптируются  к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно. Считаем, что любой воспитатель должен уметь разработать варианты знакомых детям игр и создать новые - полезные и увлекательные.  Поэтому для обогащения сенсорного  опыта  детей, мы постоянно вносим новые дидактические игры. Ведь любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, синтезировать, экспериментировать, обобщать,  т.е. помогает развивать умственные способности детей.

   Хотим отметить, что дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. В результате проведения дополнительной работы в виде дидактических игр, у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов, зрительного восприятия, восприятия формы, цвета, величины, ориентировки в пространстве. Используя  сенсорную зону в свободной деятельности  с детьми, мы убедились в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, кроме того, дидактические игры способствуют развитию памяти, мышления у детей. Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической  игре, мы заметили, что у детей появляется такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремленность, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Литература:

  1. Казаку, Л.В.  Использование сенсорной комнаты в решении проблем адаптации к ДОУ      младших дошкольников. // Воспитатель. 2012. –№1. –с.90
  2. Кирцева, Е.В. Сенсорная комната « Солнечный зайчик». //Воспитатель. - 2012. –№1. –с.38
  3. Мещаряков, Б.Г. Большой психологический словарь. - Москва: Прайм-Еврознак,      -2003. - 453с.
  4. Новоселова, Л.С. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Пособие для воспитателя детского сада.  - 4с.
  5. Янушко, Е.А.  Сенсорное развитие детей раннего возраста  .- 3с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:        - в образовательной деятельности (включение задач сен...

Сенсорное развитие в раннем возрасте посредством дидактических игр.

Сенсорное развитие в раннем возрасте посредством дидактических игр....

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)

Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

В данной работе рассматриваются особенности дидактических игр, структура дидактической игры и основные виды игр по сенсорике для малышей....

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игртема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»АктуальностьНа этапе раннего детства озн...