Рабочая программа естественнонаучной направленности "Природа и фантазия"
рабочая программа

Борисова Елена Сергеевна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Он дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

         

         Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

           Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и  интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.

Личностно - деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно - прогматических до ценностных. Личностно - деятельностный подход предполагает овладение ребенком видами самостоятельной экспериментальной деятельности и саморазвитие ребенка.

Содержание программы учитывает принципы и подходы к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. сотрудничество ДОУ с семьей;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
  8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  9. учет этнокультурной ситуации развития детей.

Представленная программа естественнонаучной направленности детей дошкольного возраста обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами начального образования.

Данная рабочая программа является документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога по развитию  экспериментальной деятельности детей.

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

        Экспериментальная деятельность  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Цель программы:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

        Задачи программы:

Образовательные:

  1. Сформировать у детей умения проводить простые опыты и эксперименты.
  2. Сформировать умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.
  3. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Развивающие:

  1. Развивать умение пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе
  2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

Воспитательные:

  1. Воспитывать  внутреннюю потребность к получению знаний.
  2. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

Программа «Природа и фантазия» направлена на развитие естественнонаучных способностей детей. Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся с детьми 5-7 лет.

В течение 1 года на освоение программных задач отводится 72 часа (2 раза в неделю).

Формы и режим образовательной деятельности.

Учебный год распланирован на 38 учебных недель в середине учебного года с 1 января по 10 января зимние каникулы, с 1 июня по 31 августа для детей организуются летние каникулы.

Начало учебного года – (сентябрь) и конец учебного года (май) проводится диагностическое наблюдение.

Образовательная

деятельность/

Вариативная часть

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная

группа (6-7 лет)

Дополнительное

образование

(в неделю/ за год)

2/72

2/72

Количество часов в неделю

2

2

Длительность часа (мин)

25 минут

30 минут

Формы занятий – эксперименты, опыты, рассматривание, наблюдения, беседы, открытые мероприятия.

Приемы и методы:

1.Наглядный

-  наглядно-зрительные приемы (показ, использование наглядных пособий);

-  тактильно-мышечные приемы  (непосредственная помощь воспитателя).

1.Словесный

-  объяснение, пояснение, указание;

- вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;

- проведение циклов познавательных бесед и инструктажа;

1.Практический

-  схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);

-  метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий;

-  создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки);

-  совместная детско-взрослая познавательно – исследовательская  деятельность.

Обеспечение методическими видами продукции – разработка картотек опытов: «Опыты с водой», «Опыты с песком», «Опыты с глиной», «Опыты с воздухом» и др.; разработка схем экспериментов и опытов.

Материально – техническое обеспечение программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.):

- Дидактический материал:

Материалы, находящиеся в лаборатории, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Глина», «Магниты», «Бумага», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Лаборатория содержит:

1.Приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.

2.Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спички. мох, семена и т.д.

3.Утилизированный материал: проволока, кусочки кожа, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.  д

4.Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

5.Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

6.Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски).

7.Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.

8.Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и т. д.

9.Картотека опытов и экспериментов: «Опыты с водой», «Опыты с песком и глиной», «Опыты с магнитом» и др.

- Игровой материал  и оборудование для экспериментирования:

1.Оборудование для экспериментирования с водой, песком, снегом (комплекты различных формочек, грабли, совки, сита, сосуды для переливания, ведра, лопатки и пр.)

2.Разноцветные пластиковые мячики, ракушки и пр.

3.Непромокаемые фартуки.

4.Вертушки, флюгеры для наблюдений за ветром, крупные лупы и пр.

- Строительные материалы и конструкторы:

Строительные наборы (деревянные, пластмассовые) разного размера.

- Техническое оснащение – интерактивная доска, проектор, музыкальный центр, медиотека (CD и аудио диски).

  1.            

Модель образовательного процесса

Примерный календарь тематических недель.

