Развитие речи детей дошкольного возраста, по средствам устного народного творчества.
статья по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему

Саймиддинова Анна Сергеевна

Саймиддинова Анна Сергеевна Воспитатель МБДОУ " Детский сад 388" Развитие речи детей дошкольного возраста, по средствам устного народного творчества. Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Елизавета Ивановна Тихеева. Аннотация: в работе описывается воспитание и развитие ребенка словом начинающегося с фольклора. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Известными педагогами отмечена важность использования фольклора в развитии речи детей в ДОУ. Детский фольклор - часть народной педагогики. Его жанры интуитивно основаны на учете физических, психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика – древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала роль слова в формировании личности. Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготения к ритмизированной речи, к игре. Игра – элемент, психологически необходимый для детей.( На что нас и ориентируют ФГОС). Цель работы - показать, что через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, а также способствует всестороннему развитию личности. В практике дошкольного образования использование малых форм народного фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию нескольких пословиц , потешек, поговорок. В наше время требования родителей к ДОО в отношении детей заключаются в подготовке к школе, усвоению грамоты, чтению. В речи родителей и детей все чаще появляются слова и выражения заимствованные из других (иностранных языков). Современное общество отличается стремительным развитием компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. К сожалению современные молодые, интернет- зависимые мамы редко читают детям произведения русского народного фолклора, поют колыбельные пред сном, пробуют помирить поссорившихся детей мирилками. А ведь детский фольклор многофункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, эстетическая. Он способствует привитию ребенку навыков поведения в детском коллективе, а также естественно приобщает каждое новое поколение к национальной традиции. Известны разные способы и пути передачи традиционного детского фольклора: сознательная передача взрослыми детям; стихийное перенимание от взрослых, сверстников или старших детей. Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.Ушинский . В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Усова А.П. считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи. Классификация произведений детского фольклора может производиться по его функциональной роли, путям происхождения и бытования, художественной форме, способам исполнения. Следует отметить единство системы жанров детского фольклора, своеобразие которых определяется различием в мировосприятии ребенка и взрослого. Приведем примеры: Колыбельные песни, выражают нежность и любовь к ребенку, имеют вполне определенную цель — усыпить его. Этому способствует спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Пение сопровождается покачиванием колыбели, и в песнях могут появиться звукоподражания: В колыбельных песнях велика роль импровизации: они поются до тех пор, пока ребенок не заснет. Вместе с тем большое значение имеют традиционные, устойчивые тексты. Пестушки, потешки, поскакушки побуждают ребенка к бодрствованию, обучают его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками. Как и в колыбельных песнях, важную роль здесь играет ритм, однако характер его иной — бодрый, веселый:"Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота,.." Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки — с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки — с элементами сюжета, игры "Ладушки, ладушки...", "Идет коза рогатая..." ). В них появляются перечисления, диалоги. Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение . Прибаутки — это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Сюжеты прибауток очень простые (одно-мотивные или кумулятивные), напоминающие «маленькие сказочки в стихах» (В. П. Аникин). Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками; кысонька-мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого... Однако главная роль прибауток — познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т. д. Среди прибауток особое место занимают небылицы-перевертыши. Их установка — создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться:" Где это видано, где это слыхано... " Жеребьевки (или «сговоры») определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, или только один вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (Коня вороного или казака удалого?; Наливное яблочко или золотое блюдечко?). Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов) и обычно хореический размер. Игровые приговорки и припевки содержание этих произведений определяла сама игра. В играх дети изображают семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовит их к взрослой жизни. Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток. Прибаутки вносили в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд — ритмичность, звукоподражания. Заклички и приговорки — генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых. От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб на новый, крепкий; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: "Сколько мне жить?" Кукушка кукует, а дети считают Заклички — это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Содержание закличек близко к заботам и чаяниям земледельцев: потребность дождя или, напротив, солнышка. Заклички выкрикиваются хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержат просьбу-заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке... Скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Молчанки — стихотворный уговор молчать, а также голосянки (вариант: «волосянки») — соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка. Дразнилки и насмешки, а также уловки, мирилки, отговорки. Они представляют собой короткие, преимущественно стихотворные тексты, рассчитанные на того слушателя, которому адресованы индивидуально. Сатирические жанры регулируют социальное поведение ребенка, определяют его место в детском коллективе. Дразнилки высмеивают то, что воспринимается детьми как негативное. Их объекты — жирный, беззубый, косой, лысый, рыжий, жадный, ябеда, вор, плакса, воображая, попрошайка, "жених и невест", а также сам дразнила (Дразнила — собачье рыло). Насмешки, в отличие от дразнилок, обычно не мотивированы. Они возникают из прозвищ, т. е. рифмованных прибавлений к имени (Алешка-лепешка, Андрей-воробей...); из повторений разных форм имени ребенка (Ваня-Ваня-Валенок , Васька-Васёк, Катя-Катя-Катерина...). Уловки учат быть начеку, рассчитаны на то, чтобы обмануть собеседника, поставить его впросак и потребовать расплаты за глупость или оплошность. Как отмечала Элеонора Павловна Костина "Среда, окружающая ребёнка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду". Необходимо правильно подобрать дидактический материал (пособия, атрибуты, элементы костюмов, аудиозаписи) для стимулирования интереса детей к проявлению творчества в использовании маленьких фольклорных форм. Для развития речи детей по средствам устного народного творчества в ДОО всеми участниками образовательного процесса (педагогами, родителями), создаются педагогические условия:  Это подбор фольклорного материала, направленного на развитие всех сторон речи ребёнка: звуковая культура речи, связная речи, грамматический строй речи, обогащение словаря, развитие речевого и слухового внимания;  Создание разнообразных, многофункциональных пособий.  Организация педагогического просвещение родителей по речевому развитию детей в домашних условиях при использовании фольклора. В результате:  Дети активней вступают в общение, в игровой деятельности в проблемной ситуации используют знания малых фольклорных форм.  Родители в общении с детьми уходят от указаний, а вместо них используют отговорки, молчанки, уловки; пред сном, чтобы успокоить детей поют колыбельные и т.д. Таким образом, средствами устного народного творчества не только развивается речь ребенка, но и воспитывается активно отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни. Список литературы: 1. Амонашвили Ш. Гуманная педагогика [Текст] / актуальные вопросы воспитания и развития личности / Ш. Амонашвили.- М.: Амрита, 2010.- 288 с. 2. Бахтин, В. С. От былины до считалки [Текст] / рассказы о фольклоре / В. С. Бахтин – М., 1988. – 84 с. 3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. М., Мозайка-Синтез, 2007 4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. М., Просвещение, 2007. 5.Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2010 пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 144 с. 6. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание. -2011.-№11. 7. Сохина Ф.А. Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. М., Просвещение, 2009

