Выступление на педагогическом совете «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Борисова Елена Сергеевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini.docx444.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»

   

 Дети в любом возрасте очень любознательны, они задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется необычным и интересным. Мини-музеи в детском саду призваны помочь воспитателю достойно отвечать на тысячи детских вопросов.

 Музей — это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее познанию системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение, повышению образованности, воспитанности, расширению кругозора и ребенка, и взрослого.

Особенности мини-музея в ДОУ: это участие в их создании детей и родителей. Здесь ребенок не пассивный созерцатель, а соавтор, творец экспозиции. Мини-музей в ДОУ -  это результат совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Экспонатами мини-музея в детском саду могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.

Такие экспонаты являются главным учебным пособием в мини-музеях, их которые дети могут потрогать, пощупать.

Мини-музеи постоянно пополняться экспонатами и используются в работе с детьми дошкольного возраста.

Причина создания  заключается в том, что многие детские учреждения располагаются вдали от настоящих музеев. Посещение экскурсий детьми дошкольного возраста благоприятно влияет на развитие ребенка.

Цель создания мини – музея.

Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями

Задачи:

• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ

• Формирование у дошкольников представления о музее

• Расширение кругозора дошкольников

• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков

• Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания

• Развитие творческого и логического мышления, воображения

• Вовлечение родителей в жизнь детского сада

Этапы создания мини-музея.

• Подготовительный этап.

• Этап реализации.

• Обобщающий этап.

Подготовительный этап.

1. Выбор темы и названия.

2. Выбор места размещения мини-музея.

3. Планирование экспозиций.

4. Принципы построения экспозиции.

5. Разработка визитной карточки и паспорта мини-музея.

6. Рассмотрение вариантов участия в создании музея детей и родителей.

1. Выбор темы и названия

- создание мини-музея планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, тема определяется педагогом, обсуждается с родителями и детьми;

- тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом;

- тема определяется спонтанно. В этом случае играет роль инициатива ребенка. Например, вопрос ребенка «Откуда берется хлеб?», либо приносит фотографии домашних животных.

2. Размещение мини-музея

При выборе места размещения мини-музея необходимо учитывать, чтобы полки с экспонатами располагались на уровне глаз ребенка.

2.1. Групповое помещение.

Это вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Однако расположение мини-музея в группе имеет и минусы:

- постоянный доступ к экспонатам имеют дети только одной группы.

- удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по поводу музейных тем.

Экспонаты могут размещаться на небольших стеллажах, в шкафчиках, на небольших полочках у входа в комнату, в спальне, в игровом уголке. Мини-музей природы рационально расположить в уголке природы,  гжели или хохломы - возле уголка творчества, мини-музей связанный с тематикой спорта - рядом со спортивным уголком.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-408227-1459321284.jpg Мини-музей «Матрёшки»

2.2. Раздевалка.

Вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки - те же.

Важно, чтобы полки с экспонатами располагались не над шкафчиками для одежды, а были закреплены на уровне глаз ребенка.

http://dyatkovo-solnyshko.ru/novocti/sobachki.jpg Мини-музей « Собачки»

2.3. Помещения для дополнительных занятий.

Помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых мини-музеев. Однако при оформлении мини-музеев в таких помещениях важно учитывать специфику занятий, которые в нем проводятся.

D:\Фотки\6 группа\музей 2014\IMG_0545.JPG

2.4. Холлы.

Экспонаты могут находиться на отдельных полочках, в шкафчиках. Часть образцов может разместиться на стенах и потолке (если это безопасно). Групповые мини-музеи могут располагаться рядом с входом в группу. При таком расположении мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя и детей время. Рассматривать экспозицию могут все родители со своими детьми.

2.5. Территория.

На территории детского сада можно расположить музеи под открытым небом. Например, исторические и фольклорные. Такой музей может быть представлен русской избой, фермой, избушкой Бабы Яги и лешего, мельницей и т. п. На базе музея под открытым небом можно проводить фольклорные праздники.

3. Планирование экспозиций.

Мини-музеи в ДОУ могут располагать постоянными и сменными экспозициями.

Экспозиции могут быть представлены разными группами, например:

1) по тематике«Овощи»«Фрукты»», «Декоративные птицы»;

2) по материалу«Кладовая земли»«Загадки камней»;

3) по решаемой задаче:

- для формирования представлений, их систематизации («Домашние животные», «Растения красной книги»);

- установления взаимозависимостей («От семечка до плода»«Человек + природа = удивительные вещи»).

4. Принципы построения музейной экспозиции.

• Принцип деятельности и интерактивности

- дети могут играть с экспонатами, дополнять собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее. Для реализации этого принципа необходимо выделит в мини-музее уголок для самостоятельной деятельности.

• Принцип научности

- несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, экспонаты в нем должны достоверно отражать заявленную тему.

• Принцип динамичности и вариативности

- реализация данного принципа заключается в том, что мини-музей должен периодически меняться – по тематике, экспонатам, содержанию уголков самостоятельной деятельности. Если мини-музей расположен в группе, его содержание должно обновляться каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.

• Принцип разнообразия

- экспонаты в мини-музее должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.

• Принцип экологичности и безопасности

-оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности детей.

• Принцип непрерывности

мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной деятельностью, а деятельность ребенка отражает тематику занятий, экскурсий ит. п.

5. Паспорт мини-музея.

1. Визитная карточка:

– название мини-музея

– цель создания

– разделы и экспонаты

– фотографии

2. Оформление мини-музея

3. Уголок самостоятельной деятельности

Этап реализации

1. Оформление мини-музея

2. Формы работы с детьми в мини-музее.

1. Оформление мини-музея.

Так как внимание дошкольника еще недостаточно сформировано, эффективность всей работы мини-музея будет в немалой степени зависеть от того, насколько удачно расположены экспонаты и от степени их привлекательности для ребенка.

Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Для этого можно использовать стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины и т. д.

В горизонтальной одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции (предметы) одного наименования, отличающихся по окраске, форме, размеру. Таким образом, можно показать объект с разных сторон, сравнив его с другими.

В горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально, а это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов.

Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

- размещение материала на настенных полочках,

- использование ширм,

- использование стендов (изготавливаются из картона любой формы, подходящей для размещения экспонатов, обтянутого тканью),

- использование мобиле,

- использование кубиков различной высоты, задрапированные тканью,

- размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках дерева.

Основная ошибка при организации мини-музея, это когда мини-музей превращается во фрагмент общего интерьера

2. Формы работы с детьми в мини-музее.

В ходе знакомства с экспонатами мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

1) занятия-экскурсии

2) занятия с элементами игры

3) занятия с творческими заданиями

4) исследовательская деятельность

5) продуктивная деятельность

6) самостоятельная деятельность

Обобщающий этап

• Что было сделано?

• Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)

• Что нового узнали?

• Что хотели бы еще узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста

В последнее десятилетие происходит интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Задача ДОУ - создать такие условия, в которых ребенок смог бы...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Планирование и реализация образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами»

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовы...

Выступление на Педагогическом совете: «Мини – музей в детском саду, как средство развития речи дошкольников»

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Музейная...

Консультация для родителей "Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста"

Благодаря реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ у детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к выставкам, развивается эмоциональный отклик.  В группе...

«Мини-музей в ДОУ, как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»

Одна из задач воспитательного процесса - это создание такой развивающей среды, в которой ребенок может максимально развиваться, устанавливать собственные отношения с окружающим миром, историей и ...