Тематическое планирование (от 5 до 6лет)

Сентябрь

1.«Правила поведения в лаборатории»

Знакомство детей с профессией «ученый». Проведение экскурсий по лаборатории. Определение правил поведения в научной лаборатории при проведении простейших опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 2.«Бесформенная вода»

 Формирование у детей умения проводить с помощью педагога простой опыт с водой «Бесформенная вода»; делать вывод, что вода принимает форму сосуда; пользоваться с  приборами - помощниками при проведения опыта с водой «Бесформенная вода». Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 3.«Радужная вода»

 Формирование у детей умения проводить простой опыт с водой, акварельными красками и  сахаром; делать вывод как сахар и краска влияет на свойство воды; зарисовывать результаты наблюдения о воде. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

4.«Дюны»

 Формирование у детей умения проводить простой опыт с песком «Дюны»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах песка. Выяснение опытническим путем, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 Октябрь

5.«Живой металл»

Формирование у детей умения проводить простой опыт с магнитом «Живой металл»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах магнита. Формирование представления о магните и его свойствах притягивания  предметов. Выявление материалов, которые могут быть магнетическими. Побуждение детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи, делая вывод на основе проведенного опыта. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 6.«Интересная бумага»

Формирование у детей умения проводить простой опыт  с бумагой «Интересная бумага»; делать вывод на основе проведенного опыта с бумагой. Побуждение детей обследовать бумагу и устанавливать причинно-следственные связи между бумагой сложенной в гармошку и обычным листом бумаги. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 7. «Как дышат растения»

Формирование у детей умения проводить простой опыт  с растением «Как дышат растения»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Побуждение детей обследовать предмет и с помощью педагога и устанавливать причинно-следственные связи. Выяснение  потребности растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 Ноябрь

8. «Мыльный кораблик на воде»

Знакомство детей со свойством воды - поверхностное натяжение. Формирование умения делать вывод на основе проведенного опыта «Мыльный кораблик на воде»; зарисовывать результат опыта. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 9. «Отпечатки»

Проведение эксперимента «Отпечатки». Исследование поверхности природного материала методом отпечатков. Формировать умение делать вывод на основе проведенного опыта с песком; зарисовывать результат опыта. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 10. «Сильный воздух»

Формирование у детей умения проводить простой опыт «Сильный воздух»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах воздуха. Знакомство с пониманием того, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ. Совершенствование опыта детей в соблюдении правил безопасности при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 11. «Вулкан»

Знакомство детей с природным явлениям – вулкан. Формирование познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями; пользоваться с приборами - помощниками при проведения опыта; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений за вулканом. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 Декабрь

 12. «Ледяная рыбалка»

Формирование у детей умения проводить с помощью педагога простой опыт «Ледяная рыбалка»; пользоваться с  приборами - помощниками при проведения опыта; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойстве воды - таяние. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 13. «Мыльные  шары на морозе»

Формирование у детей умения проводить эксперимент «Мыльные шары на морозе»; доказывать, что воздух занимает  место. Побуждение детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи между морозом и воздухом внутри мыльного пузыря. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 14. «Мыльные  пузыри в банке»

Знакомство детей с физическим свойством углекислого газа (тяжелее воздуха). Формирование у детей умения проводить эксперимент «Мыльные  пузыри в банке»; пользоваться с  приборами - помощниками при проведения опыта; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений за мыльными пузырями в банке. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 15. «Сильный или слабый ветер?»

Знакомство детей с силой ветра. Формирование у детей умения проводить опыт «Сильный или слабый ветер». Формирование представления о том, что ветер – это движение воздуха. Закрепление свойств воздуха. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Январь

16. «Волшебный лимон»

Формирование у детей умения проводить опыт «Волшебный лимон». Знакомство с батарейкой; пользоваться с  приборами - помощниками при проведения опыта; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 17. «Сухим из воды»

Знакомство с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Определение при помощи опыта «Сухим из воды»,  что воздух занимает место. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах воздуха и воды. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

18. «Шарик в бутылке»

Знакомство с разностью давления воздуха. Формирование у детей умения проводить опыт «Шарик в бутылке». Формирование умения пользоваться с  приборами - помощниками при проведения опыта; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о разности давления воздуха. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Февраль

 19. «Невидимые чернила»

Формирование у детей умения проводить опыт «Невидимые чернила»; с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты опыта над лимонной кислотой. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

20. «Круговорот воды»

 Знакомство с явлением как состояния воды зависит от температуры. Выявление при проведении эксперимента «Круговорот воды» свойств воздуха. Сравнение свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений свойства воды и круговорот воды в природе, путем эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 21. «Подушка из пены»

Формирование у детей умения проводить опыт «Подушка из пены»; зарисовывать и отмечать результаты опыта. Развитие у детей представления о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 22. «Как сделать звук громче?»

