Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Морозова Наталья Николаевна

Паспорт педагогического проекта  «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». 

Цель проекта:

Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами продуктивной деятельности, малых форм фольклора.

Приобщать детей к традициям и культуре  России через развитие речи средствами малых форм фольклора.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotkam_pasport_proekta.docx40.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №53 Колпинского района Санкт-Петербурга

Паспорт педагогического проекта

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»

Подготовила

Воспитатели первой квалификационной категории:

Морозова Наталья Николаевна

Г. Санкт-Петербург

2017


Паспорт педагогического проекта

Автор:

Воспитатель первой квалификационной категории:

Морозова Наталья Николаевна (реализация);

Участники проекта:

Дети:        Воспитанники  группы «Ладушки »

Родители воспитанников группы.

Тип проекта - краткосрочный

-по составу участников - групповой.

-по целевой установке – информационно-творческий

Возрастная группа        5-6 лет, старшая группа.

Актуальность проекта.

Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте, поэтому воспитание творческих способностей - одна из главных задач в работе с детьми.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством. По словам Н. П. Сакулиной, маленькие дети воспринимают работы народных мастеров глубже и полнее, чем полотна живописи и станковую скульптуру. Считаем необходимым активно использовать образцы народного творчества в художественном воспитании детей.

Одним из способов подготовки ребенка  к школе в интересной, ненавязчивой форме является декоративное рисование и декоративная лепка. Для успешного овладения письмом у ребенка должна быть развита мелкая моторика пальцев. Этому способствует декоративная лепка с ее мелкими деталями украшений. Тонкая работа при рисовании орнамента так же развивает мелкую моторику и улучшает координацию движения рук. Рисование тонких завитков, ровных и волнистых непрерывных линий, ровных штрихов при закрашивании – все это способствует укреплению мышц пальцев и формированию навыков, необходимых для письма.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм. Симметрия, соразмерность отдельных элементов, четкость в исполнении орнамента, закрепляются знания геометрических форм, ориентировка в пространстве. Изучение орнаментального искусства способствует развитию восприятия, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. В процессе овладения приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

Декоративное рисование и лепка по мотивам гжели в интересной, ненавязчивой форме помогут решить эти проблемы.

Проблема:

У детей недостаточно сформированы:

• Речь

• Мелкая моторика и координация движений рук

• Технические приемы работы с кистью и карандашом.

Цель проекта:

Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами продуктивной деятельности, малых форм фольклора.

Приобщать детей к традициям и культуре  России через развитие речи средствами малых форм фольклора.

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров.

- Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.

- Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя  элементы  гжельской  росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).

- Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и  композиторов по данной тематике.

- Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.

- Воспитывать патриотизм,  уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое  наследие  своего  народа.

- Привлекать родителей к участию в Проекте.

Первый этап. Целеполагание

Сегодня в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.

Второй этап. Разработка проекта

·  Родители были ознакомлены с темой проекта, целью, задачами

·  Донесли до участников важность данной темы.

·  Создали творческую группу (музыкальный руководитель, воспитатели, родители)

·  Наметили и обсудили план по проекту

·  Установили срок реализации проекта – 3 недели

·  Подобрали методическую литературу, наглядно – дидактический, музыкальный материал, подготовили слайды.

·  Разработали конспекты непосредственной образовательной области и сценарий праздника по теме проекта

·  Разработали планирование основных мероприятий и сроки реализации каждого этапа

·  Разработали и утвердили ресурсное обеспечение проекта (наглядного материала, пособий и атрибутов, изготовления костюмов, росписи шарфиков)

Третий этап. Выполнение проекта. Итоговая презентация. Проведение с родителями праздника «Голубая Гжель» с элементами  фольклора.


СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПРОЕКТА

НАИМЕНОВАНИЕ ОБЛАСТИ

РЕАЛИЗАЦИЯ

Социально-коммуникативное развитие

Ср.и «Детским сад»

С.р.и «Магазин народных промыслов»

С.р. и «Город Мастеров»

С.р.и «Шоферы»

Ср. и  «Семья собирается на весеннюю прогулку в парк»

С.р.и «Мама идет в салон красоты»

Беседа «Чего раньше не  умел»

Беседа «Сине-голубое чудо», «Гжель»;

Беседам  «Ремесла на Руси»

Беседа «Как я помогаю дома маме».

Беседа «Безопасность на дороге»

Беседа «Труд на Руси»

Беседа «Чистота-залог здоровья»

Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки»

Театрализованная игра «В гостях у сказки»

Рассматривание альбома с изделиями гжельских мастеров

Д/и  «Найди лишний узор»

Д/и «Собери гжельскую посуду»

Д/и «Собери сказку»

Д/и «Четвёртый лишний»

Д/и «Собери цветок»

Д/и «Угадай и расскажи»

Д/и «Найди отличия»

Д/и «Составь узор» (закрепление умения составлять узоры способом аппликации)

Д/и  «Народные праздники»

Д/и «Народные инструменты»

Конструирование Лего «Цветочный магазин»  

Конструирование из бумаги «Голубой цветок»

Плоскостной театр «Жихарка»

Конструирование  из деревянного конструктора «Город мастеров»

Праздник  для родителей

Познавательное развитие

НОД «Фарфоровый секрет китайцев», О.В. Дыбина, стр.71 («Из чего сделаны предметы»)

НОД «Что такое радуга» Н.В. Нищева , стр.97

НОД  «Весенняя страда», О.А. Соломенникова, стр.71

НОД «Природные красители» Н.В. Нищева стр.187

НОД «Знакомство с профессией экскурсовод»

Просмотр презентации

«История Гжели»

«Чудо на фарфоре»

Речевое развитие

НОД Составление описательного рассказа «Гжельская посуда»

 НОД Пересказ легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»;

НОД Разучивание стихотворения Е. А. Никоновой «Узоры Гжели».

