проект "Почему Дед Мороз не снимает шубу?"
проект (старшая группа)

Ирина Алексеевна Соколова

Дети часто спрашивают "почему Дедушка Мороз не снимает шубу на празднике? разве ему не жарко?". Так получилось название проекта, и мы с детьми с интересом старались понять, ну почему ему не жарко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Проект

«Почему Дед Мороз никогда не снимает шубу?»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:  Соколова  Ирина  Алексеевна

I квалификационная категория

Педагогический стаж:  23 лет

2019 год

Исследовать — значит видеть то, что видели все,

 и думать так, как не думал никто.

Альберт Сент-Дьёрди

Во всех делах очень полезно периодически ставить

 знак вопроса к тому, что вы с давних пор считали

не требующим доказательств. 

                                                                                                   Бертран Рассел

Проект реализуется в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, согласно ФГОС.

Время новогодних праздников — это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов. Много ли вы знаете об истории этого праздника и о традициях Нового года?

Новый год всегда вселяет в нас надежду на лучшее, дарит множество подарков и приятных эмоций. В этот период мы можем с легкостью почувствовать себя героями сказки. Все мы вспоминаем детство, воспринимая происходящее вокруг глазами ребенка. Всем так хочется верить в Деда Мороза и Снегурочку, которые непременно придут к нам в гости и в то, что где — то далеко, в холодных краях живет прекрасная Снежная Королева. Некоторые со мной не согласятся, но в душе это происходит с каждым. И виноват во всем Новый год — время исполнения самых заветных желаний. Главное — настраиваться только на хорошее, доброе, и все желания сбудутся. А вот основные правила, которых придерживались древние славяне:

  • Надеть что-нибудь новое, что бы весь год проходить в обновках;
  • Выбросить старые вещи, что бы очистить дом и душу от всякого хлама;
  • Первый день нового года провести весело, чтобы весь год был радостным;
  • Приготовить к праздничному столу как можно больше угощений и лакомств, чтобы весь год жить в изобилии;
  • Не одалживать деньги под новый год, раздать все долги, что бы больше не быть в долгах.

Неотъемлемой частью Нового года является новогодняя елка (в некоторых странах это атрибут празднования Рождества) и Дед Мороз — сказочный персонаж, который в новогоднюю ночь  кладет  под елку подарки послушным детям. Появились также и современные традиции Нового года — использование пиротехнических изделий: бенгальских огней, хлопушек, ракет, салютов, а также новогоднее обращение президента к народу по телевидению, новогодние концерты и фильмы.

Все дети ждут, когда сказочные персонажи приедут к ним в новогоднюю ночь на лошадиной упряжке с огромным мешком, полным подарков. Дед Мороз в России и в большинстве других стран бывшего Советского Союза никогда не отправляется в путь без своей внучки Снегурочки, одетой в голубую шубку, аккуратную шапку с мехом или кокошник. Сам же главный гость праздника обычно также облачен в шубу, у него она бывает красного, серебристого или синего цвета, но непременно длинная и расшитая затейливыми узорами. На голове у Мороза красуется шапка, а руках, кроме мешка, находится волшебный посох.

Мы привыкли к имени и образу нашего главного новогоднего Волшебника – Деда Мороза, с окладистой бородой, в длинной красивой шубе. Но любопытно, что такой персонаж в старой Руси был отрицательным – им пугали детей.

С развитием советского кинематографа Деда Мороза снабдили положительными качествами и доброй душой, благодаря которым, он на каждый Новый год, вместе со своей внучкой, Снегурочкой, привозит на тройке лошадей детям подарки и посещает детские праздники, поздравляя с Новым годом.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Целевая группа: дети  подготовительной  группы.

По продолжительности: 1 неделя.

Типология проекта: познавательно – исследовательский.

По доминирующей деятельности: познавательный, экспериментальный.

По форме работы: групповая, коллективная.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Формы проведения работы: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах, экспериментальная деятельность.

Актуальность: 

У нас в России существует традиция новогодних праздников. Это значит, что каждый год в детских садах проходят новогодние утренники,  на которые    приходит Дед Мороз со Снегурочкой. Они играют, слушают стихотворения, пляшут  и поют песни. Но они никогда не раздеваются, ведь они  в зимней одежде. Почему они не снимают верхнюю одежду? Почему им не жарко?

Гипотеза:  если  Дед Мороз  снимет шубу, то он растает.

Цель: узнать, почему Деду Морозу не жарко в помещении,  и  почему  он никогда не снимает шубу.

