Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества
консультация (средняя группа) по теме

Сердюк Оксана Евгеньевна

консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

        В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, привела наше общество к черствости. Детей с малых лет интересует телевидение, компьютерные игры, Интернет. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребёнку лучше и правильно развивать его речь.

В связи с этим возникает проблема, как помочь ребёнку правильно и лучше освоить речь?

        Работая с детьми дошкольного возраста остановилась на одном из направлений – это развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества, т.к. именно через него ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

        Чаще всего родители и педагоги на занятиях и вне читают детям сказки, загадывают загадки, но устное народное творчество намного обширнее. Детский фольклор, что же это? Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений.

        Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

         И это только малая толика того, что есть в устном народном творчестве.

        Работу с детьми по формированию речи посредством фольклора можно разделить на 3 этапа:

1 этап – накопление художественно – речевого опыта детей, закрепление и активизация знаний фольклора, полученных в процессе прежнего ознакомления с ним. Происходит создание замысла, усвоения содержания.

2 этап – происходит овладение детьми способами творческого действия в процессе попыток собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования (овладения замыслом, нахождение композиции, выразительных средств языка). Педагог должен помогать в этом. Это активизирует ребенка в дальнейших попытках сочинять.

3 этап – дети проявляют наибольшую самостоятельность в сочинении повествования собственной сказки, рассказа.

Но чтобы все три этапа прошли успешно рекомендую включать разнообразные произведения устного народного творчества рекомендую включать во все виды деятельности.

На изобразительной деятельности использование фольклора помогают воспринимать красоту, расширить представление о способах и средствах создания выразительного образа в изобразительном искусстве. Все это оказывает развивающее воздействие на формирование его эмоциональной сферы, эстетических чувств.

         На познавательных занятиях использование фольклора помогают ребенку испытывать чувство радости, радостного удовлетворения и восхищения природных явлений, постигать тайны природы, окружающего мира.

         В речевой деятельности с помощью устного народного творчества дети приобщаются к культуре народа, его духовным и материальным ценностям, знакомится с историей своего родного края. Познают предметные и природные явления.

         В двигательной деятельности фольклор используется для развития эмоциональной сферы, для развития активности, зарождения воли к жизни и деятельности, в закладывании основ характера. Учит управлять своим телом, начинает осознавать свои силы, растет его вера в них. Это формирует чувство уверенности в себе.

         В игровой деятельности устное народное творчество используется, чтобы раскрыть ребенку возможность взаимодействия с окружающей средой, преобразовывать ее и себя. Обеспечивать эмоционально – психологический комфорт. Использование фольклора помогает ребенку развить сюжет, украсить игру.

        Вся моя работа строится на использовании игровых приемов:

- игровая мотивация;

- обыгрывание песен, стихов, загадок;

- сюрпризный момент;

-  речевые игры;

- оживление персонажей.

         Эти приемы помогают найти внимание детей, интерес, желание слушать, смотреть и повторять вместе или отдельно. Помогают вырабатывать правильную речь, являются замечательным материалом для совершенствования произносительной стороны речи у детей. В произведениях устного народного творчества используемых мной у детей пленяет юмор, лукавая шутка, игра звуков и слов, образность, гармония звучания.

        Важное место в моей работе занимает прием обыгрывания художественных произведений (сказок, рассказов, стихотворений, песен). Для пересказа в лицах я использую произведения, которые включают диалогическую речь. Пересказ им дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления, при этом речь детей становится более богатой в эмоциональном отношении – она звучит то радостно, то печально, то жалобно, в зависимости от ситуации, в которых находятся персонажи.

        На данный момент я работаю в логопедической группе и поэтому тут особое внимание уделяется речевому аппарату.

        Отсюда следует польза данных упражнений:

        Динамическое и дыхательное упражнения

Мы поставим в печь пирог (дети вытягивают по одной руке в стороны ладонями наверх).

Очень ароматный, (делают вдох-выдох).

Из трубы идет дымок. (вращают кистями, поднимают руки вверх).

Он такой приятный! (делают вдох-выдох).

Там за лесом, у реки… (делают волнообразные движения рукой).

Пекарь Булочка живет. (показывают руками большой живот).

По утрам печет пирог он. (переворачивают ладони вверх-вниз).

В гости всех к себе завет. (делают манящие движения руками к себе).

Упражнение на развитие речевого аппарата, координации слова с движением.

Зайка в травке скок-скок. (дети делают четыре прыжка, руки соединяют перед грудью).

Зайка прыг за кусток. (приседают).

Смелый зайка не боится. (четыре прыжка).

Не поймать его лисице. (показывают отрицательный жест указательным пальцем).

И других упражнения, основанные на потешках детского фольклора.

И в заключении хочу представить два занятия, где наглядно показано использование устного народного творчества в полном объеме. (См. Приложение 1)

Итак, подведя итог вышесказанному, хочу сказать, что при использовании устного народного творчества на занятиях и вне у детей появляются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.

