Консультация для педагогов "Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей"
консультация (старшая группа)

Миленина Наталья Васильевна

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействие ребенка с взрослым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 3 «Сказка»

Консультация для педагогов

Тема: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей»

                                                                                                       

                                                                                                     

                                                                                      Составила и выступила:  

                                                                                                        воспитатель

                                                                                                         Миленина Н. В.

        

16. 03. 2017 г.

г. о. Химки

2017 год


Характеристика сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействие ребенка с взрослым.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.[2]

Характерными чертами сюжетно-ролевой игры являются: эмоциональная насыщенность, активность, самостоятельность, творчество, коллективный характер. В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

Своеобразие сюжетно-ролевой игры обусловлено особенностями понимания и осмысления ими тех или иных факторов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Самостоятельный характер игровой деятельности заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия и отношения активно.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. [3]

1.1 Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания ребенка

Сущность воспитательного воздействия сюжетно-ролевой игры в приобретении и накоплении социального опыта. Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т.д. совместные коллективные игры в значительной степени определяют формирование чувства коллективизма. Игра требует принятия общего замысла, согласованности действий, вызывает общность переживаний. В игре происходит развитие важных особенностей мотивационной сферы личности ребенка: во-первых, формируется соподчинение мотивов - подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким; во-вторых, формируется сами общественно-значимые мотивы; в-третьих, в игре возникает новая психологическая форма мотивов - обобщенных и в известной степени осознанных мотивов. Наличие в игре правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера. Сюжетная игра - одно из средств умственного воспитания: ребенок, отражая в игре явления и события окружающей жизни, воспроизводит их; при этом он оперирует образами и представлениями.

В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений, его перемещение от отображения действия к отражению взаимоотношений людей и их моральных качеств. Имеющиеся у ребенка знания благодаря их неоднократному, практически-действенному воспроизведению в игре приобретают более прочный и более осознанный характер.

Большое значение имеет сюжетно-ролевая игра для развития воображения детей. Создание игровой ситуации - есть результат активной деятельности воображения, что является условием его интенсивного развития.

Приобретают дети и эмоциональный опыт: переживание и сопереживание разнообразных чувств в игре накладывает отпечаток на характер ребенка.

Близость игры к искусству создает возможность использования сюжетно-ролевых игр в эстетическом воспитании: чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, творчества, близки к эстетическим чувствам.

В игре формируется огромный двигательный опыт: создаются благоприятные условия для развития и совершенствования разнообразных движений; принимая на себя роль, ребенок часто использует движения для реализации своего ролевого поведения, сознательно передает характерные особенности движений изображаемого персонажа. [2]

2. Генезис развития сюжетно-ролевой игры

Исторический обзор возникновения игры выходит за пределы собственно педагогического исследования, но он необходим для создания теории игры как особой формы жизни и деятельности ребенка.

Детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно ему еще недоступно. Кроме того он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом. Эта так называемая режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок изображает себя кем угодно и чем угодно, и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания этой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик. Таким образом, игра не может развиваться без частого полноценного общения с взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заменителей других.

Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. [1]


2.1 Этапы развития игры по Д.Б. Эльконину

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция активно входить, а эту жизнь, и на почве этой тенденции и возникает игра. По мнению Эльконина, формы игры ребенок берет из форм свойственного его обществу пластического искусства.

Единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок, но воспроизводит ее очень обобщенно в символическом виде. Игровые действия - это действия свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

По мнению Д.Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми.

В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия хотя и имеют значения, но не имеют смысла. Эволюция действия, по Д.Б. Эльконину, проходит следующий путь:

· Ребенок ест ложкой

· Ребенок кормит ложкой

· Ребенок кормит ложкой куклу

· Ребенок кормит ложкой куклу, как мама

Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В коллективной форме сюжетно-ролевой игры происходит рождение смыслов человеческих действий - в этом, по Эльконину, величайшее гуманистическое значение игры.

Последний компонент в развитии игры - правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия формирования произвольного поведения.

Итак, по Д.Б. Эльконину, сюжетно-ролевая игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на «девятый вал» его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. [7]


3.Сущность структурных компонентов сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия, мотив

В структуре сюжетно-ролевой игры сюжет как основной компонент включает персонаж, жизненную ситуацию, действие и отношения персонажей. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Однако это не означает, что дети не играют в одиночку, но наличие детского общества - наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. Если же в игре отражаются отношения между людьми, то наличие товарищей обеспечивает более полную реализацию сюжета.

Основное отличие сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов. Отличительные особенности игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Сюжет игры - это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрываются содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. [2]

В методике сюжетно-ролевой игры выделяются игровые сюжеты различной сложности:

1. Сюжеты, включающие одного персонажа, одно действие в одной предметной ситуации (мама стирает белье, доктор делает укол).

2. Сюжеты, включающие несколько действующих лиц с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации. Связь персонажей определяется общей ситуацией: два солдата маршируют.

3. Сюжеты, включающие двух дополняющих друг друга персонажей (мама - дочка, врач - больной), которые взаимодействую в заданной предметной ситуации.