Задачи:

  1. Расширить  представления  о традициях новогодних праздников, в частности присутствия на них Деда Мороза;
  2. Провести опыты со снегом, и узнать  его свойства;
  3. Научить находить нужную информацию и получать знания из новых источников;
  4. Развивать   творческое  мышление  и  фантазию;
  5. Воспитывать   у  детей  чувство  радости  от  праздника  Нового года.

Проблема – Почему Дед Мороз никогда не снимает шубу и ему совсем не жарко в помещении?

Целеполагание – после обсуждения проблемы,  дети решили побольше узнать о свойствах снега, и конечно об одежде Деда Мороза.

I этап.

Подобрать художественную литературу про Деда Мороза, прочитать сказки, рассмотреть иллюстрации. Убедиться, что Дед Мороз везде в шубе.

Создать картотеку  зимних стихотворений о Дед Морозе.  

II  этап.

Просмотр  новогодних мультфильмов.

Разучивание  новогодних стихотворений.

Разучивание  новогодних песен.

Проведение  организованной образовательной деятельности  по  формированию картины целостности мира, рисованию, лепки, аппликации.

Создать поделки Деда Мороза.

Подбор тканей и создание коллекции « Ткань для шубы Деда Мороза».

Создание запрещающих знаков для тех,  кто ждет в гости Деда Мороза.

Экспериментальная деятельность «Опыты со снегом».

III  этап.

Выставка детских рисунков.

Презентация  мальчика Мударисова Артура  «Дед Мороз. Это кто???».

Вывод.

 

Этапы проекта.

1. Подготовительный.

Изучение и подбор методической литературы для педагога.

Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.

Составление плана работы.

Изучить методическую литературу: «Опыты со снегом».

Провести с детьми беседы по теме: «Что такое Новый год?», «Как вы думаете, почему Дед Мороз не снимает шубу?», «Как называют Дед Мороза в других странах?», «Почему  летом идет дождь, а зимой – снег?».

Пополнить предметно-развивающую среду.

2. Выполнение проекта.

Реализация проекта осуществляется через специально организованную деятельность (интегрированные занятия, праздничные развлечения, комплексные занятия) и через совместную деятельность педагога с детьми (беседы, экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы,  рассматривание картин, игры  - викторины, сюжетно – ролевые игры),  а также в самостоятельной деятельности и работе с родителями (тематические рисунки).

На основе ситуативных высказываний детей, записей, сделанных в модели трех вопросов, и исходя, из своего профессионального опыта создала план реализации проекта.

Что мы знаем о Дед Морозе?

Приходит зимой на новый год (Амирхан)

Он ходит в красной шубе и с длинной белой бородой (Амир)

У него есть братья по всему миру (Марсель)

Что мы хотим узнать?

Как зовут его братьев в других странах (Арслан)

Почему он никогда не раздевается на утреннике (Ильяс)

Почему Дед Морозу не жарко (Вика)

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Посмотреть в интернете (Артур)

В магазине «Апельсин» купить книгу или сходить в библиотеку (Марсель)

Прочитать в энциклопедии или спросить у мамы (Максим)

План реализации проекта:

образовательная область

задачи

методические

приемы

ответственные

Вводный этап

1

Познавательное развитие (расширение   кругозора детей).

Тема: беседа «Что такое Новый год? Кто такой Дед Мороз?»

Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей познавательной деятельности.

Рассказ воспитателя о празднике Новый год, физминутка, ответы на вопросы

воспитатель

2

Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.

Создание условий для реализации проекта.

воспита-

тель

3

Подбор познавательной и методической литературы, наглядных материалов.

Анализ литературы для организации осуществления исследования.

дети, воспита-

тель,

родители

Основной этап

1

ООД. Познавательное развитие (формирование целостной картины мира)

Тема: «Встреча Нового года»

Образовательные:  

Расширять и обогащать знания детей об истории новогоднего праздника.

Развивающие:

Развивать  умение ориентирова- ться во времени и пространстве, работать с глобусом, умение сотрудничать в коллективной деятельности

Воспитательные:

Воспитывать  чувство уважения к традициям и обычаям народов других стран, эмоциональной отзывчивости в связи с подготовкой к Новому году, стремления оказать помощь.

Беседа, художествен-

ное слово, рассматрива-ние, отгадывание загадок,

дидактические игры.

дети,

воспитатель

2

ООД.

Познавательное развитие  (формирование целостной картины мира).

Тема: «Великий Устюг – родина Деда Мороза»

Образовательные:

Познакомить детей с городом Вологодской области Великим Устюгом – родиной Деда Мороза

Развивающие:

Вспомнить традиции празднования Нового года в России.

Развивать  и активизировать  словарный запас детей.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение детей  к  празднику «Новый год» и главному  его персонажу  Деду Морозу.

Беседа, художествен- ное слово,

рассматривание картин, отгадывание загадок, дидактические игры

дети, воспитатель

3

ООД.

Художественно- эстетическое развитие (рисование).

Тема: Новогодний праздник в детском саду.

 

Образовательные:

Упражнять в рисовании фигур детей в движении. Продолжать учить удачно располагать изображения на листе.

Развивающие:

Совершенствовать умение смешивать краски с белилами для получения оттенков.

Развивать способности анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор.

Воспитательные:

Воспитывать  желание отражать в рисунке праздничные впечатления.

Беседа, художе -ственное слово, игровая ситуация, самостоятель-ная деятельность детей, физминутка

дети, воспита-тель

4

ООД.

Художественно- эстетическое развитие (рисование).

Тема: Портрет Деда Мороза.

Образовательные:

Учить детей рисовать Деда Мороза, пропорционально передавая части тела, костюм героя, узоры на нем, используя схемы рисования.

Развивающие:

Развивать фантазию, творческий подход при выполнении рисунка, технические навыки при работе с кистью и гуашью, умение получать нужный цвет при смешивании красок.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к традициям и культуре своего народа.

Беседа, художе -ственное слово, игровая ситуация, самостоятель

ная

деятельность детей, физминутка

дети, воспитатель

5

Эксперименталь-ная деятельность.

Тема: «Изготовление цветных льдинок»

Образовательные:

Познакомить детей  с   двумя   агрегатными   состояниями   воды    -   жидким   и  твердым.

Развивающие:

Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Воспитательные:

Воспитывать  интерес  к экспериментам.

Рассматрива-ние, обсуждение,

проведение эксперимента,  проговарива-ние свойств, изготовление льдинок, наблюдение, вывод

дети, воспитатель

6

ООД.

Художественно-эстетическое развитие (лепка).

Тема: «Дед Мороз»

Образовательные:

Содействовать обучению детей передавать в лепке образ Деда Мороза.

Развивающие:

Закреплять умение  лепить полые формы (шуба Деда Мороза), передавать детали, используя различные приемы лепки: прищипывание, оттягивание, сглаживание поверхности.

Воспитательные:

Воспитывать положительное отношение к герою новогодних праздников.

Беседа, художе -ственное слово, игровая ситуация, самостоятель-

ная деятельность детей, физминутка

дети, воспита-тель

7

Социально – коммуникативное развитие (социализация).

Сюжетно – ролевая игра

«Новогодний праздник».

Образовательные:

Формировать  умение  творчески развивать сюжет игры.

Развивающие:

Обогащать  словарь детей  за счет слов, употребляемых в ситуации общения друг с другом.

Воспитательные:

Воспитывать  интерес  к традициям России.

Подготовка атрибутов к игре, придумывание игровых ситуаций, расширение героев игры

дети, воспита-тель

8

Эксперименталь-ная деятельность.

Тема: «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

Образовательные: 

Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Развивающие:

Развивать  и активизировать  словарный запас детей.

Воспитательные:

Воспитывать  любознательность и интерес  к экспериментам.

Рассматрива-ние, проведение эксперимента, обсуждение, наблюдение, вывод

дети, воспита-тель

Итоговый этап

1

Оформление выставки рисунков

«Наш любимый Дед Мороз»

Вспомнить традиции празднования Нового года в России. Воспитывать доброжелательное отношение детей  к  празднику «Новый год» и главному  его персонажу  Деду Морозу.

Выставка рисунков

дети, воспитатель

2

Художественно – эстетическое развитие (музыка).

Развлечение «Новогодний праздник»

Образовательные:

Учить детей выразительно исполнять музыкальные, танцевальные, стихотворные номера на сцене.

Развивающие:

Развивать творческие способности, коммуникативные навыки.

Совершенствовать умение играть роли, уверенно держать себя на сцене.

Воспитательные:

Вызвать эмоциональный отклик. Воспитывать любовь к народным героям.

Сценарий развлечения, герои сказки Баба Яга, Дед Мороз, Снегурочка

дети, воспитатель, музыкальный руководи-тель

3

Презентация проекта Мударисова Артура

«Семья Деда Мороза»

Расширять познавательные  знания детей об обычаях празднования Нового года в разных странах.

Воспитывать у детей интерес к истории разных стран. 

 Презентация проекта

Мудари-сов Артур

3.Заключительный.  Итог проекта.

Оформление выставки рисунков  «Наш любимый Дед Мороз».

Развлечение «Новогодний праздник».