Приложение 1

НОД «Весна пришла»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Под музыку ребята входят в зал.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Закрывайте глаза и слушайте…

        Звучит музыка, слышно пение птиц и журчание ручейков.

Воспитатель переодевается в Весну.

Весна:

        Здравствуйте, гости дорогие!

        Спасибо, что пришли в гости ко мне. А вы узнали меня? Послушайте загадку и отгадайте, кто я?

                Шагает красавица,

                Легко земли касается.

                Идет на поле, на реку,

                И по цветку, и по снегу.

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно.  Я – Весна. Молодцы, ребята!

                Посмотрите на мой лес! Не успела я его в весенний превратить! Хочу вас попросить о помощи!!! Вы должны вспомнить весенние признаки и выложить картинки на мой лес.

Дети: Появились первые проталины и первые весенние цветы.

Весна: Как называются первые весенние цветы?

Дети: Подснежники.

Весна: А какие птицы прилетают первыми?

Дети: Грачи.

                (Детьми вспоминаются максимальное количество признаков)

                (Дети называют признаки весны и выкладывают их на панно, создавая весенний лес)

Весна: Молодцы, ребята. Вот мы и составили весеннюю картину, а чтобы она ожила давайте вспомним закличку о весне.

Дети:

        Весна, весна красная,

        Приди, весна, с радостью,

        С великой милостью,

        С дождями сильными,

        С хлебами обильными.

Весна: Ребята, почему весну называют красной?

Дети: Потому что весной солнце ярко светит и греет…

Весна: Молодцы! А почему весна приносит радость?

Дети: Потому что птицы поют, ручейки журчат, травка зеленеет, цветы расцветают…

Весна: Правильно, ребята! А кто назовет приметы весны?

Дети: Длинные сосульки – к долгой весне.

Весна: Ребята, как вы думаете, почему так говорят?

Дети: Потому что днем солнышко пригревает и всё тает, а ночью мороз.

Весна: Молодцы! Ещё какие народные приметы весны вы знаете?

Дети: Грач на горе – весна на дворе.

Весна: Кто скажет, что значит эта примета весны?

Дети: Грач – первая весенняя птица.

Весна: Правильно, ребята! Кто ещё может назвать приметы весны?

Дети: Увидел скворца – весна у крыльца.

Весна: Молодцы, ребята! Вы знаете, что существует много пословиц и поговорок о весне, давайте их  вспомним.  А поможет нам в этом игра «Живые слова»:

            (разыгрываются две пословицы:

                       Вода с гор потекла – весну принесла,

              Весна красна цветами, а осень пирогами)

Весна: Молодцы, ребята!  А ещё какие пословицы вы можете вспомнить?

Дети:  Зима весну пугает – да все равно тает.

        Весенний дождь лишним не бывает.

        Весна да осень – на дню погод восемь.

            И др.

Весна: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете пословицы, поговорки и народные приметы о весне. Весной всё оживает, всё расцветает, всё играет. Давайте и мы с вами поиграем.

Физкультминутка  Игра «Гори-гори ясно…»

Весна: Ребята, мы с вами поиграли, птички прилетели, колокольчики зазвенели, а солнышко не появилось. Давайте его позовем закличкой о солнышке.

Дети: Солнышко – ведрышко,

           Выгляни в окошко,

           Тебя любят детки,

           Детки – малолетки.

Весна: Не появляется наше солнышко. Что же делать?

(Звучит пение птиц.)

Ребята, нам Ласточка принесла новую закличку, я её прочту, а вы послушайте.

        Солнышко, солнышко,

        Посвети немножко.

        Выйдут детки погулять,

        Выйдут детки поиграть.

Весна: Ребята, мы должны разучить новую закличку, чтобы Солнышко услышало нас и выглянуло…

Весна: Послушайте еще раз закличку.

            (Зачитывается закличка повторно)

Весна: А теперь давайте вместе со мной…

            (Хоровое заучивание)

Весна: Ребята, кто попробует сам рассказать закличку?

            (Выслушиваются 2-3 индивидуальных ответа)

Весна: Молодцы, ребята!

            А что это за музыка? Посмотрите, вот и солнышко наше выглянуло!!!         (Воспитатель одевает на руку куклу Солнце)

        Давайте для солнышка песню исполним!

        Исполняется песня «Солнышко»

Солнце: Спасибо, вам ребята! А у меня для вас загадки есть. Давайте их отгадаем.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной)

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла ...(Весна)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

К маме-речке бегу,

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился весной.        (Ручеёк)

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький … (Подснежник)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскач.

А зовётся птица…        (Грач)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

        Солнце: Молодцы, ребята! Все мои загадки отгадали! Буду вам над лесом светить и радовать вас. (Солнце прикрепляется в весенней картине.)

