Особенности нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

«Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», – определяет современное толкование нравственности С. И. Ожегов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста

«Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», – определяет современное толкование нравственности С. И. Ожегов.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нравственными нормами, моральными представлениями  и правилами поведения, взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, себе.

Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. 

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является по мнению Б.Т. Лихачева: «…понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.»

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а так же одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

В Концепции дошкольного воспитания сказано, что у детей дошкольного возраста следует сформировать базис личностной культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности. Гуманные чувства и составляют общечеловеческие ценности, которые закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке. Можно назвать следующие общечеловеческие ценности, формируемые у детей дошкольного возраста: доброта, чуткость, забота, милосердие, отзывчивость, сопереживание, сочувствие.

Показателем нравственных представлений человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе.

 Нравственное представление - это обобщенный образ, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру. Важным условием развития нравственных представлений является образовательная среда, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека .

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Таким образом, овладев моральными представлениями, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. У ребенка складываются морально одобряемые и морально-ценностные  отношения к другим людям, в сфере морально ценных переживаний. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например сочувствие чужим бедам и радостям, внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, а также переживание вины при нарушении норм. Характерно для всех нравственных норм то, что они укрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Взрослых нельзя обманывать», «Нельзя обижать слабых», «Нельзя слушать громкую музыку» и т.д. Дети дают оценку того, что можно делать, а что нельзя. Если дошкольник, который объясняет, почему необходимо соблюдать норму, тогда можно говорить о его сформированности понимания нравственной нормы.

Нравственные нормы – общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности.

Моральные представления -система принципов, норм и правил должного поведения в обществе.

Степень осознанности поведения способствует формированию более высокого, по сравнению со средним дошкольным возрастом, активного умственного развития старшего дошкольника. Начиная, с 6-7 лет, дети понимают смысл нравственных правил и требований, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение дошкольника становится более сознательным и целенаправленным. У детей формируется ответственность за свое поведение, элементы организованности, самоконтроля. Свой первый опыт нравственного поведения, дети накапливают, в дошкольном возрасте, у них формируются первые навыки дисциплинированного и организационного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя полезной и интересной деятельностью, поддерживать чистоту и порядок окружающей обстановке.

Большую роль для старшего дошкольника начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, плохой, злой, честный, ябеда и пр.), но объединяет их из собственного опыта с конкретной ситуацией, что объясняется конкретной образностью детского мышления. Легче понять наглядно дошкольнику содержание нормы и отнести к себе, чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается, если видеть последствия соблюдения или нарушения нормы. Не случайно, у дошкольника одним из самых отрицательных качеств считается жадность, ведь главная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочет получить привлекательный предмет.  Если игрушка оказалась недоступна, тогда дошкольник переживает сильные отрицательные эмоции. Ребенок не только узнает и понимает норму, но и относит ее к определенной категории: «хорошо» или «плохо». Он старается дать ей оценку. Развитие моральных оценок, в старшем дошкольном возрасте, неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Во время бесед с родителями и воспитателями инициатором становится старший дошкольник, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо».

Сознательная нравственность преобладает над стихийной у дошкольников в возрасте 5-7 лет. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми.Чтобы коллективная деятельность была успешной, старший дошкольник понимает, норму необходимо соблюдать. За соблюдением нормы во внешнем контроле со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Таким образом, особенностями нравственного развития детей в старшем дошкольном возрасте являются :

  у детей формируются первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

  расширяется действенность нравственных представлений;

  проявляется сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает соответствовать нравственной норме.

 Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем ребенок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит. Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя.

Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых – «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, старший дошкольник подходит к реальной самооценке .

В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие нравственные представления, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким).

Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

В данной статье рассказываеться о особенностях  развития эмоциональной  сферы  детей  старшего  дошкольного  возраста  с  нарушениями  речи. Представлен пл...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫ  ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Развитие эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы предназначен для реализации целей и задач в рамках области "Социально-коммуникативное развитие" с детьми старшего дошкольного возраста. К организационно-педагогическим условиям формировани...

Проект «Формирование нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста через сюжетно -ролевую игру»

Данный проект направлен формирование нравственной сферы дошкольников в игровой деятельности....

Особенности нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста

laquo;Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», – определяет совре...

Статья: «Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

В данной статье рассказывается об особенностях эмоционнальной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Статья "Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста"

Статья "Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста"...