Создание запрещающих знаков для тех,  кто ждет в гости Деда Мороза.

Презентация проекта Мударисова Артура  «Семья Деда Мороза».

Размещение в соцсетях.

Выводы: участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор  о праздновании  Нового года в других странах, сформировать элементарные представления о добром волшебнике Дед Морозе;  провести эксперимент и  сделать вывод, почему Дед Мороз не снимает шубу на праздниках. 

Таким образом, внедрение данного практико – ориентировочного  проекта, проявило у детей интерес к  традициям России, экспериментированию и творчеству. Работа по этой теме будет продолжаться.

Список использованной литературы

  1. Гурина И.В. Новогодние загадки. – М.: ООО “Издательство “Фламинго””, 2006
  2. Любимый праздник Новый год: стихи, песенки, сказки, загадки / А. Барто, С. Михалков, А. Усачёв и др. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2011.
  3. Новогодний калейдоскоп. Репертуарный сборник литературных материалов в помощь организаторам детских новогодних и музыкальных праздников. Методическое пособие / Сост. А.С. Фролов. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей, Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  5. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСВО “ДЕТСВО-ПРЕСС”, 2012.
  6. Интернет ресурсы с сайтов

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.colady.ru/17

http://www.tvoyrebenok.ru/

Приложение 1.

Конспект  ООД (ФЦКМ)  «Великий Устюг — Родина Деда Мороза».

Цель: формировать представление детей о Великом Устюге, как родине Деда Мороза.

Задачи: обобщить представление детей о главном герое Новогоднего праздника – Деде Морозе; развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память; воспитывать интерес к достопримечательностям нашей Родины, чувство патриотизма.

Предварительна работа: беседа о новогоднем празднике, рассматривание изображений Деда Мороза и Снегурочки на новогодних открытках и календарях, заучивание стихотворений, песен.

Материалы и оборудование: групповая елка с игрушками, игрушка «Дед Мороз», картинки с изображением Снеговика, Снежной бабы, различные фигуры: треугольники разного цвета и размера, круги разного цвета и размера, другие фигуры, мешок для сюрпризов с желаниями, «сапожок» с гостинцами. Презентация, письмо от Деда Мороза.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я утром обнаружила на столе письмо, а от кого оно пришло, вы узнаете, отгадав загадки:

Удивительный художник

У окошка побывал

Удивительный художник

Нам окно разрисовал.

На стекле – цветы и листья

Все искрится, все бело

Но без красок и без кисти

Разрисовано стекло.

Пальмы, папоротники, клены

На окошке лес густой

Только белый, не зеленый

Весь блестящий, непростой.

(Ребята отвечают - Мороз)

Воспитатель: -Правильно, ребята!

Это  Дедушка Мороз. Он волшебным посохом окна разрисовывает. Вы все ребята, наверно, уже давно мечтаете побывать в гостях у Деда Мороза. А вы знаете, где живет Дед Мороз?

Дети: - нет.

Воспитатель: - Дед Мороз живет на Севере, в дальнем лесу, в старинном русском городе Великий Устюг. Нелегко добраться до него. Всюду большие сугробы. А чтобы оказаться у Деда Мороза в гостях, давайте произнесем волшебные слова: «Эни-бени-рики-таки, Карас-бульба-рики-шмаки. Энес-бэнес-космодренс, Бац-шманц-бэнс!» (на слайде появляется изображение Вотчины Деда Мороза).

Добрый волшебник, повелитель метелей и вьюг. Российский Дед Мороз живет в старинном доме, который называется терем. Этому красивому, деревянному, волшебному, сказочному, уютному, гостеприимному терему аж 200 лет, столько же, сколько лет Деду Морозу.

Друзья Деда Мороза уже начали подготовку к празднику. Присоединимся к ним.

Дети: присоединимся.

(делаем физминутку)

Но для этого нам нужно попасть в сказку.

3 раза хлопнули

4 раза топнули

2 раза покружились

И в сказке очутились. (дети выполняют движения по заданию)

Замело все дороги – пути

Нелегко их будет найти

Мы цветную дорожку проложим

И легко отыскать её сможем.

Дидактическая игра «Логическая дорожка».

Дорожку нужно выложить так, чтобы рядом не было фигур одинакового размера и цвета.

Дети по очереди выкладывают фигуры на дорожку. Комментируют свои действия, при необходимости исправляют ошибки друг друга.

Дети: Я положу большой синий круг. А я маленький красный треугольник.

Воспитатель: - посмотрите, какая красивая дорожка у нас получилась, по ней мы прямо к терему Деда мороза пройдем.