Выяснение причин усиления звука. Формирование у детей умения проводить опыт «Как сделать звук громче?»; пользоваться с  приборами - помощниками при проведения опыта; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Март

23. «Можно ли двигать скрепку, не дотрагиваясь до нее?»

Определение свойств магнита в воде и на воздухе. Формирование умения с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты опыта. Закрепление знаний детей о свойствах железа: притягивается к магнитам; правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 24. «Почему в космос летают на ракете»

Знакомство детей с принципом работы реактивного двигателя, значение воздуха для полета самолета. Формирование у детей умения проводить эксперимент «Почему в космос летают на ракете»; зарисовывать и отмечать результаты опыта над воздухом. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 25. «Как образуются метеоритные кратеры»

Моделирование с помощью педагога метеоритный кратер, познакомив со способом его образования. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 26. «Ракета из шариков»

Знакомство с понятием – реактивная тяга. Моделирование с помощью педагога двухступенчатую ракету из воздушных шаров. Формирование умения с зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 Апрель

27. «Парашют для муравья»

Моделирование с помощью педагога  парашюта. Выяснение, при помощи опыта, свойства воздуха (сопротивление). Расширение представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

28. «Солнечные часы»

Формирование умения определять время в природе; пользоваться с приборами - помощниками при проведения опыта; зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

29. «Радуга»

Знакомство с призмой. Формирование умения с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление знаний об образования радуги; правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

30. «Солнечные зайчики»

Знакомство с образованием на стенах комнаты солнечных зайчиков. Выяснение причин возникновения солнечных зайчиков. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Май

31. «Волшебная кисточка»

Знакомство с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый). Расширение знаний детей о цветах и способах получения новых цветов из имеющихся. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

32. «Апельсин» 

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха и воды. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

33. «Цветы лотоса» 

Знакомство со свойствами бумаги в процессе действия (держит форму, мнется – не мнется). Расширение знаний детей о различных видах бумаги. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

34. «Глиняные игрушки»

Знакомство детей с особенностями и свойствами глины.  Изготовление простейших поделок из глины. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Тематическое планирование (от 6 до 7 лет)

Программное содержание

Сентябрь

  1. «Правила поведения в лаборатории»

Знакомство детей с профессией «ученый». Проведение  экскурсий по лаборатории. Создание детского научного клуба «Юный химик». Определение правил поведения в научной лаборатории при проведении простейших опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Бесформенная вода»

Формирование у детей умения самостоятельно проводить опыт с водой «Бесформенная вода»; делать вывод, что вода принимает форму сосуда, в который она налита, доказывая свою точку зрения; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы. Проведение опыта с водой с использованием приборов – помощников. Закрепление свойств воды; правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Радужная вода»

Выяснение опытническим путем, как плотность жидкости влияет на свойства воды. Формирование у детей умения самостоятельно, проводить простой опыт с водой «Радужная вода»; зарисовывать результаты наблюдения о воде, в виде схемы. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Барханы»

Формирование у детей умения самостоятельно проводить простой опыт с песком «Барханы». Выяснение опытническим путем, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга и могут образовывать своды тоннели. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Октябрь

  1. «Железные башни»

Формирование представления о магните и его свойствах притягивать  предметы. Формирование у детей умения самостоятельно проводить простой опыт с магнитом «Железные башни»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах магнита в виде схем. Побуждение детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи, делая вывод на основе проведенного опыта и доказывая свою точку зрения. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Сильная бумага»

Знакомство детей со свойством бумаги: на большую площадь действует сильное давление. Определение зависимости физических свойств бумаги от ее формы. Формирование у детей умения проводить простой опыт  с бумагой «Сильная бумага»; делать вывод на основе проведенного опыта с бумагой, доказывая свою точку зрения; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Дыхание  растений»

Уточнение и расширение представления детей о значимости воздуха в жизни растений. Изучение дыхания растений, показывая различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Формирование у детей умения проводить опыт с растением «Как дышат растения»; представления об обмене веществ; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений; делать вывод на основе проведенного опыта с растением, доказывая свою точку зрения. Формирование практических навыков работы с лупой, комнатным растением, предметами-помощниками. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Магнитный виноград»

