Лепка как средство развития творческих способностей дошкольников.
статья

Попова Наталья Валентиновна

В статье говорится о том, что лепка является эффективным средством развития многих сторон индивидульаности ребенка. Частые занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие личности ребенка...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лепка как средство развития творческих способностей дошкольников.

Макшанова Ирина Александровна, воспитатель

ГБОУ СОШ с.Ташёлка СПДС «Колосок»

Попова Наталья Валентиновна, воспитатель

                ГБОУ СОШ с.Ташёлка СПДС «Колосок»        

E-mail: ved79277862097@yandex.ru

      Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребёнка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Поэтому нам, педагогам, необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Изобразительная деятельность здесь выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

      Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами). С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

      «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - писал В. А. Сухомлинский.

      Таким образом, лепка является эффективным средством развития многих сторон индивидуальности ребёнка. Занятия лепкой комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о других её преимуществах.

      Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определённые качества. Занимаясь лепкой, ребёнок знакомится с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают опыт ребёнка. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Чем раньше ребенок постигает искусство лепки, тем выше у него творческая фантазия.

      Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

      Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок – здоровым и успешным.

      Значение лепки для развития ребенка огромно. Это – искусство детей – очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

       Искусство лепки очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий. Дети очень любят лепить, и они должны быть совершенно свободны в том, что они захотели лепить или просто поиграть, поэкспериментировать с тем или иным материалом. Задачей же воспитателя является пробуждения творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества в разнообразных видах художественной деятельности.

       Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок. Однако современный пластилин имеет в своем составе ряд вредных веществ. Поэтому мы хотим предложить вам для работы с детьми свой рецепт приготовления «домашнего» пластилина.

      Сделать его можно из совершенно обычных продуктов, которые практически всегда есть у нас в доме. Для этого нам понадобится: 200 гр. чайной соды, 100 гр. крахмала, немного воды и растительного масла. Все ингредиенты тщательно перемешиваем и варим в течении 10 минут на медленном огне, постоянно помешивая. Когда масса будет готова (свернётся в однородный шар), снимаем её с огня и даём остыть. После чего начинаем вымешивать массу до тех пор, пока она не станет пластичной и не будет прилипать к пальцам. Готовится масса очень быстро, а хранить её можно в течении 2-х недель и более в холодильнике в полиэтиленовом пакете. Готовится масса из экологически чистых продуктов, поэтому её можно использовать для лепки даже с малышами.

Литература:

  1. Бортник А.Ф., Федорова О.В. Лепка как средство развития творческих способностей детей//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 49-50. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770148.htm.
  2. Бурдейный М.А. Искусство лепки. – М.: Профиздат, 2009. – 104с.
  3. Вакуленко Е.Г. Народно-прикладное творчество: теория, история, практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 380 с.
  4. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». – М., 2005.
  5. Косогорова Л.В., Неретина Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.
  6. «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников». infourok.ru.
  7. «Лепка как средство развития творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования». scienceforum.ru
  8. Проект (младшая группа) на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки». nsportal.ru

1.        Бурдейный М.А. Искусство лепки. – М.: Профиздат, 2009. – 104с.

2.        Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». – М., 2005.

3.        «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников». infourok.ru.

4.        Бортник А.Ф., Федорова О.В. Лепка как средство развития творческих способностей детей//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 49-50. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770148.htm.

  1. Проект (младшая группа) на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки». nsportal.ru
  2. Вакуленко Е.Г. Народно-прикладное творчество: теория, история, практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 380 с.
  3. Косогорова Л.В., Неретина Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.
  4. «Лепка как средство развития творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования». scienceforum.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

Статья "Лепка как средство развития творческих способностей дошкольного возраста".

Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики. Очень важно его формировать у ребёнка с самого раннего возраста, потому что наша действительность т...

Консультация для родителей «Лепка- эффективное средство развития творческих способностей дошкольника»

Консультация для родителей «Лепка- эффективное средство развития творческих способностей дошкольника»Лепка- это один из видов изобразительной деятельности дошкольников, основное назначение...

Консультация для родителей на тему: «Лепка- эффективное средство развития творческих способностей дошкольника»

Лепка- это один из видов изобразительной деятельности дошкольников, основное назначение которой – образное отражение действительности. Значение лепки для развития ребенка огромно. Скульптор И. Я...

Лепка как средство развития творческих способностей дошкольника

Лепка как средство развития творческих способностей дошкольника...

Использование нетрадиционных техник лепки как средство развития творческих способностей дошкольников

Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.  Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом....