Опыт работы "Коммуникативно - ориентированное обучение дошкольников английскому языку"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Обучение дошкольников иностранному языку должно быть коммуникативно-ориентированным. Дети должны уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, предназначенные для наиболее продуктивного усвоения изучаемого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы педагога дополнительного образования Севериной Е.С.
«Коммуникативно – ориентированное обучение дошкольников английскому языку»
Цель: Обучение дошкольников иностранному языку должно быть коммуникативно-ориентированным. Дети должны уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, предназначенные для наиболее продуктивного усвоения изучаемого материала.
Новизна педагогического опыта работы по технологии коммуникативно-ориентированного обучения определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением дошкольниками системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями формируются потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в современном мире на основе осознания важности изучения иностранного языка как средства общения и познания.
Актуальность данной темы определяется тем, что коммуникативно-ориентированная деятельность в обучении детей является ведущей как в процессе непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе рисования, физкультурных упражнений, танцев, дидактических игр с использованием иностранного языка. Взаимодействие с собеседником, звучащим текстом, предметами, картинками вызывает интерес, побуждает к ответной реакции.
На раннем этапе обучения иностранному языку происходит формирование основ языковой и минимальной коммуникативной компетенций. Это стимулирует познавательную мотивацию детей и формирует положительное отношение к изучаемому языку и иноязычной культуре.
Я исхожу из того, что содержание обучения детей иностранному языку должно строиться с обязательным учетом следующих компонентов:
• социокультурный компонент;
• межкультурный компонент (сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации общения, языковой и речевой материал);
• коммуникативно-речевые знания и умения оперировать этими знаниями.
Отбор содержания обучения осуществляется с учетом возраста и коммуникативно-познавательных интересов дошкольников. На первый план мною выдвигаются такие критерии, как аутентичность, занимательность, красочность, реальность, достоверность, интеркультурная ориентированность.
В реализации коммуникативно-ориентированного обучения применяются следующие принципы:
- обязательно использовать различные средства поощрения, как вербальные, так и материальные («табели – солнышки»);
- формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка;
- лимитировать речь учителя на русском языке;
- системно вводить лексику: Первое занятие – не больше 4 слов. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова;
- учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия;
- обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения;
- отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимает языковые барьеры;
- развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
Необходимо также учитывать психологию возрастной категории детей, опираясь на принцип коммуникативности, функциональности мышления детей. На основе данного принципа все темы занятий подобраны таким образом, что они совпадают с интересами детей данных возрастных групп, что способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и подключению личности к этим процессам.
Используя игровую форму обучения, я стараюсь любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, рифмовки.
В процессе обучения детей английскому языку мною используются следующие основные методы: коммуникативный, наглядный.
Коммуникативный метод является верховным, доминирующим, в наибольшей степени соответствующий специфике иностранного языка как учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная задача - овладение элементарными навыками и умениями устного иноязычного общения на раннем этапе изучения английского языка, начальное формирование способности детей к общению на межкультурном уровне.
Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности учащихся.
Коммуникативно-ориентированное направление также подразумевает использование следующих приемов обучения:
- Работа над произношением (пальчиковая гимнастика, рифмовки, физкультминутки).
- Работа с игрушкой.
- Работа с картинкой (описание картинки).
- Дидактические игры (подвижные, спокойные).
- Разучивание и декламация стихов (конкурс стихов, разучивание песен).
- Воспроизведение ситуативных диалогов.
Подготовленная и реализуемая мною программа базируется на принципах коммуникативно-ориентированного обучения и направлена на формирование положительной познавательной мотивации.
Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.
Каждое занятие имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке, либо пальчиковая гимнастика. В основной части занятия - в дидактической игре дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на уроке используется магнитофон и CD-диски с записями стихов и песен на английском языке.
В реализации коммуникативно-ориентированного обучения очень помогает использование упражнений на мелкую моторику. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. Очень важно научиться управлять каждым пальцем, независимо от другого. Это необходимо, чтобы в равной степени работали разные центры головного мозга, расположенные близко друг к другу. Таким образом, через пальчиковые игры, направленные на контроль за каждым пальцем, можно учить счет или систематизировать необходимый лексический материал.
Также не стоит забывать о роли физкультминуток в коммуникативно-ориентированном обучении. Выполнение ритмичных упражнений в сочетании с речевой деятельностью стимулирует интерес к учению, способствует значительному увеличению словарного запаса, развитию памяти, внимания, творческих способностей, помогает реализовать двигательную активность, присущую дошкольникам, благоприятно сказывается на настроении детей и их эмоциональном тонусе, позволяет наладить оптимальный контакт между педагогом и детьми.
Использование физкультминуток мотивирует предстоящую деятельность дошкольников, формирует положительный настрой на восприятие и усвоение учебного материала, создаёт атмосферу, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно и раскованно, не боясь и не стесняясь говорить по-английски, снимает напряжение и восстанавливает работоспособность не только детей, но и педагога.
Соответственно актуальная проблема быстрой утомляемости в коммуникативно-ориентированном обучении детей английскому языку решается очень просто. Применение естественной для детей этого возраста физической, игровой и познавательной деятельности на уроках, делают возможным эффективное обучение при сохранении психического и физического здоровья детей. Выстраивая урок в форме театрального представления, на котором дети являются активными зрителями, становится возможным применять природное средство общего развития ребенка – наблюдение. Чередование различных видов работы, постоянная физическая активность детей на уроке способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а переключается на другой вид деятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что по мере усвоения программы, в процессе диагностирования (мониторинга) произносительных, лексических и грамматических навыков (в пределах изученных тем), элементарных коммуникативных навыков и умений в основных видах речевой деятельности (аудировании и говорении), отмечаются уровни их сформированности. Это позволяет выявлять задатки и склонности, начальные знания и умения детей, полученные в детском саду, а так же определить результативность проделанной работы, наметить пути дальнейшей коммуникативно-ориентированной деятельности, цель которой: создание у детей дошкольного возраста устойчивой мотивации к учебе в целом и к иностранному языку в частности.
Использованная литература:
- Ильхамова И. Н. Коммуникативно-ориентированный подход в обучении английскому языку [Текст] / И. Н. Ильхамова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 416-418.
- Е.И. Пассов. «Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре» Просвещение, Москва 1993.
- Обучение иностранному языку дошкольников/ обзор теоретических позиций. Иностранные языки в школе. №1. 1990. С. 38 – 42.)
- Агурова Н.В. Гвоздецкая Н.Д. Английский язык в детском саду. – М., 1963.
- Детский сад: теория и практика № 8/2012. Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку.
ОПЫТ РАБОТЫ:
КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная (авторизованная) программа «Обучение дошкольников английскому языку» для детей в возрасте от 5 до 7 лет
программа для ведения кружковой работы с детьми 5-7 лет в детском саду, с перспективным планированием непосредственной образовательной деятельности, дающей детям основные понятия, диагностические мате...
ПРОГРАММА раннего обучения дошкольников английскому языку «Английский язык для малышей»
Предполагаемая программа рассчитана на 3 года обучения...
Программа дополнительного образования по обучению дошкольников английскому языку "Английский для малышей"
Программа расчитана на один год реализации, возраст детей 6-7 лет (подготовительгная группа)...
Конспект занятия по обучению дошкольников английскому языку» (2 год обучения) на тему"Фиксики"
Занятие включает: знакомство с лексическими единицами по теме «Школа», закрепление лексич. единиц по темам «Овощи и фрукты», «Посуда», «Дикие звери», &l...
Презентация опыта "Коммуникативно - ориентированное обучение дошкольников английскому языку"
Новизна педагогического опыта работы по технологии коммуникативно-ориентированного обучения определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегриро...
Программа по обучению дошкольников английскому языку "Счастливый английский"- HAPPY ENGLISH
laquo;Качественное иноязычное образование является в настоящее время одним из приоритетов, как государства, так и общества»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Весёлый английский» по обучению дошкольников английскому языку для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Программа кружка «Веселый английский» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавате...