Статья: «Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
статья по коррекционной педагогике

В данной статье рассказывается об особенностях эмоционнальной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Особенности  эмоциональной  сферы  детей  старшего  дошкольного  возраста  с  нарушениями  речи»

Воспитатель: Степанова Оксана Казимировна

Психология  эмоций  как  наука едва  достигла  своего  совершеннолетия.  Странно,  что  эта  столь  очевидно  актуальная  тема  более  века,  то  есть  фактически  весь  срок  существования  психологии,  оставалась  вне  основного  русла  её  развития.  Наиболее  проницательные  исследователи  человеческой  природы,  ещё  до  появления каких-либо  научных  данных,  понимали  всю  важность  эмоций  для  человеческого  самосознания  и  социальных  отношений.    

Эмоции – неотъемлемый  спутник  человека,  оказывающий  постоянное  влияние  на  все  его  мысли  и  деятельность.  Взаимодействуя с внешней средой и другими людьми, человек  определенным образом к ним относится и «переживает то, что с ним происходит и им совершается». Переживание этого отношения и составляет сферу чувств и эмоций  людей.   Эмоция всегда «оценивает», «окрашивает» отражаемое содержание – ощущаемое, воспринимаемое, воспроизводимое, мыслимое и т.д. Именно эта направленность, предметная отнесенность эмоции к определенному элементу познавательного образа, - уникальный феноменологический факт, ставящий эмоцию в ряд специфических явлений в структуре психического.

В  последние  годы  происходит  активное  реформирование  системы  дошкольного  воспитания:  растёт  сеть  альтернативных  дошкольных  учреждений,  появляются  новые  программы  дошкольного воспитания,  разрабатываются  оригинальные  методические  материалы.

  На  фоне  этих  прогрессивных  изменений  развитию  эмоциональной  сферы  ребёнка  не  всегда  уделяется  достаточное внимание  в  отличие  от  его  интеллектуального  развития.  Однако,  как  справедливо  указывали  Л.С. Выготский  и  А.В. Запорожец,  только  согласованное  функционирование  этих  двух  систем,  их  единство  может  обеспечить  успешное  выполнение  любых  форм  деятельности. Об  этом  же  писал  К. Изард:  «Эмоции  энергетизируют  и  организуют  восприятие,  мышление  и  действие»

Формирование  «умных»  эмоций,  коррекция  недостатков  эмоциональной  сферы  должны  рассматриваться  в  качестве  одной  из  наиболее  важных,  приоритетных  задач  воспитания

В  процессе  развития происходят  изменения  в  эмоциональной  сфере  ребёнка:  меняются  его  взгляды  на  мир  и  отношения  с  окружающими,  способность  ребёнка  сознавать  и  контролировать  свои  эмоции  возрастает.   Но  сама  по себе  эмоциональная  сфера  качественно  не  развивается  -    её  необходимо развивать.  Особенно  важное  значение  это  приобретает  для  детей  с проблемами  в  развитии,  т.к.  нарушения,  вызванные  влиянием  различных  вредных  факторов,  воздействуют на  все  сферы  жизнедеятельности  ребёнка.  Без  необходимой  коррекции  и  должного  развития  -  последствия  этих  нарушений  могут  быть  самые  печальные:  от   неудачи  в  осуществлении  разного  вида  деятельности  до  ухудшения  здоровья.  

Здесь  просматривается  актуальная  прикладная  психолого-педагогическая  проблема:  столь  важная  составляющая  психики  человека  как  эмоция  в  практике  развития,  обучения  и  воспитания  детей  с  проблемами  развития  оставлена  на  произвол  судьбы.  Существует  большое  количество  учебных  учреждений,  занимающихся  по  различным  образовательным и коррекционным  программам,  развивающим  интеллект,  художественные  и  творческие  способности  и  так  далее.  Эмоции  же  развиваются  мимоходом.  Таким  образом,  данное  исследования – это  насущная  необходимость, т.к. влияние эмоциональной  сферы  на  процессы    развития  детей,  имеющих  нарушения,  являются  наиболее  сложной  проблемой  для  психологического  исследования.

Предметом  данного  исследования  являются  особенности  эмоциональной  сферы  детей  с  ОНР,  характер  которых  определялся  на  основании  соотношения  следующих  показателей:  

  • Базовые  эмоции  (радость,  страх,  гнев,  печаль  и т.д.)
  • Самооценка  дошкольников
  • Уровень  тревожности
  • Характер  межличностных  взаимодействий  
  • Социальные  эмоции  (положительные  и  отрицательные)

В  ходе  решения  задач  исследования  использовались  следующие  психологические  методы:

          -наблюдение;

          -беседа;

          -анализ  продуктов  деятельности;

-изучение  анамнестических  данных;

-обобщение   независимых  характеристик  (по  высказываниям

педагогов и  воспитателей,  работающих  с  детьми);

-эксперимент   (с  использованием  проективных  тестов  и  

социометрии);

-статистическая  обработка  экспериментальных  данных.