Дети проходят на свои места за столы.

В тереме 12 разных комнат. Самый большой - это тронный зал (показ слайда). Прямо посередине стоит наряженная елка и резной трон. На троне Российский Дед Мороз восседает, гостей встречает. Есть еще у Деда Мороза  комната важных дел (показ слайда). Дед Мороз там читает от детей и взрослых письма, готовит подарки.

У ворот нас встречают друзья Деда Мороза. Кто это ребята?

Дети: - снеговик и снежная баба.

Воспитатель: - как вы догадались, что это снежная баба?

Дидактическая игра «Найди отличия».

До чего ж они похожи! Внимательно на них посмотрите и найдите отличия.

Дети рассматривают Снеговиков, находят отличия между ними (у Снежной бабы есть косички и бантики и др.).

Еще в тереме Деда Мороза есть опочивальня - спальня (показ слайда). В спальне - опочивальне стоит кровать. Она большая, деревянная, резная. На ней большая и мягкая перина. В голове кровати – солнце, а в ногах – месяц ясный. На кровати подушки сложены пирамидкой, их ровно семь – на каждый день недели своя подушка. На стене висит зеркало. Но оно не простое. А волшебное. В нем Дед Мороз видит все свои владения.

Воспитатель: - ребята, наше путешествие по терему Деда Мороза заканчивается. Заглянем в особую комнату: «Комнату желаний». Каждый из вас подойдет к наряженной елочке, снимет понравившийся шарик, загадает желание, которое хотелось бы, чтобы сбылось в следующем году. Сюрприз с желанием положить Деду Морозу в мешок. Дед Мороз заберет мешок к себе в терем в Великий Устюг.

Дети снимают шарики и загадывают желание.

Дед Мороз благодарит детей и оставляет «сапожок с гостинцами».

Итог.

Конспект  ООД (рисования)  на тему «Дед Мороз».

Цель: Учить создавать образ Деда Мороза, передавая характерные особенности внешнего вида.

Задачи:

Образовательная:  учить детей рисовать Деда Мороза, пропорционально передавая части тела, костюм героя.

Развивающая: развивать умение работать по технологической схеме: соблюдать последовательность трудовых операций, самостоятельно подбирать цвета, развивать навыки самоконтроля.

Воспитательная: воспитывать у детей чувство радости от ожидания праздника Нового года.

Предварительная работа: беседа «Новый Год», просмотр картин.

Материал: демонстрационный – картина Дед Мороз, технологическая карта;  раздаточный - лист А4, набор карандашей 12 цветов, запасные карандаши.

Ход:

Воспитатель: - очень скоро придет самый любимый праздник и взрослых и детей, как вы думаете какой?

Дети: - конечно Новый Год!

Воспитатель:- чем радует Новый Год? Кто самый главный на новогоднем празднике? 

Дети: - Дед Мороз.

Воспитатель: - правильно, это Дедушка Мороз. А когда он приходит к нам?

Дети: - зимой, на Новый Год.

Воспитатель: - А в каком месяце мы отмечаем Новый год?

Дети: -  в декабре.

Воспитатель: - как вы думаете, во все страны мира приходит Дед Мороз? (ответы детей). Деды Морозы всегда одинаково одеты? (нет)

Воспитатель: - в разных странах выглядят они по-разному. У них разные имена, разная одежда, средства передвижения и приносят подарки - каждый делает это по-своему.

Воспитатель: - ребята, я предлагаю вам нарисовать Деда Мороза нашей страны, России. Вспомните, во что он одет на нашем новогоднем празднике?

(Наш дедушка носит шубу до пола, валенки, высокую меховую шапку, а в руках держит посох и мешок с подарками).

-А шуба, какого цвета? (Синяя, красная)

-А какое у него средство передвижения? (в санях, запряжённых тройкой лошадей)

Воспитатель: - ребята, мы привыкли, что Дед Мороз всегда приходит к нам с подарками. Давайте мы с вами сегодня тоже сделаем для него подарок – нарисуем его портрет. Отнесем его портрет домой, и он будет украшать ваш дом. Дед Мороз, когда придет к вам под Новый год будет очень рад это увидеть.

Воспитатель: - посмотрите ребята, как мы будем рисовать (показ технологической карты)

- Ребята, скажите, что сначала будем рисовать?

1. Голову у Деда Мороза, шею, плечи

2. Верхнюю часть туловища

3. Шубу и руки с рукавичками, опушки мехов, валенки

4. Рисуем лицо  (нос, глаза, рот, брови, борода, усы, шапку и пояс)

Обратите внимание борода у нас белая, а также все опушки мехов с поясом белые. Посмотрите, как раскрашиваем опушки мехов, штрихуем таким цветом, каким будет шуба. Ребята, чтобы получить розовый оттенок лица, мы раскрашиваем его, не сильно надавливая карандашом.

