Предметная среда для сюжетной игры. Игрушки в современном мире.
материал

Шамаева Мария Геннадьевна

Типы игрового материала для сюжетной игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная среда для сюжетной игры

Игрушки в современном мире.

Игрушки- это вещи особого рода, характер которых определяется спецификой игровой деятельности.

Игрушка вторична- производна от игры, подстроена под неё, её обслуживает.

В современном мире парадокс состоит в том, что изначально игрушка (подспорье игры) теряет свою вторичность по отношению к игре и приобретает качества первичности вещи самой по себе, простого рыночного товара вне развивающе-образовательных функций игры, и даже вне целостного образовательного пространства.

В современном обществе потребления, производство игрушек подчиняется коммерческой выгоде (чем больше покупают, тем лучше для производителей и торговцев). Игрушка должна быть привлекательной и развлекательной. Глубокий развивающий смысл игрушки остаётся на заднем плане или им вовсе пренебрегают.

В связи с этим возникает вопрос: можно ли противостоять полной коммерциализации игрушки в обществе потребления, вернуть ей развивающий смысл?

Специально организованная идеальная предметная среда детского сада могла бы стать противовесом массовой культуре , входящей в жизнь ребёнка через телевизор и компьютер, на которых он фиксирован дома,  но что происходит в реальности?  

   В современных условиях детские сады должны сами заботиться об игрушках. В результате большая часть садов не в состоянии обеспечить полноценную предметную среду (нет денег), меньшая часть (за счёт родителей или спонсоров) перенасыщена игрушками, но часто совсем не теми, которые нужны для развития и образования детей, а теми, которые предлагает рынок (в многообразии которых трудно соорентироваться).

    Коммерческая ценность игрушки и её развивающе- образовательная ценность резко расходятся. Рынок заполнен дешёвой, некачественной игрушкой. Полезных игрушек значительно меньше. И они, как правило, запредельно дороги, недоступны детским садам и небогатым семьям.    

    Коммерческие интересы производителей и образовательные ценности общества невозможно привести к общему знаменателю без посредников.

    Таким  посредником может быть только государство, заинтересованное в образовании детей. (Во первых- только государство может гарантировать обязательное выделение средств на игровые материалы для каждого детского сада. Во вторых- только государство может организовать и финансировать научные разработки и проектирование недостающих игровых материалов).

    Необходима особая некоммерческая структура федерального уровня, которая могла бы заниматься мониторингом, научной разработкой и проектированием, а так же экспертизой игрушек и игровых материалов.

Типы игрового материала для сюжетной игры

Чтобы грамотно подбирать игровой материал, необходима некоторая система упорядочения- типология игрушек. 

Используя её в качестве общего ориентира , воспитатель сможет осуществить конкретный подбор игрового материала под определённый тип в зависимости от условий и возможностей  дошкольного образовательного учреждения.

Смысловой единицей сюжетной игры (на взгляд автора), является Событие (цепь Событий). Воплощающиеся в разных его проекциях.(В персонажах, в функциональном действии, в пространстве- месте). Событие в любой из его проекций в детской игре в той или иной степени поддерживается предметными опорами.

Типизация материала для сюжетной игры ориентирована на его сюжетообразующие функции (то, как он обеспечивает ту или иную проекцию Событий).

1. Персонаж (роль)--- предметы, изображение этих персонажей или специфические атрибуты.

2. Функциональные действия--- предметы, поддерживающие это действие.

3. Пространство-место--- предметы обозначающие это пространство.

Из

сходя из этого можно выделить  3 типа игрового материала

  • Игрушки- персонажи- куклы, фигурки людей и животных. Так же игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, подходящие для какого либо персонажа (роли).  Н.п.: Шапочка врача, каска пожарного и т.д

         -    Игрушки- предметы- те, которые поддерживают функциональные игровые действия(имитирующие реальные орудия, инструменты) Н.п.: игрушечные чашки, утюг, молоток и т.д., а так же транспортные средства (игрушечный транспорт) от коня на колёсиках до разных автомобилей, кораблей и пр.

  • Игрушки- маркеры (знаки) игрового пространства-  указывают на место события, обстановку, в которой оно происходит. Н.п.: кукольная кроватка- маркер спальни, стойка со штурвалом- маркер корабля и т.д. Которое  может дополняться, достраиваться другими маркерами.

Сюда же относятся и более сложные объекты- макеты   имитирующие реальные сооружения.  Домик- теремок- соразмерный с детьми, кукольный домик- для кукол.

Так же и маркеры целостных территорий- маркеры- карты (плоскостные или рельефные, с условным цветовым или графическим обозначением), имитирующие городские или природные ландшафты (дороги и перекрёстки, аэродромные взлётные полосы, портовые причалы,  реку с окружающими её лугами или остров в море).