НОД Разучивание стихотворения «Сине-белая посуда», С. Вахрушева

НОД «Экскурсия по музею «Сказочная гжель» организованного в группе.

Восприятие русских народных сказок, «Детям о народных промыслах», О.Н. Алексеева

Заучивание чистоговорок

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика  

«В гости к мастеру ходили»

Придумывание старой сказки на новый лад (по выбору детей).

Восприятие сказки

«Небесная лазурь Гжели», М. Боброва

(авторская сказка)

Восприятие стихотворений

«Гжель», П. Синявский

«Взял мастер в руки кисть», Н. Савченко

«Гжель», М. Шапиро

«Гжель», С. Ледкова

«Незатейливый узор», Н. Радченко

«Гжель», Н. Радченко

«Гжель лелеял мастер»

Просмотр художественных альбомов:

«Чудесная гжель», Л. Куцакова

«Сказочная гжель», Ю. Межуева

Наглядно-дидактическое пособие

«Сказочная гжель», В. Вилюнова

Посмотри и раскрась

«Гжель»

Художественно-эстетическое развитие

НОД РИСОВАНИЕ «Знакомство с искусством гжельской росписи» Т.С. Комарова, стр.89

НОД ЛЕПКА «Козлик» Т.С. Комарова,  стр.41

НОД РИСОВАНИЕ

«Рисование гжельского узора» Т.С. Комарова, стр.99

НОД РИСОВАНИЕ « Рисование гжельского узора» Т.С. Комарова, стр103

НОД АППЛИКАЦИЯ Декоративная аппликация «Украшение вазы по мотивам гжельской росписи (розы)»

НОД РИСОВАНИЕ.  «Роспись силуэта гжельской посуды»

НОД РИСОВАНИЕ «Роспись силуэтов гжельской посуды» Т.С. Комарова, стр103

НОД ЛЕПКА «Петух», Т.С. Комарова, стр.91

НОД РИСОВАНИЕ.  «Роспись петуха» (по мотивам гжельской росписи)

Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент».

Просмотр презентации «Гжель». Дети рисуют  элементы гжельской росписи.

Детское творчество:

Изготовление бумажной куклы “Гжелочка”.

Оформление выставки с изделиями Гжели.

Эстетическая развивающая среда

Оформление выставки для родителей из детских работ  данной тематики

Восприятие музыки

Русские лирические мелодии:

«Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»

Песни современных авторов

П. Синявский, «Незабудковая гжель»

З. Я.Роот «Гжель»

М. Кузьмичева «Лазури хоровод»

Тематическое занятие «Ой вы гусли, мои гусли»

Пение

«Гжель» З. Я.Роот

«Лазури хоровод» М. Кузьмичева

«Россия, Россия» М. Кузьмичева

«На Руси умельцев много», муз. Иванова

Танцевальное творчество

«Лазури хоровод» М. Кузьмичевой

Танец с гжельскими шарфиками

«Красный сарафан», оркестр П. Мориа

Музыкально-игровое творчество

«Матушка Гжель»

«Найди гжельский узор»

«Сложи узор»

«Укрась тарелочку

Физическое развитие

Физкультминутка «Вот большой стеклянный шарик»

Физкультминутка «Цветы»

Народные подвижные игры:

«Третий лишний»

«Золотые ворота»

«Гуси»

Хороводы игры:

«Бабушка Маланья»

«Весеннее солнце»

 «Ручеек»

 «Гори, гори ясно»

Бодрящая гимнастика

Работа с родителями. Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста». Консультация для родителей  «Народные промыслы». Участие в пополнении мини - музея экспонатами гжельской росписи. Выставка для родителей экспонатов гжельской росписи.  Консультация «Патриотическое воспитание дошкольника». Рекомендовать родителям  рассмотреть с детьми предметы посуды, которые имеются дома и расписаны узорами Гжель. Дать задание родителям: принести из дома предмет посуды и составить рассказ о нём.

Ожидаемый результат:

 -Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.

- Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя  элементы  гжельской  росписи.

- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей.

- Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников.

- Обогащение ДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвящёнными декоративно-прикладному искусству Гжели.

- Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжели.

- Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».


Используемая литература:

  1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 74 с.;
  2. Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.;
  3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.;
  4. Вохринцева С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н.Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.;
  5. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М.: ПЛАНЕТА, 1982. - 178 с.;
  6. Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова.- М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.;
  7. Нина Степановна Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил.;
  8. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;
  9. Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.;
  10. Ю. Г. Дорожин. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009, 18 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».

Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами. (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими  народными промыслами.(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово) Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных про...

Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»

Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...