4. Сюжеты, в которых кроме набора действий и связей заданы и отношения между персонажами (дети слушают маму; медсестра выполняет назначение врача). [6]

Роль является стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы, вступает в разнообразные отношения с другими играющими. Роль выражается в действиях, мимике, пантомимике. Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.

Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего школьника основная побудительная причина игры - действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив - воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые. [2]

Игровое действия - это основная единица игровой деятельности. Оно передается в обобщенной и сокращенной форме или в виде схемы. Для ребенка это настоящее действие с реальными игровыми операциями, с использованием игрушек или предметов-заменителей. Изменение характера действий в игре и определяет развитие игры в целом: от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к ролевому.

Мотив в процессе сюжетно-ролевой игры меняется. Первоначально в этом качестве выступает игровое действие, возникшее по мере овладения предметным миром. В дальнейшем мотивом игры становится возможность взаимодействия с другими участниками игры. [1]

4. Содержание сюжетно-ролевых игр дошкольников

Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры - одна из важнейших особенностей. Многочисленные исследования педагогов и психологов (Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджиерицкой, А.В. Черкова и др.) показали, что общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях служит основным содержанием сюжетно-ролевых игр детей: действия и отношения и общение людей в быту, труде, участие в различных событиях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых. [4]

Игры детей отличаются богатством сюжетов и содержания. Дети отражают быт семьи - уход взрослых за детьми, домашний труд, праздники и развлечения и т.д.; жизнь детского - труд воспитателя, медсестры, няни, повара, жизнь самих детей; занятия, прогулки, праздники. Дети старшего дошкольного возраста изображают разнообразный труд взрослых, который они наблюдают за пределами детского сада: труд шофера, монтера, моряков, летчиков. Яркие общественные события наших дней и прошлых лет наполняют содержание многих детских игр. По мере роста и развития ребенка в его игре отражаются все более широкие сферы человеческой деятельности.

Разнообразие сюжетов и содержания игр определяется необходимостью классифицировать их. Большинство педагогов и психологов делят игры в зависимости от сюжета на три группы: а) бытовые игры (отражающие быт семьи и детского сада); б) игры на темы труда; в) игры с общественной тематикой.

Содержание сюжетно-ролевых игр создаёт у детей потребность в совместной, коллективной игре. Эта потребность должна быть подкреплена умением играть вместе. Потребность и умения надо воспитывать: они сами не формируются. [2]

5. Современные научные походы к организации, планированию и руководству сюжетно-ролевыми играми

В современной литературе предлагается ряд рекомендаций по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста:

1. Находясь на удобной для общения дистанции предоставить возможность ребенку проявить инициативу.

2. Принимать любую форму предложения поиграть вместе.

3. Наблюдая за игрой ребенка, выражать интерес к нему, к его деятельности, используя при этом соответствующую позу, взгляд, давать комментарии отдельным действиям ребенка.

4. Если ребенок не проявляет интереса к игре, оказывать на него непрямое воздействие. Например, можно начать играть рядом с ребенком, пригласив его принять участие в игре своим поведением или вопросом, обращенным как бы к самому себе. Задавая вопрос, воспитатель дает ребенку возможность занять активную позицию в общении, что помогает сформировать активное отношение к процессу познания.

5. Анализ конкретных ситуаций, моделируемых ребенком во время игры, может помочь понять внутрисемейные проблемы лучше, чем беседы со взрослыми членами семьи.

6. Уровень игры может колебаться от неадекватных манипуляций у одних детей до сюжетно-ролевой игры у других, и может дать представление о воображении ребенка, его личностных особенностях, уровне развития его мыслительной деятельности.

7. Сопровождая игру речью, следует обращать внимание на уровень речевого развития ребенка.

В свою очередь руководство игрой включает в себя:

~ Необходимость учить детей, ставить игровые цели.

~ Помогать им в составлении сюжета игры, её содержания.

~ Следует показывать образцы выполнения игровых действий и правил, соответствующей роли.

~ Необходимость помогать детям, выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.

Следует обеспечивать руководство игрой, чтобы поднять уровень развития детей на более высокую ступень. Но это следует делать без нажима, косвенными способами, с учетом детских интересов. Лучший способ - включится в игру в качестве равноправного партнера. [6]

В руководстве игрой выделяют два этапа:

1. Доигровой этап. Его цель - выявить игровые предпочтения детей; создать материальные условия для игры; обеспечить формирование знаний, необходимых для содержательной игры.

2. Управление процессом игры. Его цель - научить ставить игровые задачи; помочь овладеть игровыми действиями в соответствии с выбранной ролью; научить игровому взаимодействию.

При организации и руководстве играми воспитатель должен исходить из того, что игра как деятельность должна быть сформирована лишь в результате целенаправленного педагогического руководства. Педагог должен стремиться вызвать у детей активное желание играть обогащать содержание игр, способствовать тому, чтобы, играя, дети не мешали друг другу. При организации сюжетно-ролевых игр воспитатель побуждает детей играть рядом, чтобы впоследствии они хотели и умели объединяться самостоятельно. [1]

При планировании сюжетно-ролевых игр необходимо учитывать поэтапное формирование игры:

1. Ознакомление с окружающим в активной деятельности: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, встречи с людьми разных профессий и др.

