Программа дополнительного образования " Познавайка"
рабочая программа (старшая группа)

                Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида.

Программа дополнительного образования

организации поисково-исследовательской

деятельности

«Познавайка»

Возраст детей 5 - 7 лет

Срок реализации программы: 2 года

     

 воспитатель 1 квалификационной категории:  Первутинская Елена Анатольевна.

Пояснительная записка

                Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет.

Программа разработана с учетом    требований  ФГОС ДО и  предусматривает организацию в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности. Использованы следующие  методические пособия:

  • «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под ред. Л.Н Прохоровой;
  • Иванова А.И.  «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
  • Рыжова Н.А. «Воздух-невидимка»;
  • Рыжова Н.А.  «Волшебница   Вода»;
  • Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений»;
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;
  • Дыбина О. В. «Что было до…».

Актуальность: В основе программы лежит практический метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

                Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Программа разработана для детей дошкольного возраста.

                Программа рассчитана:

- на 8 календарных месяцев (один учебный год), для детей  5-6, 6-7 -ми лет;

- состоит из 26-28 тематических занятий, в каждом из которых преследуются свои цели и задачи;

- продолжительность одного занятия составляет  20-25 минут в старшей и 25-30 минут в подготовительной группе.

Основными формами организации детского экспериментирования являются наблюдения, занятия – опыты, познавательные проекты, участие в конкурсах, выставках.

Программа кружка «Познавайка» идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
  2. неживая природа  (воздух, вода, почва, звук, вес, цвет, свет и др.);
  3. человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).

Педагогическое обследование уровней развития познавательной активности и любознательности детей проводится в сентябре и мае по методикам Л.Н.Прохоровой «Маленький исследователь» и А.И.Ивановой «Маленький исследователь». Основными методами проведения педагогического обследования являются наблюдение, вопросы поискового характера, тесты. В мае проводится сравнительный анализ результатов, который показывает развитие динамики в развитии познавательной активности и любознательности, формировании навыков проведения элементарных опытов и экспериментов.  

Средствами обучения детей являются деятельность в мини – лаборатории, деятельность в уголке природы, образовательная и исследовательская деятельность.

Цель работы кружка:

                Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности    в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.

Задачи:

  • Развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
  • Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;
  • Обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации;
  • Развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
  • Расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира:
  • Учить фиксировать результаты исследований;
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Распределение задач по возрастам:

     Старшая группа:              

  1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
  2. Формировать   умение пользоваться приборами- помощниками,
  3. оборудованием для детского экспериментирования.      
  4. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  5. Воспитывать   самостоятельность.  

Подготовительная   к школе группа:

  1. Обогащать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями науки (физика, химия, география и биология).
  2. Формировать   умение работать поэтапно, соблюдая правила личной безопасности.
  3. Самостоятельно пользоваться приборами- помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.  
  4. Фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы (графики, рисунки, схемы).
  5. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  6. Воспитывать   самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое дело до конца.

Детское экспериментирование — это многомерное и сложное явление. В современной практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности позволяет без напряжения усваивать сложный программный материал и способствует интеллектуальному развитию дошкольников: развивает познавательную активность, самостоятельность, умение планировать, выдвигать гипотезы и предположения, собственно экспериментировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Формы занятий: по количеству детей - фронтальные, индивидуальные; по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей  занятия и опыты, практикумы, лабораторные работы (деятельность в мини – лаборатории); по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий (интегрированные).

Образовательная деятельность по программе кружка «Познавайка» состоит из организационной, теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая деятельность. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и оборудования для детского экспериментирования. Теоретическая часть носит максимально компактный характер и несет в себе необходимую информацию о теме и предмете знания в доступной для дошкольников форме.

Режим занятий: деятельность кружка «Познавайка» проводится 1 раз в неделю во 2 половину дня. Продолжительность занятия – от 20 до 30 минут в зависимости от возраста детей.

Ожидаемые результаты освоения программы:

По итогам реализации дополнительной программы у детей на достаточном уровне:

  •  Сформировано положительное отношение и интерес к детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Педагогическое обследование детей.

