Проблема использования проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников
статья

Панова Олеся Андреевна

Аннотация: в статье рассказывается о проектном методе и проблеме его использования с дошкольниками. Известно, что метод проектов оказывает положительное влияние на развитие ребенка, но не стоит забывать о возможных трудностях. В статье рассматриваются проблемы использования проектного метода. Основная идея статьи в том, что, несмотря на некоторые трудности, проектный метод является одним из наиболее эффективных для всестороннего развития детей.

http://pk18.esrae.ru/pdf/2017/22/406.docx

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 406.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема использования проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников

Панова Олеся Андреевна студентка ГБОУ СПО

Педагогический колледж № 18 «Митино»

Руководитель: Рогачевская Мария Игоревна, преподаватель

ГБОУ СПО Педагогический колледж № 18 «Митино»

e-mail: mariarogachevskaya@yandex.ru

The problem of using of project method in patriotic education of the preschoolers

Panova Olesya a student of the State Budget of the educational institution of secondary professional education Teacher Training College № 18, "Mitino"

Director: Rogachevskaya Maria a teacher of  pre-school pedagogy and  pre-school education theory, of the State Budget of the educational institution of secondary professional education  Teacher Training College № 18, "Mitino"

e-mail: mariarogachevskaya@yandex.ru

Аннотация: в статье рассказывается о проектном методе и проблеме его использования с дошкольниками. Известно, что метод проектов оказывает положительное влияние на развитие ребенка, но не стоит забывать о возможных трудностях. В статье рассматриваются проблемы использования проектного метода. Основная идея статьи в том, что, несмотря на некоторые трудности, проектный метод является одним из наиболее эффективных для всестороннего развития детей.

Ключевые слова: проектный метод, проектная деятельность, познавательное развитие, патриотическое воспитание.

Abstract: The article is dedicated to the usageof project method in teaching and its problems. It is known that the method of projects has a positive impact on child development, but do not forget about the possible difficulties. The article deals with the most basic problems of project method. The main idea of the article is that in spite of some difficulties, the project method is the most effective for the development of children, teachers and parents.

Key words: project method, project activity, cognitive development, experimentation, the patriotic education.

В настоящее время метод проектов является одним из самых популярных в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая оказывает положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

       Сейчас перед воспитателем стоит задача научить  дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.

       Проектная деятельность - это совместная деятельность детей и взрослых по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду. [1]

       В младшем дошкольном возрасте педагоги отдают предпочтение таким темам проектов, которые связаны с гигиеной, здоровым образом жизни или свойствами веществ. Такие проекты помогают развитию культурно-гигиенических навыков у детей, формируют у детей положительные привычки и начальные представления о ценности здоровья. Проекты, связанные со свойствами веществ позволяют расширить представления детей о различных веществах и помогают активизировать познавательный интерес к окружающей среде. [2]

       В отличие от младшего дошкольного возраста, в старших группах ведущая роль в проектной деятельности отдается детям, именно на их интерес ориентируется воспитатель. Часто в старшем дошкольном возрасте можно встретить проекты, которые посвящены крупным праздникам или годовщинам связанных с историей родного края. С помощью таких проектов можно развивать у детей нравственно-патриотические ценности.

       Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования закладывает основы нравственно-патриотического развития через приобщение детей к культурным традициям семьи, общества и государства. Проекты ориентируют способствуют формированию представлений дошкольников о себе, своей семье, малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках. В таких проектах очень важно взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

       Решая задачи патриотического воспитания с помощью метода проектов, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста;

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- индивидуальный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности,

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

       Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность. В ходе совместной деятельности с детьми над проектом взрослые содействуют приобщению ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.

       Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

       Подготовка специалистов умеющих организовать проектную деятельность детей, идти за их интересом, развивать исследовательскую активность, чрезвычайно актуальна в наше время. Так студенты педагогического колледжа, в своей практике организуют и проводят мини-проекты в детском саду. Например, студентами в рамках проведения режимных процессов было замечено, что дети старшей группы, идя на занятие по музыке, проявляли большой интерес к выставке «Город герой – Москва», к ее экспозициям. Из интереса детей вырос целый проект под названием «Моя Москва». Дети с большим интересом участвовали во всех этапах проекта и активно взаимодействовали друг с другом. Конечным результатом стало создание макета Московского Кремля.

       Несмотря на такое количество плюсов, проектная деятельность имеет и ряд сложностей, с  которыми может встретиться педагог на своем пути. Вот некоторые из них:

Недостаток педагогической компетенции

Метод проектов достаточно давно используется в дошкольных учреждениях, но многие педагоги до сих пор ничего не знают о нем и боятся использовать его в работе. Из-за недостатка знаний, педагогам сложно наметить цель проекта, обозначить задачи и представить предположительный результат.

Недостаток времени

Многие воспитатели отмечают недостаток времени на подготовку и на проведение проектной деятельности на занятиях. Действительно, подготовка к использованию проектов занимает много времени, поэтому администрация должна способствовать выделению времени и места для реализации проектной деятельности.

Нежелание педагогов учитывать интерес детей

Тема проектов должна вытекать из интереса детей, опираться на их поисковое поведение. Часто воспитатели сами называют проблему, которую детям необходимо решить. Безусловно, для педагога это гораздо удобнее, но это вряд ли хорошо отразится на активности детей. Ведь дошкольникам куда интереснее участвовать в проекте, когда у них присутствует личная заинтересованность в теме. Если дети не могут самостоятельно определить проблему, то педагог может создавать проблемные ситуации, которые подтолкнут детей. Главное – не подавлять инициативу детей, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

        В заключении хотелось бы сказать, что современному воспитателю необходимо уделять особое внимание реализации проектной деятельности. В настоящее время существует большое количество методической литературы, а интерес детей к окружающему миру неиссякаем. Детские сады, которые начинают активно использовать метод проектов, всякий раз убеждаются в его эффективности для развития детей, педагогов и родителей.

Библиографический список:

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н.Проектная деятельность дошкольников. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2.Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Позновательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.