2. Обогащение игрового опыта - игры-инсценировки, дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные с сюжетным содержанием, игры имитационного характера, а также индивидуальные, коллективные и совместные игры воспитателя и детей

3. Изменение предметно игровой среды (планируется постепенное ее усложнение в течение года). Для совершенствования предметных способов планируется использование не только игрушек, но и более обобщенного игрового материала, предметов заместителей, нарисованных панно-картин.

4. Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры - методические приемы, направленные на возникновение самостоятельной творческой игры и постепенное усложнение способов игрового воспроизведения действительности. Подразумевается игровое общение воспитателя с детьми, которое побуждает их к решению игровых задач, основанных на усложнение способов и выразительности средств передачи образов; различные игровые проблемные ситуации. [5]


Вывод

Проанализировав литературу, можно сделать вывод, что игра - наиболее непринужденная деятельность ребенка-дошкольника. Естественных характер игры выражается в том, что ребенок сам выбирает сюжет игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного «правильного» использования.

Творческая свобода игры выражается и в том, что ребенок включается в нее со всей своей эмоциональностью, испытывая в процессе ее оптимальное удовлетворение.

Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры начинаются с раннего возраста от манипулирования предметами, продолжаются в дошкольном возрасте: возникают ролевые диалоги, комбинация разных вариантов игровых событий. Почву для таких игр ребенок получает благодаря воспитателю, так как он обеспечивает получение знаний об окружающем мире и взаимосвязи тех или иных предметов во время занятий и в свободное, предназначенное для самостоятельной игры, время. Совместная игра воспитателя с детьми помогает сформировать игровые умения, т.е. воспитатель должен играть с детьми на протяжение всего дошкольного возраста. А в самостоятельной игре, педагог должен обеспечить условия для активизации игрового опыта (мотив игры, всевозможные атрибуты и т.п.).

Нельзя не отметить и роль родителей в формировании игры: основываясь на их пример, у ребенка возникают азы взаимоотношений между людьми. Поэтому важно чтобы этот пример был положителен, так как впоследствии ребенок перенесет манеру общения во взрослую жизнь.

Список использованных источников

1. Брынзарей, Ю.Г. Педагогика игры: монография / Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Галенко. - Мозырь: УОМГПУ им. И.П. Шамякина, 2011. - 118 с.

2. Дошкольная педагогика: учебное пособие: в 2 ч. / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988. - ч. 2. - 288 с.

3. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. - М: Просвещение, 1989. - 284 с.

4. Игра дошкольника / под ред.О.А. Анищенко, И.А. Комаровой. - Мозырь: РИФ «Белый ветер»,1988 - 88 с.

5. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение,1982. - 126 с.

6. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: ГНОМ, 2000. - 165 с.

7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование; МГППУ,2008. - 460 с.


Таблица. Методические приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.

Методические приемы

Характеристика

Наблюдение

Формируется основное знание детей об интересующих объектах их изменениях и связи с окружающим. Например: наблюдение во время экскурсии за движением транспорта по улицам города.

Рассматривание

Уточнение и обогащение детей о предметах и явлениях окружающей жизни, формирование наглядных образов тех объектов, которые в жизни обеспечить невозможно. Например: рассматривание иллюстраций с различными видами транспорта (троллейбус, трамвай, гужевой транспорт и др.)

Словесные. Чтение художественной литературы.

Формирует понимание основных связей в произведении, характер героев, переживание, мотивы поступков.

Беседы

Уточнение фактов, событий и связи между ними, обобщение полученных знаний.

Игровые приемы

Овладение, накопление и обобщение игрового опыта. Например: в ходе дидактических игр, дети усваивают, что кому нужно для работы; в играх-драматизациях – взаимоотношение людей, манеру поведения; подвижные помогают определиться с жестами, движениями.

Упражнения

Повторение умственных и практических действий заданного содержания. На начальной стадии партнером по игре является воспитатель, который ненавязчиво показывает образец действий с предметами либо их заменителями, обращает внимание на взаимоотношения, находясь на одном уровне с ребенком. Впоследствии, педагог может усложнять игровые умения, предлагая решать различные проблемные ситуации, подсказывает варианты развития сюжета.

Моделирование

Процесс создания моделей и использование их для формирования знаний о свойствах, связях, отношениях объектов. Например: на начальных стадиях, дети создают постройку, затем учатся обыгрывать ее, впоследствии, используют как атрибут к игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевых игр в трудовом воспитании детей

В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является основным видом самостоятельной деятельности ребёнка, имеет решающее значение для физического нравственного и трудового воспитания, для познания ок...

Консультация для родителей. Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу дост...

Консультация для родителей " Роль сюжетно- ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Раскрыть роль сюжетно- ролевой игры в воспитании детей, познакомить с основными этапами игр....

Консультация для педагогов: "Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов: "Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста"

Материал познакомит родителей с особенностями сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста....

Консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подготовка детей к школе».

Предлагаю вашеву вниманию консультации «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подгото...