Главные вкладки

    Педагогический проект "Речевой ручеёк" (развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора)
    проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Коваленко Евгения Анатольевна

    Проект: "Речевой ручеёк"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt.doc101 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида №  6 «Мишутка»

                                     

                                 

    Педагогический проект:

    «Речевой ручеёк»

    (Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    посредством русского народного фольклора).

                                     

                                                                                                                   Выполнила:

                                                                                                                   Коваленко Е.А.

                                                                                                                       

                                                           

    Г. ПОЧЕП

    2016 Г.

    ТИП ПРОЕКТА: творческо-поисковый.

    По содержанию:  социально - педагогический.

    Участники проекта: дети группы, воспитатель группы, родители.

    По времени проведения: краткосрочный.

    По характеру контактов: в рамках ДОУ.

    ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

             «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

    Оно  объясняет ему природу, как не мог бы  объяснить ее ни один естествоиспытатель;

    оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,  среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк;

    оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

    оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

    К.Д.Ушинский

            Возраст от 5 до 6 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

     Главная задача педагога в области развития речи детей старшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

     Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, скороговорки сказки, потешки, считалки, колыбельные, заклички и т.д.).

     Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

     Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей старшей группы я выбрала методическую тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора».

    АКТУАЛЬНОСТЬ

    ОДНИМ ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ЯВЛЯЕТСЯ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

    ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБУСЛОВЛЕНА СПЕЦИФИКОЙ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА РУССКОГО НАРОДА, ХАРАКТЕРОМ ЗНАКОМСТВА С НИМИ И РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ.

    ДЕТИ ХОРОШО ВОСПРИНИМАЮТ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БЛАГОДАРЯ ИХ МЯГКОМУ ЮМОРУ, НЕНАВЯЗЧИВОМУ ДИДАКТИЗМУ И ЗНАКОМЫМ ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ.

    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - НЕОЦЕНИМОЕ БОГАТСТВО КАЖДОГО    НАРОДА, ВЫРАБОТАННЫЙ ВЕКАМИ ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ, ОБЩЕСТВО, ПРИРОДУ, ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТА. ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РЕБЁНОК НЕ ТОЛЬКО ОВЛАДЕВАЕТ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ, НО И, ОСВАИВАЯ ЕГО КРАСОТУ, ЛАКОНИЧНОСТЬ ПРИОБЩАЕТСЯ К КУЛЬТУРЕ СВОЕГО НАРОДА, ПОЛУЧАЕТ ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О НЕЙ.

    ПРОБЛЕМА: 

    ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ПЛОХО ГОВОРЯТ? МОЖЕТ, ПОТОМУ, ЧТО МЫ РАЗУЧИЛИСЬ С НИМИ РАЗГОВАРИВАТЬ. ОБЩАЯСЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛИ РЕДКО ИСПОЛЬЗУЮТ ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ, А ВЕДЬ В НИХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ РАЗРЕШЕНИЕ ЛЮБОГО КОНФЛИКТА.

    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ ДОБРОЕ НАЧАЛО. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СОЗДАЕТ УНИКАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНОГО ОПЫТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

    ОТСУТСТВИЕ ЭПИТЕТОВ, СРАВНЕНИЙ, ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ОБЕДНЯЕТ, УПРОЩАЕТ РЕЧЬ, ПРЕВРАЩАЕТ ЕЁ  В  МАЛОВЫРАЗИТЕЛЬНУЮ, СКУЧНУЮ, ОДНООБРАЗНУЮ И МАЛОПРИЯТНУЮ. БЕЗ ЯРКОСТИ И КРАСОЧНОСТИ РЕЧЬ БЛЕКНЕТ, ТУСКНЕЕТ.

    ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: 

    Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:  

    • развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми;
    • развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :  

    • - Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
    • - Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
    • - Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
    • - Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
    • - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
    • - учить (по плану и образцы )  рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с  последовательно -развивающими  событиями;
    • - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
    • - учить скороговорки, используя наглядный материал (картинки).
    • - учить отгадывать загадки методом анализа, сравнения, обобщения.

    МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОЕКТА:

    ФОРМЫ:

    • ЗАНЯТИЯ, ДОСУГИ,
    • КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ,
    • СВОБОДНО-САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    ( ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ).

    МЕТОДЫ:

    • НАБЛЮДЕНИЕ
    • РАССКАЗ
    • ИГРЫ
    • ПОКАЗ

    ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

    •  Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
    • Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
    • У детей повысить интерес  к устному народному творчеству.  Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
    •  Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
    •  Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
    • У детей сформируются представления о нравственно-ценных  нормах и правилах поведения;
    • Сформируется коммуникативная и социальная компетентность  детей;
    • У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально –  психологического климата для полноценного развития    ребенка;

    • Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Этапы и сроки реализации:

     I этап – подготовительный,

    II этап – практический,  

    III этап – заключительный.

    1)        подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;

    2)        собственно – исследовательский (основной):  выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;

    3)        завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

      РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

    • Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
    • Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
    • С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников  я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.  
    • Загадки  и скороговорки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
    • Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.
    • Русские народные, хороводные игры  привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.
    • В  процессе ознакомления детей с народными  и  пальчиковыми играми   не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
    • Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.
    • Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.
    • Фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.  
    • Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

     

                     Содержание работы на 2015-2016 учебный год.

    Срок

    Содержание работы

    Практический выход

    Декабрь

    НАРОДНЫЕ ИГРЫ. ЗАГАДКИ

    • Анкетирование детей и родителей.

    • Русские народные игры

    • Знакомство с загадками

    • «Формирование ребёнка как личности в процессе знакомства с народными играми»

    Результаты  анкет

    Картотека

    Презентация с картинками-отгадками

    Папка-передвижка

    Январь

    СКОРОГОВОРКИ

    • Знакомство с скороговорками
    • Рисуем скороговорки  вместе с родителями
    • Составление рассказа по скороговорке
    • «Как заучивать скороговорки»

    Картотека,

    Альбом

    Выставка рисунков

    Конспект занятия

    Памятка для родителей

    Февраль

    НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

    • Знакомство с русскими народными сказками.
    • Сочиняем сказку сами.

    • Создание библиотеки русских народных сказок.
    •  Игра-викторина: «Знаем ли мы русские народные сказки?».
    • «Роль сказки в развитии речи детей»

    Презентация с картинками

    Сказка «Колобок- великан», «Как  Заяц и Лиса дом строили»

    Выставка сказок

    Конспект

    Консультация для родителей

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М., 1957 (интернет-книга).

     2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981 (интернет-книга).

    3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1988 г. (интернет-книга).

     4. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967 (интернет-книга).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

    Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...

    Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора

    Статья "Развитие связной речи у детей среднего  дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"...

    Методическая разработка "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора."

    Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития...

    Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского фольклора"

    Проект "Развитие речи детей  старшего дошкольного возраста посредством русского фольклора"...

    самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

    план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...