Главные вкладки

    «Формирование интереса и эмоционального отношения к художественной литературе» (Из опыта работы)
    материал

    Башкирцева Лариса Александровна

     

    Сообщение на тему: «Формирование интереса и эмоционального отношения к художественной литературе»
    (Из опыта работы)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_interesa_i.docx20.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ Детский сад комбинированного вида №77

    Сообщение на тему: «Формирование интереса и эмоционального отношения к художественной литературе»
    (Из опыта работы)

                                                                                                    Воспитатель:

    Башкирцева Л.А.

                                                        2018-2019 г.


    Художественна литература - это искусство. И, как и все искусство, она тоже влияет на эмоциональное развитие мира ребенка. Возможности влияния художественной литературы на эмоции очень велики.

    Сила искусства в эмоциональном развитии детей огромна. Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский так говорил о значении искусства художественной литературы для детей: "Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей".

    Восприятие художественного произведения - очень сложная развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство. Н.К. Крупская писала: "Надо помочь ребенку через искусство. яснее мыслить и глубже чувствовать"
    Наиболее подробно вопрос использования художественной литературы как средства развития эмоций у детей освещён в методических материалах Л.П. Стрелковой. Она отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир чувств и эмоций человека, вызывает интерес к личности, порождает интерес к внутреннему миру героя. Постепенно, сначала сопереживая героям произведений и узнавая их характер, а потом и анализируя настоящий мир, ребенок учится сопереживать родным и близким, эмоционально общаться с обществом.

    Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.

    Именно через художественные произведения, которые ребенок воспринимает и принимает близко к сердцу, он учится видеть эмоции человека, его переживания и проблемы, учиться решать эти проблемы и проявлять поддержку. В процессе ознакомления с художественным произведением ребенок оказывается в реальных психологических условиях, которые благоприятствуют формированию социальной адаптации ребенка и как следствие воспитывают ребенка и оказывают сольное эмоциональное воздействие на него.

    В художественных произведениях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях и чувствах героев. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны, соответственно, осуждаться. В силу своих психологических особенностей, ребенок, в этом возрасте, легко учиться понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, поучать зло, приобретает уверенность в них и в себе. Легко в годы старшего дошкольного возраста погружаться в характер персонажа, ребенок порой идентифицирует себя с персонажем и четко осознает чувства и эмоции героя, в такие моменты очень легко воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные барьеры формирующейся личности. Важно очень осторожно подходить к анализу эмоции и чувств героя, когда ребенок погружен в рассказ, чтобы не нарушить его мировосприятия. Пошатнув видение ребенком героя, вы можете закрыть для него мир эмоций на долгое время.

    Необходимым условием такого подхода к изображаемому является правильное его понимание, умение разобраться в ситуации, выделить поступки героев, их причины и следствия. Поэтому взрослые, обращая главное внимание на развитие чувств ребенка при чтении книг должны не забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью уверенный в том, что малыш, верно, понимает изображаемые явления, воспитатель может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств.

    Литература, искусство заставляют ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Сила искусства в эмоциональном воспитании детей огромна. Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский так говорит о значении искусства (сказок, песенок, картинок и т.п.) для детей: "Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес.

    Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Ребята, на какое-то мгновение даже забывают, что они находятся, например, в зрительном зале, вскакивают с мест, подсказывают героям, смеются, плачут, т.е. пытаются вмешаться в ход событий. Есть дети, которые, слушая сказку, застывают в напряженной позе - не шевелясь и как бы не дыша. Их захваченность событиями не проявляется явно. Однако они переживают их, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально подвижные и открытые дети. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если "он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков у него в глазах пренебрежение, - это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу".

    Что же дает ребенку художественная литература, в частности сказки? Сказки активизируют воображение ребенка, заставляют его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, результатом чего становятся не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему миру: в первую очередь к людям, природе, а затем предметам и явлениям.

    Здесь перед взрослыми встают две задачи: первая - понять, разобраться в том, какие чувства и эмоции испытывает малыш, на что направлены его переживания, насколько глубоко открылось ему что - либо новое, серьёзны ли чувства, что он испытывает под влиянием сказки, и если нет, то почему так случилось; вторая - помочь ребенку реализовать свои чувства (полнее высказать, проявить свои чувства), создать для него такие условия, в которых могла бы развернуться его активность и содействие персонажам произведения.