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                          Саймиддинова Анна Сергеевна

                                                                   Воспитатель МБДОУ " Детский сад 388"

  Развитие речи детей дошкольного возраста, по средствам  устного       народного творчества.

                Развитие речи и языка должно      лежать     в основе всей системы воспитания в детском   саду.                                                                                               Елизавета Ивановна Тихеева.

Аннотация: в работе описывается воспитание и развитие ребенка словом начинающегося с фольклора. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Известными педагогами отмечена важность использования фольклора в развитии речи детей в ДОУ.

        Детский фольклор -  часть народной педагогики. Его жанры интуитивно основаны на учете физических, психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).  Народная педагогика – древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление.  Она всегда учитывала роль слова в формировании личности.  Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.  Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготения к ритмизированной речи, к игре.  Игра – элемент, психологически необходимый для детей.( На что нас и ориентируют ФГОС).

Цель работы - показать, что через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, а также способствует всестороннему развитию личности.

        В практике дошкольного  образования использование малых форм народного фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию нескольких пословиц , потешек,  поговорок. В наше время требования родителей к ДОО в отношении детей заключаются в  подготовке к школе,  усвоению грамоты,  чтению. В речи родителей и детей все чаще появляются слова и выражения заимствованные из других (иностранных языков). Современное общество  отличается стремительным развитием компьютерных информационных технологий и систем  телекоммуникаций.   К сожалению современные молодые,  интернет- зависимые мамы редко читают детям произведения русского народного фолклора, поют колыбельные пред сном, пробуют помирить  поссорившихся детей мирилками. А ведь  детский фольклор многофункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, эстетическая. Он способствует привитию ребенку навыков поведения в детском коллективе, а также естественно приобщает каждое новое поколение к национальной традиции. Известны разные способы и пути передачи традиционного детского фольклора: сознательная передача взрослыми детям; стихийное перенимание от взрослых, сверстников или старших детей. 

Впервые серьезное  внимание  на  детский  фольклор  обратил  известный педагог К. Д.Ушинский .  В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики  ребенка. Тогда  же  началось  систематическое  собирание  народных  произведений  для детей.

Усова А.П. считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Классификация произведений детского фольклора может производиться по его функциональной роли, путям происхождения и бытования, художественной форме, способам исполнения. Следует отметить единство системы жанров детского фольклора, своеобразие которых определяется различием в мировосприятии ребенка и взрослого. Приведем примеры:

Колыбельные песни, выражают нежность и любовь к ребенку, имеют вполне определенную цель — усыпить его. Этому способствует спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Пение сопровождается покачиванием колыбели, и в песнях могут появиться звукоподражания: В колыбельных песнях велика роль импровизации: они поются до тех пор, пока ребенок не заснет. Вместе с тем большое значение имеют традиционные, устойчивые тексты.