Знакомство с оборудованием.

Свойства воздуха.

        Что в пакете?

Ноябрь

Свойства воздуха. Загадочные пузырьки.

Состояния и превращения веществ. Растворимость.

Теплота.

Зачем зайчику другая шубка?

Теплота.

Как согреть руки?

Декабрь

Свойства воды.

Откуда берется вода?

Свойства воды.

Изготовление цветных льдинок.

Свойства и качества предметов.

Легкий – тяжелый.

Свойства и качества материалов.

Приключения красок.

Январь

Каникулы.

  Макромир.

 Увеличительное стекло.

Свойства и качества материалов.

В мире пластмассы.

Свойства и качества материалов.

Стеклянный город.

Февраль

Свойства и качества материалов.

 Мир металла.

  Свойства и качества материалов.

Мир ткани

Человек.

Умный нос.

Человек.

Язычок – помощник.

Март

Магнетизм.

Волшебная рукавичка.

Вес. Притяжение.

Угадай-ка.

Свойства снега и льда.

Почему тает снег?

Свойства снега и воды.

Где весна наступит быстрее?

Апрель

Окружающая среда.

Почему птицы могут летать?

  Звук.

Почему все звучит?

Свет.  Цвет.

Свет вокруг нас.

Растительный мир.

Как дышит растение?

Май

Растительный мир.

Где прячутся детки?

    Растительный мир.

Для чего корешки?

Познавательная викторина

«Угадай-ка»

Педагогическое обследование.

  •  Положительные результаты развития познавательной активности, интереса дают занятия в игровой форме с использованием практических методов обучения (опыты, экспериментирование, наблюдения), а также разнообразные формы организации учебной деятельности, особенно интегрированные занятия и занятия-опыты, проекты познавательного и исследовательского характера.
  • Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.
  • Отмечается положительная динамика в овладении объяснительной и доказательной речью.
  • Дети принимают активное участие в планировании деятельности совместно с взрослым.
  • Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования (по возрасту).
  • Включение воспитательных задач в занятия по развитию познавательной активности через детское экспериментирование способствовало развитию таких личностных качеств детей, как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать вместе.

Способы проверки результатов освоения программы кружка «Почемучки»: подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме наблюдений, тестов, вопросов, в ходе проведения которых дети демонстрируют полученные представления и знания. Заключительным мероприятием является познавательный праздник.

Тематическое планирование

Перспективный план занятий кружка «Познавайка» в старшей группе

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Педагогическое обследование детей.

Свойства воздуха.

Упрямый воздух.

Свойства воды.

Откуда берется вода?

Ноябрь

Состояния и превращения веществ. Растворимость.

Теплота.

Твердые - жидкие

Свойства и качества материалов. Мир ткани.

Свойства и качества предметов. Тонет - не тонет.

Декабрь

 Свойства воды.

Почему не тонут айсберги?

 Свойства снега и льда.

Где быстрее?

Космос.

Темный Космос. Вращение Земли.

Познавательный вечер.

«Волшебные превращения».

Январь

Каникулы.

Каникулы.

Свойства и качества материалов. Родственники стекла.

Свойства и качества материалов.

Приключения красок.

Февраль

Человек.

Наши помощники - глаза.

Человек.

Вдох - выдох.

Электричество.

Волшебники.

Путешествие в прошлое лампочки.

Март

Магнетизм.

Волшебная стрелка.

Вес. Притяжение.

Почему все падает на Землю?

Звук.

Где живет эхо?

 Свойства воздуха.

Почему дует ветер?

Апрель

  Живая природа.

Кто как летает по воздуху?

Свойства снега и воды.

Где весна наступит быстрее?

Растительный мир.

Может ли растение дышать?

Растительный мир.

Для чего корешки?

Май

Свет. Оптика.

Световой луч.

Познавательная викторина

«Все обо всем»

Педагогическое обследование.

Перспективный план занятий кружка «Познавайка» в подготовительной к школе группе

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Педагогическое обследование детей.

Глина и камни.

Могут ли животные жить в земле?

Свойства воздуха.

Поиск невидимки.

Октябрь

Свойства воздуха.

Свечка в банке.

