Главные вкладки

    «Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к устному народному творчеству» (Из опыта работы)
    материал

    Башкирцева Лариса Александровна


    Сообщение на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к устному народному творчеству»
    (Из опыта работы)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hud_lit.docx18.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ Детский сад комбинированного вида №77


    Сообщение на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к устному народному творчеству»
    (Из опыта работы)

                                                                                                                Воспитатель:

    Башкирцева Л.А.

    2016-2017 г

    Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет человек. Заложенные в дошкольном возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют его путь. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, а чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения. 
    За период пребывания в детском саду дети прослушивают и пересказывают много сказок, рассказов, стихов. При этом внимание постоянно привлекаем к самой книге. Если воспитатель бережно берет книгу, прежде чем раскрыть её, никогда не перегибает, а аккуратно переворачивает страницы, встретив разрисованные, мятые выражает неудовольствие, то и дети становятся защитниками книги. 
    Воспитание трепетного отношения к книге начинается с младшего возраста. При оформлении книжного уголка сначала помещаем предметные и сюжетные картинки. Учим детей рассматривать их, отвечать на элементарные вопросы: кто (что) это? Что делает? Дети с удовольствием отмечают уже знакомые предметы. Большое внимание уделяла устному народному творчеству. Потешки (,,Солнышко, вёдрышко…”, ,,Кисонька - мурысенька …”, ,,Жили у бабуси…”, ,,Ножки, вы, ножки…” и т.д.) прибаутки, шутки, пословицы, поговорки использовала  не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Всё это расширяет кругозор, развивает способность понимать речь взрослых, овладевать родным языком. 
    На занятиях учила правильно понимать и воспринимать художественное слово. В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения (сказки ,,Репка»”, ,,Колобок”, ,,Теремок”, стихи ( например, А. Барто: ,,Я люблю свою лошадку…”, ,,Идёт бычок, качается…”, ,,Зайку бросила хозяйка…”, ,,Наша Таня…” и т.д.), они ярко, красочно оформлены, что привлекает внимание ребят, каждый ребёнок может подойти, посмотреть полюбившуюся книгу, поговорить о ней со своим сверстником.
    Чтобы вызвать у детей интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрывали сценки из художественных произведений, проводила дидактические игры типа ,,Из какой это книжки?”, ,,Кто это сказал?”. Дети угадывают диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложкам.
    Обучала правилам обращения с книгой, знакомла с новыми: книги брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.
    В средней группе дети проявляют больший интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями по содержанию сказки, рассказа. В книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.д. Предлагала для рассматривания, например, одну и ту же сказку ,,Репка”, но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает детей высказывать своё впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились.
    Дети этого возраста с желанием инсценируют знакомые стихи и сказки (В, Сутеева ,,Под грибом”, рус. нар. ск. ,,Лиса и журавль”, К. Чуковского ,,Доктор Айболит”, ,,Кошкин дом”, Муха – Цокотуха” и т.д.) с интересом рассматривают рисунки старших дошкольников на темы знакомых произведений: ,,Колобок”, ,,Теремок”, ,,Федорино горе” и др., которые вывешиваются на стенде детского сада, проявляют своё отношение к персонажам.
    Для детей проводила литературные викторины (,,Узнай сказки – загадки в стихах”.
    Из какой сказки пришёл?”, отрывки одного автора из разных произведений и т.д.). Предлагаем по обложке узнать произведение, назвать сказку по иллюстрации или по прочитанному из неё отрывку.