Проведение опыта с магнитом с использованием приборов – помощников. Выяснение, почему под действием магнита приходит в движение виноград. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдения в виде условных обозначений; делать вывод на основе проведенного опыта «Магнитный виноград», доказывая свою точку зрения. Закрепление свойства магнита – магнетизм; правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Ноябрь

  1. «Мыльный кораблик на воде»

Знакомство детей со свойством воды - поверхностное натяжение. Проведение опыта с водой с использованием приборов – помощников. Формирование умения делать вывод на основе проведенного опыта «Мыльный кораблик на воде», доказывая свою точку зрения; зарисовывать результат опыта в виде условных знаков. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Отпечатки»

Проведение с помощью педагога эксперимента «Отпечатки». Исследование поверхности природного материала методом отпечатков. Проведение опыта с песком с использованием приборов – помощников. Формирование умения делать вывод на основе проведенного опыта с песком, доказывая свою точку зрения; зарисовывать результат опыта в виде условных обозначений. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Сила воздуха»

Формирование у детей умения проводить простой опыт «Сила воздуха»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах воздуха в виде условных обозначений; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Расширение знаний о значимости воздуха в жизни всего живого. Закрепление понятия воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ. Совершенствование опыта детей в соблюдении правил безопасности при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Вулкан»

Формирование у детей умения проводить опыт «Вулкан». Проведение опыта с использованием приборов-помощников. Расширение знаний детей о природных явлениях – вулканы, гейзеры, их строением и причиной извержения. Формирование познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями; представления об опасностях и пользе вулканических извержений; умения зарисовывать результаты наблюдений за вулканом в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Декабрь

  1. «Ледяная рыбалка»

Формирование у детей умения проводить простой опыт «Ледяная рыбалка», доказывая закономерность: чем больше льдинка, тем медленнее она тает; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойстве воды – таяние в виде условных обозначений; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Установление, что замёрзшая вода занимает больше объёма. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Мыльные  шары на морозе»

Формирование у детей умения проводить эксперимент «Мыльные шары на морозе»; доказывать, что воздух занимает  место; делать вывод, доказывая свою точку зрения; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы. Побуждение детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи между морозом и воздухом внутри мыльного пузыря. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Мыльные  пузыри в банке»

Знакомство детей с физическим свойством углекислого газа (тяжелее воздуха). Формирование у детей умения проводить эксперимент «Мыльные пузыри в банке»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Сильный или слабый ветер?»

Знакомство детей с силой ветра. Способствование овладению некоторыми способами обнаружения воздуха Формирование у детей умения проводить опыт «Сильный или слабый ветер»; представления о том, что ветер – это движение воздуха; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление свойств воздуха; правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Январь

  1. «Волшебный лимон»

Знакомство с батарейкой и способом использования лимона в качестве батарейки. Формирование у детей умения проводить опыт «Волшебный лимон»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Сухим из воды»

Знакомство с разностью атмосферного давления. Выяснение, как можно достать монетку из воды не промочив пальцы. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах воздуха и воды в виде условных обозначений. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Шарик в бутылке»

Знакомство с разностью давления воздуха. Выяснение того, как шарик (яйцо) окажется внутри бутылки.  Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о разности давления воздуха, в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

 Февраль

  1. «Невидимые чернила тетушки Совы»

Формирование у детей умения проводить опыт «Невидимые чернила тетушки Совы». Побуждение детей  к осуществлению практических действий, выявление свойств лимонной кислоты при воздействия теплоты. Формирование умения делать вывод, доказывая свою точку зрения; зарисовывать и отмечать результаты опыта над лимонной кислотой в виде условных обозначений. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Круговорот воды в пакете»

Знакомство с явлением как состояния воды зависит от температуры. Выявление при проведении эксперимента «Круговорот воды в пакете» свойств воздуха. Сравнение свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений свойства воды и круговорот воды в природе, в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

22.«Подушка из пены»

Формирование у детей умения проводить опыт «Подушка из пены»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Развитие у детей представления о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Как сделать звук громче?»