 

В  ходе  данного исследования  выявился  рад  фактов,  которые  можно  охарактеризовать  как  особенности  эмоциональной  сферы  детей  с  нарушением  речи:

  • Повышенный  уровень  тревожности
  • Неадекватная  самооценка
  • Невысокий  уровень  коммуникативных  способностей
  • Неполное  выражение  качества   эмоциональных  проявлений.

Все  выявленные  особенности  дошкольников  с  ОНР  впоследствии  могут  перерасти  в  эмоциональные  расстройства,  которые  рискуют  стать  устойчивыми  чертами  характера  ребёнка.  Для  предотвращения  этого  необходимо  проводить  профилактику,  а  при  необходимости, -    коррекцию  эмоциональных  нарушений.

  Главной  целью  профилактической  работы  является  помощь  детям  в  адаптации  к  условиям  дошкольного  учреждения.  Кроме  собственных  адаптационных  занятий  психолог  должен  заниматься  ознакомлением  педагогов  с  причинами  возникающих  проблем  у  детей,  разъяснить,  как  предупредить  и  преодолеть  социальную  дезадаптацию,  застенчивость,  тревожность,  агрессивность,  как  сформировать  навыки  общения.

При  общении  с  родителями  детей,  необходимо  учитывать  ситуацию  внутри  семьи,  характер  взаимоотношений   между  её  членами.    Беседуя  о  ребёнке,  необходимо  помочь  родителям  разобраться  в  психологических  особенностях,  характерных  для  детей  данного  возраста,    имеющих  речевое  недоразвитие.  В  связи  с  этим,  можно  порекомендовать  проведение  тренинга  для  оптимизации  родительско – детских  отношений,  например,  с  помощью  техники  арт-терапии.

Для  коррекции  выявленных  проблем  детей  с  общим  недоразвитием  речи  можно  порекомендовать  проведение  цикла  специальных  занятий,  направленных  на  создание  в  общении  с  детьми  атмосферы  открытости  и  принятия,  на  развитие  способности  детей    умению   чувствовать  и  понимать  друг   друга,  на  снижение  тревожности  и  повышение  самооценки.

        Построенные таким образом занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Последнее связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другими, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. В этом им помогает решение проблемных ситуаций, взятых из детской жизни. Важно не давать детям заранее «правильного» ответа, а ставить их в ситуацию выбора. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам, через варианты собственных предположений, а значит, и усвоению тех понятий, которые вытекают из анализа ситуаций.

     На данных занятиях должно уделяться большое внимание сохранению тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что познается детьми, проводится через эмоциональную сферу, чтобы ребенок мог почувствовать другого человека, его проблемы, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность.

     Таким  образом,  ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсируют коммуникативную функцию речи, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижая тревожность,  убирая страхи. Ребенок начинает жить в  ладу  с  самим  собой  и  окружающими  людьми.

     Таким образом, создаются условия для накопления детьми эмоционально - образных представлений среди сверстников. Без этого происходит атрофия потребности в эмоциональном контакте с другими, что самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности.

     Ниже  приведён  примерный  план  психолого-коррекционных  занятий  по  снижению  уровня  тревожности  и  формированию  социального  доверия  у  детей старшего  дошкольного  возраста.

Целью  данных  занятий  является  необходимость в помощи детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

В основу занятий положена идея о том, что эмоциональное поведение тесно связано с процессом отражения человеком окружающего мира, особенно с познанием общества, других людей и самого себя.

Занятия  могут  включать  в  себя  несколько  этапов:    

1 ЭТАП. Снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций.

 Задачи: снизить эмоциональное напряжение  детей; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации.

II ЭТАП.  Коррекция тревожности, формирование социального доверия.

Задачи: помочь  детям в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

III ЭТАП. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей.

Задачи: корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции.

На каждый этап отводится 4 занятия. Первое занятие каждого последующего этапа — повторение пройденного — служит плавным переходом к новой теме. Структура группового занятия может  включать  в  себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание (2—4 упражнения), рефлексию (в рисунках), ритуал прощания.

Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.

Рекомендуемая  структура занятия:

Ритуал приветствия  -  позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия; ритуал может быть придуман самой группой.

Разминка  -  воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры).

Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игро- и сказко-терапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия).

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным   одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомляемости детей). Количество игр и упражнений от  2  до  4.

Рефлексия   -   оценка занятия,  арт-терапия, беседа.

Применяются две оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно,  зачем  мы  это  делали).

Ритуал прощания  -  по  аналогии  с  ритуалом  приветствия.

По  завершении  цикла  коррекционных  занятий    необходимо  провести  дополнительную  диагностику  уровня  тревожности,  самооценки  и  характера  взаимоотношений  детей  для  выявления  эффективности  проведённой  работы.

В  случае  выявления  повторных  проблем  в  эмоциональной  сфере,  можно  рекомендовать  исследование  энергетического баланса  парасимпатического  и  симпатического  отделов   нервной  системы  и  консультацию  у  невропатолога.  Основанием  для  данной  рекомендации  послужил  анализ  результатов  исследования  В.С. Мерлина  и  его  учеников,  которые  получили  статистически  достоверные  корреляции  между  показателями  тревожности  и  основными  свойствами  нервной  системы  (слабостью,  инертностью).