Самообразование:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество "
рабочая программа

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений татарского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Латыпова Р.Р.20.41 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

воспитателя по обучению детей татарскому и родному языкам

 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад № 302  с татарским

языком воспитания и  обучения»

Ново-Савиновского района г. Казани

Латыповой Резеды Раятовны

на 2017-2021 учебный год

Тема самообразования : "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество "

1. Цель :  объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений татарского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Задачи :   

1.Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

 2.Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми. 

3.Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности .

4.Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять. 

5.Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6.Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

3. Актуальность темы : Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества татарского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План по самообразованию

на 2017 – 2018 учебный год.

месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

  • Подбор  материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
  • Постановка целей и задач по данной теме.

Октябрь

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

  • Разучивание и проговаривание потешек.

Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»

  • Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Ноябрь

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах.

Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей.

Декабрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)

Показ родителям  ролика «Потешки в жизни нашей группы»

Январь

Изучение темы:

« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям татарских  народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация: «ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ»

Создание библиотеки красочных книг с татарскими  народными сказками.

Февраль

Изучение темы:

«Роль сказки в воспитании детей»

Настольно – печатные игры по татарским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

  • Обустроить уголок ряженья с татарскими национальными костюмами.

Март

Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка»

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

 

Приобрести в группу раскраски по татарским  народным сказкам

Апрель

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)

Конкурс совместных творческих  работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

май

Самоанализ плана самообразования.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

на итоговом родительском собрании


План по самообразованию

на 2018– 2019 учебный год

 

 

Рассказывание детям

Чтение

Заучивание наизусть

Сентябрь

Татарская народная сказка

 « Камыр батыр"

Эстонская н. сказка

«Каждый своё получил»

Т.н. песенка «Бала белэн кубэлэк»

Пословицы о труде

Октябрь

Мордовская сказка

«Как собака друга искала»

Т.н. сказка

«Кэжэ белэн сарык»

Литовская н. песенка

«Гречку мыли»

Т.н. поговорки

Ноябрь

Т.н. сказка

«Чая егет»

Сербская сказка

«Почему у месяца нет платья»

Т.Н.скороговорки,

 

Декабрь

Т. н. сказка

«Карт белэн ялкау»

Просмотр мультфильма

 «Шурэле»

Т.Н. потешки

Загадывание загадок о зиме.

Январь

Т.Н. сказка

«Оч сорау»

Т. Н. сказка

«Убыр-таз»

Февраль

Украинская сказка

«Рукавичка»

Т. Н. сказка

«Шах-петух»

Башкирская песенка

«Счастливого пути»

Март

Ненецкая сказка

« Кукушка »

Драматизация т. н. сказки «Шомбай»

Т. н. закличка

"Янгыр яу,яу"

Апрель

Чувашская сказка "Лиса и дятел"

Прослушивание музыкальной аудио записи сказки «Су анасы»

ТН. пословицы

Май

 Чувашская н. сказка

«Тощий волк»

Т.Н. песня "Борлегэнем"

Т.Н. игры

«Тугэрэк»

«Йозек салыш»

«САлкын-кайнар»

 

План по самообразованию

на 2019– 2020 учебный год

 

Рассказывание детям

Чтение

Заучивание наизусть

Сентябрь

Т. Н. сказка

 « Алпамша и смелая Сандугач»

Дагестанская сказка

«Храбрый мальчик»

Т. Н. скороговорки

Октябрь

Т.н. сказка

«Башмаклар»

Латышская сказка

«Морская невеста»

Т.Н. потешки и небылицы

Ноябрь

Т.Н сказка "Голчэчэк"

Т.н. сказка

«Алтын калэм»

Татарская песенка

«Кубэлэгем»

Декабрь

Т.н. сказка

 «Зохрэ-йолдыз»

Г.Тукай "Су анасы"

Т.Н.игра

«Кем тизрэк»

Январь

Т.Н. сказка

«Зирэк карт»

Т. Н. сказка

«Кэкре каен»

Песня про зиму

Февраль

Т.н. сказка

«Уги кыз»

Туркменская сказка

«Голубая птица»

Т.Н. небылицы и дразнилки

Март

Т.н. сказка

«Саран белэн юмарт»

А.Алиш

«Сертотмас урдэк»

Т. н. закличка

«Без,без идек»

Апрель

Т.Н. сказка

«Падишах хатыны белэн Алтынчэч»

Прослушивание музыкальной аудио записи «Су анасы»

Чувашская народная песенка

«Веснянка»

Май

Марийские поговорки

Т.Н. сказка

«Сандугач»

Разучивание считалок

План по самообразованию

на 2020– 2021 учебный год

Раздел плана

сроки

форма

Практический выход

1.Работа с детьми

В течении года

мониторинг

Проведение итогового мониторинга

сентябрь

«Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Изучение методической литературы. Подбор материала.

октябрь

Применять потешки в режимных моментах

Создание картотеки потешек для работы с детьми

ноябрь

Дидактические, настоль – печатные игры по мотивам потешек

Изучение темы « настольно – печатные игры по татарским народным сказкам»

Декабрь

Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек

  Разрезные картинки, лото

январь

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

февраль

«Из какой сказки герой», «Угадай сказку»

Изготовление картотеки русских народных сказок

март

Учить детей обыгрывать знакомые сказки

Изучение темы: « Театрализованные игры как средства развития речи детей»

апрель

Роль фольклора в развитии детей

Заучивание и проговаривание потешек

май

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры – драматизации)

Самоанализ плана по самообразованию

 

Работа с родителями :

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)

— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).

— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей» 

— Конкурс на лучшую книжку-малышку и  папку раскладушку « Потешки, песенки»

 

 

 

Анкета для родителей  

Приобщение детей к истокам русской культуры

1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях татарского народа:

a) как жили наши предки?

b) какими занимались ремёслами?

в) как сеяли хлеб?

2. Знаете ли Вы татарские праздники?

3. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

4. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

5. Надо ли знать народные сказки и былины?

6. Должны ли рассказывать об истоках татарской культуры в детском саду?

7. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?

8. Какие народные игры Вам известны?

9. Играете ли Вы в них с ребёнком?

10. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?

 

Список литературы :

1.Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.

2.Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.

3.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.

4.Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,

Академия Холдинг. 2001 г.

5.Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г

6.«Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.

7.«Детский сад и семья», Д. В. № 42000г,

8.Гербова В. В. «Особенности словарной работы с детьми», М., 1984г.

9.Зуб А. «ОЙ ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, березовый душок», Д. В. № 12, 1998г.

10.Загоруля   Г.   Аг.   Мазурик   Ar   M.   «Путешествие   в мир

фольклора», Ханты-Мансийск, 1999г.

11.Круглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-Петербург, 199Зг.

12.Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам

русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г.

13.Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.

14.Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В.

№4, 1984г.

15.ПавловаЛ «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,

16.Танкеев И. «Русские народные игры», Мг, 199Вг.

17. Пикупина 1-1 «Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша Д,В. №

8, 1999г.

18. Стрельцова Л.. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г.

19.Галанов А.С. Считалки –М., 2004г.

20. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /-СП., 2006 г.

1. Литература: 1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.

2. Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. - 219 с.

3. Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с.

5. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с.

6. Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 157с.

7. Михайлова, М. А. Народные праздники, игры и развлечения. А у наших у ворот развеселый хоровод / М. А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 224с.

8. Тихонова, М. В., Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/ М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

9. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006.

Консультация для воспитателей

 

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…

Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский.    

 

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Все чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому поликультурное воспитание стало опять занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста.

 Педагоги нашего детского сада остановились на одном из направлений в данной работе – это развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.

 Начиная работу по данной теме, нами был разработан педагогический проект «В мире слов» на основе логико-структурированного подхода, сформулировали профессиональную проблему. Участниками проекта являлись дети младшего и среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели, педагоги.

Для того, чтобы достичь результатов в работе с детьми дошкольного возраста в вопросах воспитания и обучения необходимо теснейшее взаимодействие с семьей. В группах был оформлен родительский уголок «Учите вместе с нами», определены и разработаны направления работы с родителями: информационно – аналитическое, познавательное, наглядно – информационное, досуговое, проведено анкетирование.

Традицией нашего детского сада стал выпуск в начале учебного года «Семейной газеты». Педагоги разрабатывают макет листа газеты, а родители вместе со своими детьми наполняют его содержанием. Эти газеты используются в течение года в работе с детьми по темам «Семья» «Моя родословная», «Мой город», «Семья за здоровый образ жизни», «Праздничный семейный календарь». Одной из страниц «Семейной газеты» является представление генеалогического древа семьи. Цель: углубить знания детей о семье, где они родились, историю ее возникновения и становления. В разделе газеты «Семейный календарь» можно узнать: какие же государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. В разделе «Мой город» изображены дом или улица, где родился и живет ребенок, любимые места города, где гуляют и отдыхают семьями.

 Обратили внимание на организацию предметно-развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг – раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешекам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек – персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.

 Для того  чтобы педагоги использовали фольклор в своей работе, нами были разработаны и проведены консультации на следующие темы: «Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте», «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством УНТ», «Развитие речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой», «Игры и упражнения направленные на развитие артикуляционного аппарата детей 3-4 лет».

 Дети очень любят играть в народные подвижные игры: «Казлар,казлар,сез кайда?», «Мэче белэн тычкан», и др. Поэтому в помощь педагогам был разработан перспективный план игр. Основной формой работы по развитию речи посредством устного народного творчества с детьми дошкольного возраста стал кружок «В мире слов», направленный на расширение словарного запаса детей, активизацию их речевого, познавательного и умственного развития, развитие звукопроизношения, а также на воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

 Огромной любовью пользуется у детей сказка. В татарской народной сказке заключено богатое содержание (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию и образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.

 Значительный нравственный, этический потенциал заложен в татарских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других видах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной лаконичной форме. Воздействие на развитие речи у детей оказывает отгадывание и придумывание загадок. Употребление метафорического образа (олицетворение, сравнение, ритмическая организация) способствует формированию образной речи.

 Не меньшую роль в развитии речи дошкольников играют татарские народные песни, потешки, колыбельные песни. Их разнообразие способствует освоению грамматического строя речи, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону. Фонематическое восприятие развивается за счет особой интонационной организации.

Таким образом, использование детьми в речи разнообразных форм устного народного творчества – важнейшее условие своевременного речевого, литературного, художественного и интеллектуального развития.

 В процессе освоения поликультурного образования нами использовались разнообразные формы работы с детьми: интегрированные непосредственно-образовательные деятельности, объединяющие различные виды деятельности (познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.); познавательные беседы, презентации, слайд-шоу; целевые прогулки, экскурсии; развлечения; фольклорные концерты, театрализованные представления. Благодаря этому, дети уже знают названия и назначение народных игрушек, используют в речи русские пословицы и поговорки, поют народные песни, используют народную атрибутику в самостоятельных играх.

 Успешность педагогической работы в поликультурной образовательной среде во многом определяется ее этнокультурной направленностью, сформированностью таких общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"....

План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

План по самообразованию«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»...

Тема самообразования: "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество "

К. Д. Ушинский пишет: «Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа»...