Выяснение причин усиления звука. Формирование у детей умения проводить опыт «Как сделать звук громче?»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Март

  1. «Можно ли двигать скрепку, не дотрагиваясь до нее?»

Определение свойств магнита в воде и на воздухе. Определение способности металлических предметов намагничиваться. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление знаний детей о свойствах железа: притягивается к магнитам; правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Почему в космос летают на ракете»

Знакомство детей с принципом работы реактивного двигателя, значении воздуха для полета самолета. Формирование у детей умения проводить эксперимент «Почему в космос летают на ракете»; зарисовывать и отмечать результаты опыта над воздухом в виде схемы. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Как образуются метериоритные кратеры»

Моделирование с помощью педагога метеоритный кратер, познакомив со способом его образования. Уточнение представления о Солнечной системе. Развитие умения действовать по алгоритму. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Ракета из шариков»

Знакомство с понятием – реактивная тяга, с принципом, который положен в основу реактивного движения ракет. Моделирование с помощью педагога двухступенчатую ракету из воздушных шаров. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Апрель

  1. «Парашют для мышки»

Моделирование с помощью педагога  парашюта. Выяснение, при помощи опыта, свойства воздуха (сопротивление). Расширение представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Солнечные часы Незнайки»

Формирование опытническим путем умения определять время в природе; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Эффект радуги»

Знакомство с призмой с механизмом возникновения цвета. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде условных обозначений; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление знаний о радуге, как природном явлении; правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Солнечные зайчики»

Знакомство с образованием на стенах комнаты солнечных зайчиков. Выяснение причин возникновения солнечных зайчиков. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Май

  1. «Танцующая фольга»

Знакомство детей с фольгой и ее свойствами. Знакомство детей с электричеством.  Формирование умения отмечать результаты наблюдений; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Солнечная лаборатория»

Знакомство детей со свойствами темного и светлого цвета под воздействием солнечных лучей (предметы какого цвета нагреются быстрее и почему). Формирование умения отмечать результаты наблюдений; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

  1. «Секретное письмо»

Знакомство детей с интересными свойствами молока и лимонного сока. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде условных обозначений; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

34. «Путешествие глиняного человечка»

Знакомство детей с особенностями и свойствами глины, проведение простейших экспериментов.  Изготовление поделок из глины. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Технологии обучения

Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.

  • игровая технология;
  • технология, опирающаяся на познавательный интерес;
  • технология проблемного обучения;
  • технология сотрудничества;
  • проектная технология.

Игровая технология.

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
  • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технология, опирающаяся на познавательный интерес. 

Концептуальные идеи и принципы:

  • активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
  • обучение с учётом закономерностей детского развития;
  • опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
  • ребёнок является полноценным субъектом деятельности.

Технология проблемного обучения.

Концептуальные идеи и принципы:

  • создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
  • целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
  • проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
  • проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
  • проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Технология сотрудничества.  

Концептуальные идеи и принципы:

  • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
  • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
  • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
  • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
  • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
  • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Проектная технология.

Концептуальные идеи и принципы:

  • развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
  • особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
  • способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
  • интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
  • завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Формы организации обучения.

Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.

Структура занятия:

-Ставить проблему.

-Принимать и ставить цель.

-Решать проблему.

-Анализировать объект или явление.

-Сопоставлять факты.

-Выдвигать гипотезы.

-Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

-Осуществлять эксперимент.

-Делать вывод.

-Фиксировать этапы действий и результат графически.

        При организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, подгрупповую и индивидуальную формы.

        Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

        Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту, и не превышает 30 минут. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями  составляет не менее 10 минут.

        Индивидуальные образовательные ситуации проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе образовательного мониторинга. Продолжительность индивидуальной работы – 10-15 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей, направлена на осуществлении коррекции недостатков воспитанников, создающих  трудности в овладении программой. Учёт индивидуальной работы  отражается в соответствующей тетради.

Мониторинг освоения программы.

        Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит квалифицированный специалист - педагог-психолог. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

        Обследование детей проводится ежегодно в сентябре и мае.

Индивидуальный план работы составляется педагогом на основе анализа карты ребёнка в сентябре и корректируется после промежуточного обследования в январе. В индивидуальном плане отражены направления работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе мониторинга пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка, что позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении.

Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации: дни открытых дверей, открытые занятия, организация выставок, участие в конкурсах, защита творческих работ.

Индивидуальная карта ребенка

Фамилия имя ребенка

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать и ставить цель

Умение решать проблемы

Умение анализировать объект или явление

Умение выделять существенные признаки и связи

Умение сопоставлять различные факты

Умение выдвигать гипотезы, предположения

Умение делать выводы

Н. г.

К.

г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н.

г.

К.

г.

Н.

г.

К.

г.

Н. г.

К. г.

Формы и приемы организации образовательного процесса

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимных моментах

Образовательные ситуации

Обучающие занятия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Наблюдение

Экскурсии

Беседы

Обсуждение

Рассматривание объектов, их обследование.

Виртуальные путешествия

Рассказы

Встреча с интересными людьми

Дидактические игры

Занимательные показы

Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций,

коллекций

Конкурсы

Игровые упражнения

Обследование предметов и игрушек

Наблюдение

Проблемные ситуации

Рассматривание чертежей и схем, иллюстраций и т.д.

Дидактические игры

Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия

Моделирование

Упражнения по развитию мелкой моторики рук

Ситуативные разговоры

Виртуальные путешествия

Решение проблемных

ситуаций

Дидактические игры

С.-р. игры

Наблюдения

Рассматривание

Экспериментирование с материалами

Ситуативное обучение

Упражнения

Коллекционирование

Просмотр видео

Рассматривание моделей

Обследование предметов

Домашнее экспериментирование

Совместное творчество

Сопровождение семьи:

Беседы

Консультации

Открытые просмотры

Встречи по заявкам

Интерактивное взаимодействие через сайт

Совместные занятия

Мастер-классы

Опросы

Анкетирование

Информационные листы

Организация НОД.

Каждый месяц планируется 3 самостоятельные темы, каждую неделю новая тема, последняя неделя месяца – повторение и закрепление пройденного. Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры – задания, мозговой штурм и т. д.)

Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного необходимы для того, чтобы дети лучше усвоили изученный материал.

Формы и направления взаимодействия с коллегами, семьями воспитанников

В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Прогнозируемые результаты освоения программы.

  • Оптимизация процесса проведения с детьми старшего дошкольного возраста опытно-экспериментальной деятельности.
  • Обогащение РППС.
  • Расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности.
  • Развитие уровня умственных умений дошкольников.
  • Проявление познавательного интереса к занятиям.
  • Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду.
  • Пополнение научно – методической базы по данному методу исследования.

Планируемые результаты  освоения программы детьми  5 - 6 лет

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание.

  1. интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
  2. задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
  3. любит экспериментировать;
  4. способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
  5. принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  1. Планируемые результаты  освоения программы детьми  6 - 7 лет.
  1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
  2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  3. Расширить представления о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
  4. Сформировать умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  5. Развить навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
  6. Сформировать умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
  7. Развить навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твѐрдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействии).

Список используемой литературы.

  1. Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 56 с. 
  3. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников», Методические рекомендации. М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
  4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно -   экспериментальная деятельность», М.: Учитель, 2009.-115 с.
  5. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду», М.: Линка - Пресс, 2008. – 115 с.
  6. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 111 с.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

9. Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

10. Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ / Авт.-сост.: И.Б.Едакова, И.В. Колосова А.В., Копытова, Г.Н. Кузнецова, М.Л. Семенова, С.Н. Обухова, Т.А. Сваталова, Т.А. Тарасова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 104 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по театрализованному кружку "Фантазия"

Театр в детском саду являеться важным фактором развития гарманичной личности, способствуя  самоутверждению, самораскрытию и самореализации личности ребенка в обществе посредством раскрепощения эт...

Собственная методическая разработка. Рабочая программа естественнонаучной направленности.

Рабочая  программа естественнонаучной направленности к дополнительной  образовательной  программе «Научная лаборатория» (для детей старшей группы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФАНТАЗИИ ИЗ БУМАГИ» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕ – СРЕДНЯЯ ГРУППА

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Осо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мир фантазий - LEGO» Обучение конструктивно - модельной деятельности детей младшего дошкольного возраста (2-4 года)

Основным видом деятельности ребёнка является игра. Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обу...