Главные вкладки

    Педагогический проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русской народной культурой и традициями»
    методическая разработка (младшая группа)

    Зотова Елена Юрьевна

    Данный проект предназанчен для детей младшего дошкольного возраста. Цель проекта : : расширить представление детей о народной игрушке, народных праздниках, музыкальных инструментах . Познакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад № 9 «Теремок»

    Муниципального образования «Барышский район»

    Педагогический проект

    «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русской народной культурой и традициями»

       

    Автор проекта:

    Воспитатель

    МБДОУ Д/С № 9 «Теремок»

    Зотова Елена Юрьевна

    г. Барыш 2019 год

    Вид проекта: творческий, познавательный, игровой.

    Продолжительность проекта: среднесрочный  (март – июнь 2019 г.)

    Место проведения: МБДОУ Д/С № 9 «Теремок» МО «Барышский район»

    Участники проекта: дети  младшей  группы, воспитатель,  родители воспитанников.

    Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

    Актуальность темы

    Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, полюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре.

    Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.

    Цель проекта: расширить представление детей о народной игрушке, народных праздниках, музыкальных инструментах . Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством. Внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс.

    Задачи проекта:

    -познакомить с дымковской игрушкой, матрешкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек;

    - познакомить с русскими народными инструментами (гармонь, бубен, трещотка, погремушка, балалайка)

    - продолжать знакомить с традиционными народными праздниками (Пасха, Троица)

    -воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение

      и желание применять их в жизни, любовь к родному краю;

    -знакомить с русскими народными играми, учить в них играть, используя заклички.

    -продолжать знакомить с народным фольклором;

    -привлечь родителей в совместную деятельность с детьми через  проведение русских народных  подвижных игр;

    - привлечь родителей к пошиву русских народных костюмов для детей, изготовлению кокошников;

    -способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта.

    Предполагаемый результат: использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества; научились видеть на предметах народного искусства вариативность элементов, сочетание цветов и разнообразие композиции.

    Этапы проекта.

    1.Организационный.

    - Формулирование цели и определение задач.

    - Составление плана основного этапа проекта.

    - Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

    - Подбор материалов по теме проекта.

    - Изготовление и пошив костюмов.

    - Взаимодействие с родителями: проведен мастер-класс по украшению пасхальных яиц, организовать пошив костюмов для детей, изготовление кокошников.

    2. Планирование деятельности.

    Рассматривание иллюстраций, беседы:

    1. «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.

    Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

    2. «Веселые матрешки».

    Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.

    3. «Праздник светлой Пасхи»

    Цель: познакомить детей с праздником, традициями.

    4. «Русский народный костюм» (рассматривание иллюстраций)

    Цель: познакомить детей с традиционным русским народным костюмом.

    Использование ИКТ:

    1. Просмотр презентации «Русская матрешка»

    2. Просмотр презентации «Как появились русские народные инструменты»

    3. Просмотр мультипликационного фильма «Русские потешки» (1969 г.в.)

    Чтение художественной литературы:

    Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

    Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

    ООД: 

    1. Интегрированное ООД «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием»

    Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.

    2. Фольклорный праздник «Как у наших у ворот» («День открытых дверей»)

    Цель: Приобщение детей к народным традициям посредством русского фольклора.

    3. Развлечение для детей «Троица»

    Цель: формирование у детей уважительного отношения к традициям русского народа.

    4. Развлечение «Масленица»

    Цель: продолжать знакомить детей с народными праздниками и традициями.

    Дидактические игры: 

    «Угадай по звуку?»

    Цель: Закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

    «Что растет в саду и огороде?»

    Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и фруктов.

    Подвижные игры:

    «Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору», «Покумимся».

    Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

    Хороводные игры:

    «Каравай», «Вышел Ваня погулять», «Ворон»

    Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

    Знакомство с фольклором:

    Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.

    Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

    Работа с родителями.

    Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок. Проведение мастер-класса по украшению пасхальных яиц, организация пошива костюмов для детей, изготовление кокошников.

    3. Заключительный.

    - Дети познакомятся с народными праздниками, традициями.

    - Продолжают знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.

    - У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

    - Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.).

    - Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками (лэпбук «Фольклор»).

    - В группе будет организована выставка «Пасхальное яйцо».

    4. Продукт проекта

    • Проведен мастер-класс по украшению пасхальных яиц.
    • Организован в группе «День открытых дверей».
    • Подготовлен фотоотчет для родителей.

    Используемая литература:

    1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.

    2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

    3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

    Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным искусством "Петушок и Баба Яга"

    Программное сод-е : Использование на занятии мотивов русских народных сказок. Исполнение русских народных песен, закличек, танцев. Проговаривание скороговорок, рассказывание потешек, небылиц. Проведен...

    Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

    Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»

    Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами...

    Доклад. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре.

    Материал из опыта работы по приобщению детей младшего школьного возраста к русской народной культуре....

    Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»

    Паспорт педагогического проекта  «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». Цель проекта:Повысить уровень развития связной речи старших до...

    Статья "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с весенними народными праздниками и традициями"

    Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Праздник, особенно народный, помогает детям выразить свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями художестве...