Закрепление:

Что сначала рисуем? Что потом?

Пальчиковая гимнастика:

Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали, и резвились, (Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз (Дети «шагают»)

Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг.)

В них же — вкусные предметы: (Делают ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих, (Загибают на обеих руках пальчики, Орешки рядом с ними, начиная с большого)

Груша, яблоко, один золотистый мандарин.

- Теперь садимся за столы, спина прямая, не мешаем друг другу во время работы.

(В ходе наблюдаю, поощряю самостоятельность)

- Ребята, кто уже нарисовал, приносим картины на доску.

- Я вам сейчас дам такие снежинки, вы положите тому, у кого вам больше всех нравится, на свое не ложим.

- Ребята посмотрите, у кого больше всех снежинок, кто рисовал картины и смотрел на схемы. У кого линии аккуратные, ровные. Посмотрите, все ли правильно раскрашивали, у всех опушки мехов белые.

Итог. Мне очень нравятся все ваши картины, они все получились разные, красивые, яркие. Я очень рада, что шубу раскрашивали не только красным, но и синим.

Конспект  ООД (лепка) на тему: «Дед Мороз»

Цель: Учить создавать образ Деда Мороза, передавая характерные особенности внешнего вида.

Задачи:

Образовательная. Формировать навыки детей изображать фигуру Дед  Мороза в движении, отмечая это определенным положением рук, ног, создавать выразительный образ.

Развивающая. Проявлять самостоятельность в изображении общей формы, пропорции фигуры, отдельных деталей. Закреплять умение пользоваться знакомыми способами лепки

Воспитательная. Воспитывать у детей чувство радости от ожидания праздника Нового года.

Предварительная работа: рассматривание картинок о Дед Морозе, рисование.

Материал: пластилин разного цвета, стеки, доски.

Ход занятия:

Воспитатель: - дети, послушайте загадку:

Кто приходит каждый год

к нам в детский сад на Новый год?

Зажигает нашу елку

И  завидит хоровод. (Дед Мороз).

Дети: - Дед Мороз.

Воспитатель: - вспомните  новогодний праздник. Кто больше всех вам запомнился на нем? 

Дети: - Дед Мороз, Снегурочка.

Воспитатель: - вот сегодня мы будем лепить Дед Мороза для того, чтобы дети младшей группы тоже вспомнили новогодний праздник. Дед Мороз старается придти на праздник во все детские сады, ко всем детям, в руках у него волшебная палочка  (посох, за плечом - мешок с подарками, он торопится, идет быстрыми шагами, полы его шубы расходятся от его энергичной ходьбы)

-Кто сможет показать, как шагает Дед Мороз, когда спешит на праздник (дети показывают, сначала один ребенок, затем все вместе).

Спина у него немного согнута, ему тяжело нести подарки, одна рука впереди в ней посох, другая согнута - в ней мешок.

-Дети, а сейчас мы послушаем песню про Деда Мороза. (После песни садятся).

Воспитатель: - дети, мы с вами на предыдущем занятии лепили мальчика, девочку, снегурочку, а сейчас мы должны слепить так, чтобы сразу можно догадаться, что это Дед Мороз.

- А сейчас внимательно рассмотрим одежду Деда Мороза. Он одет в шубу, на голове - шапка, в руке – посох, за плечами - мешок с подарками, у него длинная борода, одет в валенки (Рассматривают Деда Мороза).

Воспитатель обращает внимание на шубу, на ее длину.

-Дети, давайте вспомним, как мы будем лепить Деда Мороза, каким способом? Кто скажет?

- Деда Мороза можно слепить из целого куска пластилина и из отдельных частей. Воспитатель напоминает приемы скрепления и промазывания.

-Дети, мы все с вами вспомнили, а теперь приступайте к работе.

-С чего мы начнем лепить?

-Делим пластилин на части, а затем ого раскатываем.

Воспитатель ходит, следит за работой, напоминает о правильной осанке, помогает словесно детям.

-Заканчиваем работу. До конца осталось 5 минут. Кто закончил работу, ставит Деда Мороза на эту полянку, где соберутся все Дед Морозы. Мы выберем самых красивых и веселых, и подарим их детям младшей группы.

- Дети, кто скажет какой Дед Мороз спешит быстрее? (вот этот, у него широкий шаг).

-А который устал, стоит?