Свойства воздуха.

Реактивный шарик.

Свойства и качества материалов. Мир металлов.

Свойства и качества предметов. Почему не тонут корабли?

Ноябрь

Свойства воды.

 Образование пара.

Свойства снега и льда.

Вода двигает камни.

Теплота.

Тепло против холода.

Теплота.

«Волшебные превращения».

Декабрь

Путешествие по карте.  

Почему в тундре всегда сыро?

Путешествие в прошлое

автомобиля.

Космос.

Далеко – близко.

Познавательный вечер.

 «Занимательные опыты и эксперименты»

Январь

Каникулы.

Каникулы.

Путешествие в прошлое жилища человека.

Свойства и качества материалов.

Секреты бумаги.

Февраль

Человек.      Наши помощники-органы чувств.

Математика. Заюшкина избушка.

Электричество.

Почему светит лампочка.

Электричество.

Прыгающие лягушки.

Март

Магнетизм.

Волшебное озеро.

Вес. Притяжение.

Как дождинки.

Звук.

Звуки и вибрация.

Свойства и качества материалов.

Незнайкин клад.

Апрель

Превращения веществ.

Загадки растворимости.

Свет. Оптика.

Световой луч. Радуга.

Эволюция.

Как возникли вулканы?

Растительный мир.

Может ли растение дышать?

Май

обследование

Почему летом в Арктике солнце не заходит?

Познавательная викторина.

Педагогическое обследование.

Ресурсное обеспечение.

Примерный перечень оборудования.

Приборы - помощники

  • увеличительное стекло (лупа)
  • весы
  • песочные часы
  • компас
  • магниты
  • микроскоп
  • телескоп
  • метр
  • бинокль
  • фонарь
  • зеркало
  • воронка

Оборудование

  • разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, фарфора разного объема и формы
  • пластмассовые трубочки
  • пипетки
  • воронки
  • резиновые груши
  • пластиковые тарелки
  • пластиковые стаканы
  • мерные ложки
  • мерные стаканчики
  • шпатели
  • линейки
  • технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, детали конструктора.
  • красители: пищевые и непищевые
  • утилизированный материал: проволока, кусочки меха и кожи, ткани, дерева, пробки и т.д.
  • прочие материалы: воздушные шары, соль, сахар, разные виды стекла, пилка для ногтей, сито, свеча и другое.

Коллекции (наборы)

  • Виды тканей.
  • Бумага.
  • Камни.
  • Ракушки.
  • Гербарий.
  • Виды круп.
  • Шишки.
  • Почва. Глина. Камни.
  • Природный материал (листья, ветки, семена и т.д.)
  • Пуговицы.
  • Энциклопедия «Большая книга экспериментов для школьников»
  • Энциклопедия «Занимательные

      опыты и эксперименты»

Свойства и качества веществ

  • соль
  • сахар
  • мел
  • мука
  • песок
  • глина
  • почва
  • акварельные краски
  • растительное масло
  • воск (свеча)
  • пластиковые стаканы
  • мерные ложки
  • контейнеры для веществ

Дополнительное оборудование

  • детские халаты
  • фартуки
  • салфетки
  • полотенца
  • контейнеры для хранения сыпучих веществ и мелких предметов
  • карточки - схемы проведения экспериментов
  • условные обозначения: разрешающие и запрещающие знаки.

Свойства и качества материалов

  • наборы предметов по темам:
  • стеклянный
  • деревянный
  • металлический
  • пластмассовый
  • резиновый
  • кожаный
  • бумажный
  • прозрачный - непрозрачный
  • тонет - не тонет
  • легкий - тяжелый
  • гладкий - шероховатый
  • ножницы

Вода

  • разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, фарфора разного объема и формы
  • пластмассовые трубочки
  • пипетки
  • воронки
  • резиновые груши
  • пластиковые тарелки
  • пластиковые стаканы
  • мерные ложки
  • разные формы для льда
  • пробирки, колбы
  • соль, сахар, растительное масло

Измерение

  • весы
  • линейки
  • мерные ложки
  • мерные стаканчики
  • материал для измерения: полоски бумаги, ткани, семечки, фасоль и т.д.
  • условные мерки
  • воздушные шары