Типы игрушек не всегда строго разграничиваются. Есть случаи, когда один и тот же объект как бы совмещает в себе два, а то и все три типа Н.п.: Жезл регулировщика- это и как игрушка предмет, а так же и «знак»(атрибут роли), скамеечка со съёмным рулём- и функциональное действие-руль, и «знак»- роль шофёра, и место События- машина.

В возрастном аспекте при подборе игрушек имеет смысл двигаться от полноты предметных опор для всех проекций События к частичным опорам.

Преддошкольникам 2-3 года и 3-4 лет- для развёртывания сюжетной игры нужны все совокупности типов игрушек.

Детям 4-5 лет- достаточно стимулирующего и поддерживающего влияния игрушек любых 2-х сюжетообразующих типов. Игрушка- персонаж и маркер пространства или предмет оперирования и ролевой атрибут и т.д, в любых парных сочетаниях.

Для детей 5-7 лет- любой из типов может выполнять функцию запуска и поддержки игры.

Сюжетообразующие функции могут послужить основой различения игрового материала- «костяком» типологии.

Чтобы правильно подбирать игровой материал, необходимо его рассмотреть не только с сюжетообразующей функции, но и со стороны меры условности игрушки (игрового материала).

При ближайшем рассмотрении оказывается, что в понятии меры условности игрушки скрыты 3 параметра.

  1. Её внешний облик  (образ реального предмета, сохраняющий все его черты в их реальных соотношениях- реалистическая или игрушка копия или обобщённое отображение реального предмета- характерный смысл, название этого предмета для человека  деревынный грузовик может быть не точной копиейнастоящего грузовика, но отображать его типические черты ). Такие игрушки, которые отображают только общие черты реального предмета, можно назвать- прототипическими игрушками.

Иначе говоря  реалистичную игрушку можно разделить на 2 категории:

- реалистическую (игрушку копию)

- прототипическую (общие черты с реальным предметом).

Обобщение типических черт целой категории реальных предметов в игрушке может достич крайней степени и тогда можно говорить об условной игрушке. Скамеечко на колёсиках может быть использована для замещения очень широкого класса реальных предметов (любого транспортного средства).

Таким образом выстраивается непрерывный ряд, начиная с минимально условных- реалистических игрушек-копий-к прототипическим игрушкам и далее к максимально условным на противоположном полюсе.

2 параметр- Её размер. Игрушки могут быть --крупными,  соразмерными ребёнку, приближающимися к  размерам реальных  предметов (пластмассовый молоток, утюг).

  --средними .

  -- мелкими (мелкие фигурки людей и животных, гаражи, наборы самолётов, автомобилей и др.)

3 параметр меры условности игрушки- степень готовности.

Принято выделять готовые игрушки и сборные.

Готовые сюжетные игрушки можно отнести к полюсу минимальной условности. Сборную (в разобранном виде не представляет собой отображения реального предмета)- к максимальной условности, т.как ребенок сможет воспользоваться ею только после определённых манипуляций с её частями.(сборный самолётик, железная дорога).

И в промежуточный полюс можно отнести игрушки , которые изначально вродебы готовая сюжетная игрушка, но после определённых манипуляций над ней, не теряет своей целостности, но может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет- трансформироваться.

                В понятии меры условности  игрушки скрыты 3 параметра.

          Мера

            условности                    

                           

Параметры

условности

Минимум

условности

Промежуточные формы

Максимум условности

1 Внешний облик

Реалистическая игрушка- копия

Прототипическая игрушка

Условная игрушка

2 Размер

Крупная

Средняя

Мелкая

3 Готовность

Готовая к использованию

Трансформер

Сборная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети, СМИ и игрушки в современном мире

Рекомендации родителям...

Предметно-игровая среда. Организация сюжетно-ролевой игры

Организация сюжетно-ролевой игры.Создание  предметно-игровой среды и её влияние на развитие игровых умений  у детей старшего дошкольного возраста.    Развивающая среда – ...

Консультация для родителей на тему «Как смотрели наши предки на игру и игрушку. Роль игры в современном мире»

В консультации раскрываются основные особенности истории игрушки, её развития в современном мире....

Статья «Игра дошкольника в современном мире»

Всё чаще в современном мире не находится у взрослых времени а порой и желания поиграть с ребёнком. Многие даже считают, что это пустое времяпрепровождение и не достойно, чтобы взрослый человек обращал...

Статья «Игра дошкольника в современном мире»

Статья«Игра дошкольника в современном мире»Всё чаще в современном мире не находится у взрослых времени а порой и желания поиграть с ребёнком. Многие даже считают, что это пустое времяпрепр...

Статья: «Игра дошкольника в современном мире»

Всё чаще в современном мире не находится у взрослых времени а порой и желания поиграть с ребёнком. Многие даже считают, что это пустое времяпрепровождение и не достойно, чтобы взрослый ...