-Почему ты узнал? (при анализе обратить внимание на шаг, т. к. все остальное для них еще трудно).

- Молодцы, сегодня на занятии все работали хорошо, старались.

(Здесь необходима пропорция, голова- шуба, при делении пластилина обратить внимание на голову столько- то, на руки; обратить внимание на руки до шубы).

Приложение 2.

Картотека опытов и экспериментов зимой

Почему тает снег?

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: Емкости для снега.      

Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с

разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.). Через  некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).

Изготовление цветных льдинок

Цель: Познакомить   с   двумя   агрегатными   состояниями   воды    -   жидким   и  твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.

Как согреть руки?

Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Материал: Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.      

Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки — толстые и

тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой - прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко). Взрослый предлагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке стало сначала тепло, потом горячо). Взрослый подводит детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении.

Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель: Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материал: Иллюстрации, открытки «С Новым годом!», мех, подставки, емкости для снеговых фигур.

Дети рассматривают открытки, иллюстрации, обращая внимание на то, что Дед Мороз и Снегурочка всегда одеты в шубы. Выясняют, во что они одеты на празднике  (им жарко, но они приходят в шубах);  где «живут» Дед Мороз и  Снегурочка (там, где холодно, на Севере; им хорошо, когда холодно). Взрослый предлагает детям вылепить Деда Мороза и Снегурку из снега, внести их в помещение, закутать одну фигурку в «шубу» (полностью), а другую – оставить открытой. После 10-15-минутного наблюдения выясняют, что произошло, почему открытая фигурка начала таять (в помещении тепло, снег в тепле тает). Затем раскрывают вторую фигурку и выясняют, почему она осталась такой же прочной, как была («шуба» защитила ее от тепла комнаты, снег не растаял). В конце занятия взрослый еще раз выясняет, почему же Дед Мороз и Снегурочка приходят к нам в шубах (они спасаются от тепла).

Как звери меняют в шубку?

Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Материал: Кусочки меха (старого), кора деревьев.      

Взрослый предлагает детям подумать, что делать зверям, которым нужны зимой теплые шубки, но купить их они не могут (отрастить новый мех, плотный, тяжелый).

Рассматривают старую вылезшую и плотную пушистую шкурку лисы. Выясняют, какую из них лиса могла бы носить летом, какую зимой, откуда зимой появилась пушистая шубка и куда она исчезает летом. Взрослый подводит детей к пониманию того, как  звери «развешивают» в лесу зимние шубы (проводит старой шкуркой по коре дерева, на не остаются волоски).

        

Нужен ли зимой растениям снег?

Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Материал: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности

Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую - под снег на время прогулки.  Взрослый проверяет состояние воды в емкостях.  И спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзнут ; не будет снега - могут замерзнуть и погибнуть корешки). Дети высказывают предположения, зарисовывают их. Взрослый вместе с детьми находит место, где снег выдувается, обозначает его условным значком: «нет снега». Весной можно наблюдать за появлением растительности на разных участках с привлечением зарисовок. Делают вывод о необходимости снега растениям зимой.

Где быстрее наступит весна?

Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: ёмкости со снегом, льдом.

Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1-2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке (на полянке солнце быстрее растопит снег).

Где будут первые проталинки?

Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением  солнца.

Материал: ёмкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона.      

Ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет снегом одинаковые по

размеру, но окрашенные в темные и светлые тона емкости, ставит их на солнце и наблюдает за изменениями. Дети сравнивают результаты (в темных емкостях снег тает быстрее). В яркий солнечный день взрослый предлагает детям потрогать кору березы   и   рябины   и   сравнить   ощущения   (кора   рябины   горячая,   березы    прохладная). Выясняют, возле какого дерева раньше появятся проталины (вокруг деревьев с темными стволами).

Почему снег мягкий

Цель: совершенствовать знание детей о снеге.

Материал: лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит

Замерзание жидкостей. 

Цель: познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал: формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.

Откуда берётся иней? 

Цель: дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал: термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Где лучики? 

Цель: показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал: чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Приложение 3.

  • Дед Мороз шалит, как маленький

Дед Мороз, хоть старенький, 
Но шалит, как маленький: 
Щиплет щеки, нос щекочет, 
Ухватить за уши хочет. 
Дед Мороз, в лицо не дуй, 
Хватит, слышишь, 
Не балуй!

  • Добрый Дедушка Мороз

Добрый Дедушка Мороз 
Бородою весь оброс. 
Он спешит сегодня слишком, 
Вместе с внучкою к детишкам. 
С неба падает снежок, 
А у дедушки - мешок. 
В нём он каждому из нас, 
По подарочку припас.