Магнетизм. Притяжение

  • магниты
  • игра «Ловись рыбка»
  • наглядное пособие «Лебединое озеро»
  • набор предметов (деревянные, металлические, бумажные, пластмассовые)
  • набор предметов «Тяжелый - легкий»
  • компас
  • бумажные цветы со скрепками
  • удочки с магнитами

Звук

  • колокольчики
  • шумелки из разных материалов, трещотки
  • линейки
  • пособие «Дрожалка и пищалка»
  • аудиозаписи «Звуки природы»
  • расчески
  • бубен, металлофон
  • бумага
  • дрожалки (нити разной толщины)
  • проволока разной толщины

Электричество

  • фонарик
  • батарейки
  • электрическая лампочка
  • кусочек меха
  • расческа

Планета Земля. Космос

  • глобус
  • фонарь
  • фриз «Планеты Солнечной системы»
  • листы картона с отверстиями
  • Энциклопедия «Познай мир»

Литература:

  • Познаю мир Т.И.Гризик, М., Просвещение,2010;
  • Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под редакцией Дыбиной О. В., М., ТЦ «Сфера», 2005.
  • Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под   ред. Л.Н Прохоровой, М., Просвещение, 2003.
  • Неизведанное   рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / под ред. О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, В.В.  М, Просвещение,2003.
  • Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы: (Текст) /О. В. Дыбина. -  М.: Творческий Центр Сфера,2004.
  • Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов Дыбина, О.В. (Текст) / О. В. Дыбина. - М.: Творческий Центр Сфера,2004.
  • Творим. Преобразуем О. Дыбина, М., Просвещение, 2008.
  • Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. СПб. Детство – Пресс, 2008.
  • Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду Иванова, А.И: (Текст) / А. И. Иванова. - М.: Сфера,2003. -54с.
  • Естественно -научные наблюдения и эксперименты в детском саду   А.И. Иванова, М., Просвещение, 2008.
  • Мой мир Козлова С. А., М., Просвещение, 2002.
  • Жукова, В. А. Познавательные опыты в школе и дома:(Текст) / В. А. Жукова. -М.: Росмэн,2001.
  • Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно: (Текст) / Л. В. Ковинько.-М.: Линка-Пресс,2004.
  • Николаева, С.Н. Воспитание   экологической   культуры в дошкольном возрасте: (Текст) / С. Н. Николаева. -М.: Просвещение,2002.
  • Авдеева, М.Н.Жизнь вокруг нас: (Текст) / М. Н. Авдеева. - Ярославль: Академия развития,2003.
  • Николаева, С.Н.Эколог в детском саду: (Текст) / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез,2003.
  • Рыжова, Н.А. Воздух-невидимка: (Текст) / Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс,1998.
  • Рыжова, Н.А.  Волшебница   Вода: (Текст) / Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс,1997
  • Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: (Текст) / Н. А. Рыжова. -  М.: Линка - Пресс, 2003
  • Я   иду, гуляю. Прогулки с детьми в выходной день: сборник (Текст) /сост. В. М. Волков. -  М.: Карапуз,2002.
  • Занимательное   природоведение: пособие (Текст) / сост. Ю.Р. Васильев. - М.: Омега,1997.
  • Гризик, Т.И.Познаю мир: пособие (Текст) / Т. И. Гризик. -М.: Просвещение,200
  • Сикорук, Л.Л.Физика для малышей: (Текст) / Л. Л. Сикорук. -М.: Просвещение,1983.
  • Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование: (Текст) / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество Росии,2005.
  • Интересно. Весело. Полезно: сборник (Текст) / сост. Л. В. Головкова. – Смоленск,1999.
  • Тугушева, Т. П. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста (Текст) / Т. П. Тугушева, А. В. Чистякова// дошкольная педагогика. -2001.-№1.- С.17-23.
  • Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду (Текст) / И. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. - 2006.- №5(32).-С. 19-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Программа дополнительного образования "Познавайка"

Программа дополнительного образования "Познавайка"...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательно-экспериментальной деятельности «Познавайка»

Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников- экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаи...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...