    Не достаточно простого чтения сказки, чтобы оценить, что освоено ребенком в эмоционально - нравственном плане, и помочь малышу глубже прочувствовать события и поступки персонажей. Процесс восприятия произведений художественной литературы отличается от процесса восприятия других видов искусства. Рассматривая картину, гравюру или скульптуру, ребенок вступает в контакт с мыслями, чувствами ее создателя, распознает, что волновало и побуждало к творчеству именно этого человека, как через его мировосприятие отразились умонастроения эпохи. Слушая музыкальные произведения великих классиков, музыку современников, ребенок вбирает в себя, те чувства, которыми жил автор и которые он заложил в мелодии, чтобы они затрагивали определенные эмоции и чувства. Здесь, как и в живописи, скульптуре мы смотрим на мир, через мироощущения автора. Иное дело - восприятие произведений художественной литературы. В данном искусстве проявляется углубление в широкий круг социальных явлений, так как само произведение зачастую передает нам выражение жизненных потребностей и вкусов целой общественной группы, вводит дошкольника в более широкий социально-исторический контакт с эпохой.

    Впечатление, которое мы получаем от произведений, состоит из целого ряда ощущений. Здесь есть и ощущение пространственной протяженности, которая познается мысленными усилиями при изучении произведений.

    Для лучшего понимания и восприятия художественной литературы, большую роль играет запас образов ребенка, которые были получены им из жизненных ситуаций. Это будет отличным подспорьем для ребенка в понимании специфики произведения, поможет точнее различать признаки определенного стиля, выявлять положительные и отрицательные моменты произведения.

    У старшего дошкольника еще недостаточный запас знаний и образов, поэтому нужно помогать ребенку пополнять этот "багаж", обращая его внимание на определенные нюансы произведения, раскрывать их художественную ценность, выявлять особенности стилей.

    Достаточно развитым можно назвать такое восприятие художественной литературы, при котором ребенок умеет эмоционально почувствовать описываемый образ в произведении, при знакомстве с ним. Обучая старших дошкольников восприятию произведений художественной литературы, нужно стремиться к этому идеалу.

    Еще одно важное качество восприятия данного вида искусства: наличие собственного отношения к образу. Это качество часто плохо развито у старших дошкольников по причине того, что они пользуются оценкой, мнением и рассуждениями взрослых. Педагогу нужно стремиться заложить основы объективного и заинтересованного отношения ко всем явлениям действительности и к искусству. При эмоциональном развитии ребенка важно помнить, что любое отношение должно опираться на понимание общественной, исторической и художественной ценности произведения, на понимание того, что художественная литература является неотъемлемой частью общей материальной и духовной культуры нашего общества.

    Как основной помощник ребенка в мире эмоциональности сказок воспитатель может и должен помогать ребенку в понятии и принятии чувств, которые он там встретит. Педагог может применять разные методы в помощи самовыражения ребенка. Эта, как правило, беседа с детьми о чувствах и эмоциях героев, вопросы для анализа поступков персонажа. Очень активно перенимают образ героя, дошкольники в играх, когда сами могут проговорить какие - то слова и выполнить несколько действий из сказки. В возрасте 5 - 7 лет, ярче всего дети раскрываются в коллективных играх и постановках, когда ребенок может взаимодействовать с другими детьми и, анализируя их эмоции моделировать ситуацию. Формами работы над восприятием произведений художественной литературы являются прогулка, экскурсия с наблюдением, рассказом взрослого. Перед экскурсией можно проводить специальные подготовительные занятия, а после - итоговые. При проведении таких занятий нужно иметь в виду несколько моментов. Главное правило при любой работе с дошкольниками над произведениями искусства состоит в том, что акценты на их формальные стороны нужно делать лишь тогда, когда это букет способствовать пониманию содержания произведения художественной литературы. Центральный акцент должен падать на эмоциональное восприятие самой действительности, отражаемой произведением, а восприятие самого произведения должно рассматриваться, прежде всего, как средство активизации эмоционального восприятия литературных объектов и событий.

    Таким образом, художественная литература имеет широкий спектр воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста. Через сказки ребенок погружается в мир эмоциональности и, идентифицируя себя с героем произведения, лучше понимает чувства, которые движут гоем. Важно правильно преподносить ребенку сказку, чтобы научать его хорошим чувствам, эмоциям и не создать негативного барьера воздействия. Для этого воспитатель должен разговаривать с детьми, давать им свободу самовыражения и следить за их чувственно - эмоциональным развитием.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Чтение художественной литературы (из опыта работы).

    Статья вошла в сборник "Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации" в рамках третьей международной практической конференции, проходившей в Ульяновске в 2012 году....

    Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"

    Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...

    Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)

    Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого...

    Формирование интереса у дошкольников к восприятию художественной литературы посредством разнообразных форм работы.

    Слайд 1, 2Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закла...

    "Формирование у детей 2-3 лет интереса к книге посредством чтения художественной литературы с наглядным сопровождением и театрально-игровыми действиями."

    Работа представляет собой перспективное планирование по методической теме (указана в названии) на 2018-2019 учебный год. В ней перечислены задачи по пяти образовательным областям, созданная РППС, обра...