  • Мой папа - Дед Мороз

Добрый дедушка Мороз 
Мне щенка в мешке принес, 
Но какой-то странный дед, 
В шубу мамину одет, 
А глаза его большие ,
Как у папы голубые. 
Это папа, я молчу, 
Втихомолку хохочу, 
Пусть позабавляются, 
Может сам признается.

  • Дедушка Мороз

У этого дедушки много внучат,
Внучата на дедушку часто ворчат.

На улице дедушка к ним пристает,

За пальцы хватает, за ушки дерет.

Но вечер счастливый приходит в году -
Сердитого дедушку в гости я жду.
Подарки приносит и добрый на вид,
И все веселятся - никто не ворчит.

  • Борода и красный нос

Шубка, шапка, рукавички. 
На носу сидят синички. 
Борода и красный нос - 
Это Дедушка Мороз!

  • Я веселый Дед Мороз

Я веселый Дед Мороз,
К вам пришел сегодня, 
Я подарки вам принес,
В праздник новогодний!
Крикнем громко все УРА!
Подарки раздавать пора!

  • Кто пришел?

Кто пришел? Что принес?
Знаем мы: Дед Мороз.
Дед седой, с бородой,
Он наш гость дорогой.
Он нам елку зажжет,
С нами песни споет.

  • Дед Мороз

– Кто в нарядной теплой шубе,
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости,
И румяный, и седой?

Он играет с нами, пляшет,
С ним и праздник веселей!
– Дед Мороз на елке нашей,
Самый главный из гостей!

  • К нам на елку

К нам на елку – ой-ой-ой!
Дед Мороз идет живой.
Ну и дедушка Мороз!
Что за щеки, что за нос!
Борода-то, борода!
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то... папины!

  • Если кончится мороз

Если кончится мороз,
Снег растает белый,
Что же дедушка Мороз
Бедный станет делать?

Побежит с него вода
Ручейками на пол,
С бороды его тогда,
Тоже станет капать?

Добрый дедушка Мороз,
Миленький, любименький!
Спрячься, дедушка Мороз,
В нашем холодильнике!

Приложение 4.

Создание запрещающих знаков для тех,  кто ждет в гости Деда Мороза.

Приложение 5.

Презентация проекта Мударисова Артура  «Семья Деда Мороза».

Приложение  6.

Презентация  «Опыты со снегом"


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

проект «Почему Дед Мороз никогда не снимает шубу?» воспитатель Соколова Ирина Алексеевна МАДОУ детский сад № 25 г. Туймазы

Слайд 2

Цель: узнать, почему Деду Морозу не жарко в помещении, и почему он никогда не снимает шубу. Задачи: Расширить представление о традициях новогодних праздников, в частности присутствия на них Деда Мороза. Провести опыты со снегом, и узнать о его свойствах. Научить находить нужную информацию и получать знания из новых источников. Развивать творческое мышление и фантазию. Воспитывать у детей чувство радости от праздника Нового года.

Слайд 3

Гипотеза: если Дед Мороз снимет шубу, то он растает.

Слайд 4

Актуальность: У нас в России существует традиция новогодних праздников. Это значит, что каждый год в детских садах проходят новогодние утренники, на которые приходит Дед Мороз со Снегурочкой. Они играют, слушают стихотворения, пляшут и поют песни. Но они никогда не раздеваются. Почему???? Почему им не жарко?

Слайд 5

На основе ситуативных высказываний детей создала план реализации проекта . Что мы знаем о Дед Морозе? Приходит зимой на новый год (Амирхан) Он ходит в красной шубе и с длинной белой бородой (Амир) У него есть братья по всему миру (Марсель) Что мы хотим узнать? Как зовут его братьев в других странах (Арслан) Почему он никогда не раздевается на утреннике (Ильяс) Почему Дед Морозу не жарко (Вика) Что нужно сделать, чтобы узнать? Посмотреть в интернете (Артур) В магазине «Апельсин» купить книгу или сходить в библиотеку (Марсель) Прочитать в энциклопедии или спросить у мамы (Максим)

Слайд 6

«Любимый Дед Мороз»

Слайд 7

Новогодний утренник Встреча с Дед Морозом Итоговый этап.

Слайд 8

Вывод: участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор о праздновании Нового года в других странах, сформировать элементарные представления о добром волшебнике Дед Морозе; провести эксперимент и сделать вывод, почему Дед Мороз не снимает шубу на праздниках. «Дед Мороз не снимает шубу, чтобы не растаять. Шуба помогает сохранять низкую температуру холода.»