Пестушки, потешки, поскакушки побуждают ребенка к бодрствованию, обучают его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками. Как и в колыбельных песнях, важную роль здесь играет ритм, однако характер его иной — бодрый, веселый:"Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота,.."

Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки — с подскакиванием на коленях у

взрослого; потешки — с элементами сюжета, игры "Ладушки, ладушки...", "Идет коза рогатая..." ). В них появляются перечисления, диалоги. Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение .

Прибаутки — это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Сюжеты прибауток очень простые (одно-мотивные или кумулятивные), напоминающие «маленькие сказочки в стихах» (В. П. Аникин). Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками; кысонька-мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого... Однако главная роль прибауток — познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т. д. Среди прибауток особое место занимают небылицы-перевертыши. Их установка — создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться:" Где это видано, где это слыхано... "

Жеребьевки (или «сговоры») определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, или только один вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (Коня вороного или казака удалого?; Наливное яблочко или золотое блюдечко?). 

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов) и обычно хореический размер.

Игровые приговорки и припевки  содержание этих произведений определяла сама игра.

В играх дети изображают семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовит их к взрослой жизни. Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток. Прибаутки вносили в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд — ритмичность, звукоподражания.

Заклички и приговорки — генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых. От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб на новый, крепкий; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: "Сколько мне жить?" Кукушка кукует, а дети считают

Заклички — это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Содержание закличек близко к заботам и чаяниям земледельцев: потребность дождя или, напротив, солнышка.

Заклички выкрикиваются хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержат просьбу-заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке...

 Скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции.

 Молчанки — стихотворный уговор молчать, а также голосянки (вариант: «волосянки») — соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка.

Дразнилки и насмешки, а также уловки, мирилки, отговорки. Они представляют собой короткие, преимущественно стихотворные тексты, рассчитанные на того слушателя, которому адресованы индивидуально.

Сатирические жанры регулируют социальное поведение ребенка, определяют его место в детском коллективе. Дразнилки высмеивают то, что воспринимается детьми как негативное. Их объекты — жирный, беззубый, косой, лысый, рыжий, жадный, ябеда, вор, плакса, воображая, попрошайка, "жених и невест", а также сам  дразнила (Дразнила — собачье рыло). Насмешки, в отличие от дразнилок, обычно не мотивированы. Они возникают из прозвищ, т. е. рифмованных прибавлений к имени (Алешка-лепешка, Андрей-воробей...); из повторений разных форм имени ребенка (Ваня-Ваня-Валенок , Васька-Васёк, Катя-Катя-Катерина...). Уловки учат быть начеку, рассчитаны на то, чтобы обмануть собеседника, поставить его впросак и потребовать расплаты за глупость или оплошность.

Как отмечала Элеонора Павловна Костина "Среда, окружающая ребёнка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду".

Необходимо  правильно подобрать дидактический материал (пособия, атрибуты, элементы костюмов, аудиозаписи) для стимулирования интереса детей к проявлению творчества в использовании маленьких фольклорных форм.   Для  развития речи детей по средствам устного народного творчества  в ДОО всеми участниками  образовательного процесса (педагогами, родителями), создаются  педагогические условия:

  • Это подбор фольклорного материала, направленного на развитие всех сторон речи ребёнка: звуковая культура речи, связная речи, грамматический строй речи, обогащение словаря, развитие речевого и слухового внимания;
  • Создание разнообразных, многофункциональных пособий.
  • Организация  педагогического просвещение родителей по речевому развитию детей в домашних условиях при использовании фольклора.

В результате:

  • Дети  активней вступают в общение, в игровой деятельности в проблемной ситуации используют знания малых фольклорных форм.
  •    Родители в общении с детьми  уходят от указаний, а вместо них используют отговорки, молчанки, уловки;  пред сном, чтобы успокоить детей поют колыбельные и т.д.

Таким образом, средствами устного народного творчества не только развивается речь ребенка, но и воспитывается активно отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора  в повседневной жизни.

Список литературы:

1.  Амонашвили  Ш. Гуманная педагогика [Текст] / актуальные вопросы   воспитания и развития личности / Ш. Амонашвили.- М.: Амрита, 2010.- 288 с.

2.  Бахтин, В. С. От былины до считалки [Текст] / рассказы о фольклоре / В. С. Бахтин – М., 1988. – 84 с.

3.  Гербова В.В.  Занятия по развитию речи. М., Мозайка-Синтез, 2007

4.  Гербова В.В.  Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. М., Просвещение, 2007.

5.Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2010 пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 144 с. 

6.  Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание. -2011.-№11.

7.  Сохина Ф.А.  Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. М., Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"....

Самообразование:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество "

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений татарского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народно...

Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на всестороннее формирование личности ребёнка. Поэтому я, считаю необходимым использовать все виды фольк...

План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

План по самообразованию«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»...