Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»
    учебно-методический материал

    Борисова Елена Сергеевна

    Выступление на педагогическом совете

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mini.docx444.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»

       

     Дети в любом возрасте очень любознательны, они задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется необычным и интересным. Мини-музеи в детском саду призваны помочь воспитателю достойно отвечать на тысячи детских вопросов.

     Музей — это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее познанию системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение, повышению образованности, воспитанности, расширению кругозора и ребенка, и взрослого.

    Особенности мини-музея в ДОУ: это участие в их создании детей и родителей. Здесь ребенок не пассивный созерцатель, а соавтор, творец экспозиции. Мини-музей в ДОУ -  это результат совместной работы воспитателя, детей и их семей.

    Экспонатами мини-музея в детском саду могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.

    Такие экспонаты являются главным учебным пособием в мини-музеях, их которые дети могут потрогать, пощупать.

    Мини-музеи постоянно пополняться экспонатами и используются в работе с детьми дошкольного возраста.

    Причина создания  заключается в том, что многие детские учреждения располагаются вдали от настоящих музеев. Посещение экскурсий детьми дошкольного возраста благоприятно влияет на развитие ребенка.

    Цель создания мини – музея.

    Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями

    Задачи:

    • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ

    • Формирование у дошкольников представления о музее

    • Расширение кругозора дошкольников

    • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков

    • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания

    • Развитие творческого и логического мышления, воображения

    • Вовлечение родителей в жизнь детского сада

    Этапы создания мини-музея.

    • Подготовительный этап.

    • Этап реализации.

    • Обобщающий этап.

    Подготовительный этап.

    1. Выбор темы и названия.

    2. Выбор места размещения мини-музея.

    3. Планирование экспозиций.

    4. Принципы построения экспозиции.

    5. Разработка визитной карточки и паспорта мини-музея.

    6. Рассмотрение вариантов участия в создании музея детей и родителей.

    1. Выбор темы и названия

    - создание мини-музея планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, тема определяется педагогом, обсуждается с родителями и детьми;

    - тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом;

    - тема определяется спонтанно. В этом случае играет роль инициатива ребенка. Например, вопрос ребенка «Откуда берется хлеб?», либо приносит фотографии домашних животных.

    2. Размещение мини-музея

    При выборе места размещения мини-музея необходимо учитывать, чтобы полки с экспонатами располагались на уровне глаз ребенка.

    2.1. Групповое помещение.

    Это вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

    Однако расположение мини-музея в группе имеет и минусы:

    - постоянный доступ к экспонатам имеют дети только одной группы.

    - удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по поводу музейных тем.

    Экспонаты могут размещаться на небольших стеллажах, в шкафчиках, на небольших полочках у входа в комнату, в спальне, в игровом уголке. Мини-музей природы рационально расположить в уголке природы,  гжели или хохломы - возле уголка творчества, мини-музей связанный с тематикой спорта - рядом со спортивным уголком.

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-408227-1459321284.jpg Мини-музей «Матрёшки»

    2.2. Раздевалка.

    Вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки - те же.

    Важно, чтобы полки с экспонатами располагались не над шкафчиками для одежды, а были закреплены на уровне глаз ребенка.

    http://dyatkovo-solnyshko.ru/novocti/sobachki.jpg Мини-музей « Собачки»

    2.3. Помещения для дополнительных занятий.

    Помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых мини-музеев. Однако при оформлении мини-музеев в таких помещениях важно учитывать специфику занятий, которые в нем проводятся.

    D:\Фотки\6 группа\музей 2014\IMG_0545.JPG

    2.4. Холлы.

    Экспонаты могут находиться на отдельных полочках, в шкафчиках. Часть образцов может разместиться на стенах и потолке (если это безопасно). Групповые мини-музеи могут располагаться рядом с входом в группу. При таком расположении мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя и детей время. Рассматривать экспозицию могут все родители со своими детьми.

    2.5. Территория.

    На территории детского сада можно расположить музеи под открытым небом. Например, исторические и фольклорные. Такой музей может быть представлен русской избой, фермой, избушкой Бабы Яги и лешего, мельницей и т. п. На базе музея под открытым небом можно проводить фольклорные праздники.

    3. Планирование экспозиций.

    Мини-музеи в ДОУ могут располагать постоянными и сменными экспозициями.

    Экспозиции могут быть представлены разными группами, например:

    1) по тематике«Овощи»«Фрукты»», «Декоративные птицы»;

    2) по материалу«Кладовая земли»«Загадки камней»;

    3) по решаемой задаче:

    - для формирования представлений, их систематизации («Домашние животные», «Растения красной книги»);

    - установления взаимозависимостей («От семечка до плода»«Человек + природа = удивительные вещи»).

    4. Принципы построения музейной экспозиции.

    • Принцип деятельности и интерактивности

    - дети могут играть с экспонатами, дополнять собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее. Для реализации этого принципа необходимо выделит в мини-музее уголок для самостоятельной деятельности.

    • Принцип научности

    - несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, экспонаты в нем должны достоверно отражать заявленную тему.

    • Принцип динамичности и вариативности

    - реализация данного принципа заключается в том, что мини-музей должен периодически меняться – по тематике, экспонатам, содержанию уголков самостоятельной деятельности. Если мини-музей расположен в группе, его содержание должно обновляться каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.

    • Принцип разнообразия

    - экспонаты в мини-музее должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.

    • Принцип экологичности и безопасности

    -оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности детей.

    • Принцип непрерывности

    мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной деятельностью, а деятельность ребенка отражает тематику занятий, экскурсий ит. п.

    5. Паспорт мини-музея.

    1. Визитная карточка:

    – название мини-музея

    – цель создания

    – разделы и экспонаты

    – фотографии

    2. Оформление мини-музея

    3. Уголок самостоятельной деятельности

    Этап реализации

    1. Оформление мини-музея

    2. Формы работы с детьми в мини-музее.

    1. Оформление мини-музея.

    Так как внимание дошкольника еще недостаточно сформировано, эффективность всей работы мини-музея будет в немалой степени зависеть от того, насколько удачно расположены экспонаты и от степени их привлекательности для ребенка.

    Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Для этого можно использовать стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины и т. д.

    В горизонтальной одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции (предметы) одного наименования, отличающихся по окраске, форме, размеру. Таким образом, можно показать объект с разных сторон, сравнив его с другими.

    В горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально, а это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов.

    Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

    - размещение материала на настенных полочках,

    - использование ширм,

    - использование стендов (изготавливаются из картона любой формы, подходящей для размещения экспонатов, обтянутого тканью),

    - использование мобиле,

    - использование кубиков различной высоты, задрапированные тканью,

    - размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках дерева.

    Основная ошибка при организации мини-музея, это когда мини-музей превращается во фрагмент общего интерьера

    2. Формы работы с детьми в мини-музее.

    В ходе знакомства с экспонатами мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

    1) занятия-экскурсии

    2) занятия с элементами игры

    3) занятия с творческими заданиями

    4) исследовательская деятельность

    5) продуктивная деятельность

    6) самостоятельная деятельность

    Обобщающий этап

    • Что было сделано?

    • Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)

    • Что нового узнали?

    • Что хотели бы еще узнать?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»

    Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...

    Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"

    В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же  показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...

    Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста

    В последнее десятилетие происходит интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Задача ДОУ - создать такие условия, в которых ребенок смог бы...

    Выступление на педагогическом совете на тему: «Планирование и реализация образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами»

    Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовы...

    Выступление на Педагогическом совете: «Мини – музей в детском саду, как средство развития речи дошкольников»

    Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Музейная...