    Для лучшего усвоения правил обращения с книгами использовала игровые приёмы, например, приход Петрушки, вороны Каркуши, зайки - всезнайки, который напоминает эти правила.
    В старшей группе учила детей понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формируем осознанное отношение к ним, обращаем внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приёмы и обороты, закрепляла навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания окружающего мира.
    В уголке книг устраиваем тематические книжные выставки: ,,Поэты об осени ”, ,,Российская Армия охраняет наше детство”, ,,По страницам любимых сказок”, ,,Первые в космосе”, ,,Наши книги о природе” и т.д. , так же выставляем иллюстрации известных детских художников И.. Васнецова, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина, В. Сутеева и др. Продолжаем знакомить с творчеством и произведениями таких авторов как: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.А. Крылов, М.М. Пришвин, В. Бианки, К. И. Чуковский, С.В. Михалков, А.Л. Барто, С. Маршак и т.д. 
    На занятиях проводила обобщающие беседы на темы: ,,Что мы знаем о книге”, ,,Книга – лучший друг” и др. В подготовительной группе работа по формированию интереса и бережного отношения к книге продолжается. Знакомя детей с художественным произведением,я добивалась, чтобы они поняли главную идею, могли определить жанр, отметить особенности произведения.
    Детей этого возраста учила понимать мотивы поступков героев, позицию авторов и его отношение к своим героям. Дети получают более глубокие знания о том, как создаётся книга, сколько людей трудиться над тем, чтобы она дошла до читателя. Проводила познавательные занятия на тему ,,Как рождается книга?” или ,,Откуда пришла книга”, ,. Показывала иллюстрации, говорили о писателях, художниках, работниках типографии, которые с помощью специальных машин печатают книги и одевают их в прочное платье – переплёт, постепенно дети усваивают такие слова как: обложка, страница, корешок. После того как дети знакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей.
    В этом возрасте обращаем особое внимание на содержание книжного уголка. Здесь помещала:
    -книги, рекомендованные программой;
    -наборы открыток, связанных с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
    -игры для развития речи: ,,Закончи сказку”, ,,Расскажи сказку”, ,,Узнай ге-роя”, ,,Побери картинки”;
    -портреты писателей и поэтов;
    -рисунки детей по мотивам любимых произведений.

    Беседы с детьми сочетала с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр – драматизаций. Часто возвращались к ранее прочитанным книгам – ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.
    Герои книг оживают в рисунках и лепке ребят (лепим сказочных героев, рисуем обложки любимых книг, иллюстрации к сказкам, делаем закладки для книг и т.д.). Лучшие рисунки рассматриваем, обсуждаем, даём оценки и сравниваем с иллюстрациями в книгах – это вызывает большой интерес и побуждает к творчеству.
    Среди старших дошкольников стали популярны дидактические игры ,,Узнай героя”, ,,Найди друга”, ,,Кто автор?”. В группах мы организовывали и мастерскую по ремонту книг. Во время совместного труда они вспоминали содержание книг, делились впечатлениями о поступках героев, высказывали мнение об иллюстрациях.
    Несколько слов хочется сказать о театре в жизни детей. Увиденное и пережитое в театре, вызывает потребность рассказать об этом товарищам, родителям. Способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме, т.к. чаще всего инсценируются известные детские произведения, то появляется желание найти книгу, рассмотреть её, сравнить с увиденным. Интересной формой является прослушивание художественных произведений с дисков, кассет. Дети мысленно рисуют события, героев, картины природы, т.е. соотносят слова с предметами и явлениями внеязыковой действительности. Это способствует интересу к данному произведению, тогда появляется желание рассмотреть саму книгу, иллюстрации, а может быть послушать вторично.
    Безусловно, в любом возрасте важно, каким образом воспитатель доносит то произведение, которое он читает или рассказывает. Правильно ли выбраны тембр и темп голоса, мимика, жесты, интонации и т.д., т.к. мы выступаем партнёрами детей по восприятию содержания, поэтому необходимо проявлять соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и пр. Такие элементы помогут лучше понять и донести тот смысл, который передал автор, значит проявить интерес к книге, а монотонное чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу.
    Большая и разносторонняя работа проводится и с родителями по воспитанию у детей интереса к книге. Это, прежде всего, рекомендации, что и как читать, какую литературу. Предложение посещать книжные магазины, ярмарки детских книг, по возможности записаться в библиотеку. В папках – передвижках предлагаем информацию, как воспитывать бережное отношение к книге, приучать детей следить за порядком на своих книжных полках.
    Проводимая в системе работа даёт ощутимые результаты. Дети, в большинстве своём, знают и выполнят правила обращения с книгой. Мы надеемся, что интерес к книге будет расти. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

    «Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

    Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"

    В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...

    Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»

    Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»...

    Развитие речи детей дошкольного возраста, по средствам устного народного творчества.

    Саймиддинова Анна Сергеевна Воспитатель МБДОУ " Детский сад 388" Развитие речи детей дошкольного возраста, по средствам устного народного творчества. Развитие речи и языка должно лежать в ос...

    Особенности формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста под влиянием устного народного творчества

    Своеобразие нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Устное народное творчество как средство нравственного воспитания....

    Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества" (из опыта работы)

    Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества(из опыта работы)           В раннем  возрасте ребенок   о...

    Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

    Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...