Весна: Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами вспомнили заклички о весне, о солнце, выучили новую закличку, вспомнили пословицы, поговорки и народные приметы весны, отгадывали загадки.

А кто мне напомнит, какая первая птица прилетает?

Дети: Грач.

Весна: Правильно. И пословицу про грача вы знаете…

 Весна: Давайте с вами из бумаги сделаем грача, чтобы весна наступила скорее.

 ОРИГАМИ ГРАЧ  (Готовые поделки крепятся на картину.)

Весна: Ребята, сегодня вы пришли в гости ко мне. Что мы с вами вспомнили?

Дети: Мы вспомнили приметы, пословицы о весне, заклички о весне и солнце.

Весна: А что нового вы узнали? Что выучили?

Дети: Новую закличку о солнце.

Весна: Спасибо вам за радость вашу, за веселье. В подарок вам мои первые весенние цветы подснежники.

        (Детям раздаются цветы)

        До свидания, ребята!

НОД «В кругу  семьи»

Программное содержание:

Дать детям представление о семье, ее составе, взаимоотношении, радости общения с родными людьми.

Обучать умению вести диалог, слышать и понимать, заданный вопрос,  понятно отвечать на него

Обогащать и  активизировать  словарь детей прилагательными и глаголами

Учить детей выполнять задание по устной инструкции воспитателя

Воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым  близким людям (маме, папе).

Ход занятия.

В избушку входит бабушка Арина:

С добрым утром, дети

Вы лучшие на свете,

Я к вам в гости пришла

С собой Машу привела

Все садитесь вы рядком

Поиграем мы ладком

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

- Жили были  дед да баба и была у них внучка Машенька. Вот как -  то раз пошла Машенька одна в лес по грибы и по ягоды, да заблудилась. Стала она искать  дорогу  домой  и  не нашла.

Машенька по лесу шла

И на домик набрела

В доме том хозяев нет

На столе стоит обед

Там три стула и три кружки

Три кровати,  три подушки

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (3 медведя)

- Правильно  ребята. В этом домике жила семья трех медведей.

- Дети, скажите, как в сказке звали маленького медвежонка? ( Мишутка)

- Посмотрите, какой он? (маленький, добрый, лохматый).

- Дети,  как звали папу медведя? (Михайло  Иванович)

-  Расскажите,  какой он? (большой, косолапый, сердитый)

- Дети, а как звали маму медведицу? (Настасья Петровна)

- Расскажите, какая она? (нарядная,  добрая и т.д.)

- Ребята семья медведей была очень  дружная. Они вместе гуляли, играли, плясали. И мы давайте вместе с ними попляшем

Физкультминутка:

Вышел мишка на лужок

Собрались мы все в кружок

Старший мишка лапой топ

Средний мишка лапой хлоп

А мишутка по коленочкам

Шлеп – шлеп - шлеп

- Ребята, послушайте кто -  то песенку поет?

- Пойдем и  послушаем, кто это?

- Ребята,  посмотрите,  что за домик тут стоит, а в окошке свет горит?

- Мы в окошко постучим и узнаем, кто в домике живет  

    (стучим, в окошко выглядывает Антошка)

- Здравствуй,  мальчик, как тебя зовут? (Антошка)

_ Антошка, а с кем ты живешь в этом домике? (с мамой и папой).

- А как зовут твоих маму и папу?

- А я забыл.

- Ребята, а вы знаете, как зовут ваших мам и пап?

- Дети, давайте вместе с Антошкой пройдем за столы и расскажем ему, как зовут ваших родителей.

- Вот видишь, Антошка,  наши дети знают, как зовут их родителей.

- Дети, расскажите Антошке, а какие ваши папы и мамы?  (ласковые, добрые, заботливые)

- Как родители заботятся о вас?

- Ребята, всех кого вы сейчас назвали – это ваша  родная семья.  Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна, каждому человеку. У каждого из вас есть своя семья; это папы и мамы, братья и сестры. Семья живет в квартире или доме. Сейчас мы с вами построим большой дом, в котором будут жить ваши семьи.

Работа за столами:

-У вас на столе лежат окошки, с вашими фотографиями.

- Сейчас вы наклеите в окна рядом со своей фотографией, фотографии своих мам и пап. А потом мы приклеим окошки с семьей в большой дом.

Итог занятия:

- Ребята. Какие вы молодцы, какой красивый дом вы построили, как много семей в нем живет, вы знаете имена своих мам и пап.

Антошка: -  Дети, мне очень стыдно,  что я не знаю, как зовут моих маму и папу. Сейчас я пойду домой и обязательно выучу их имена, а потом приду и вам расскажу. До свидания, ребята!

Дети прощаются с Антошкой.

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  

учреждение детский сад № 6 комбинированного вида

Выборгского района  Санкт-Петербурга

КОНСУЛЬТАЦИЯ

НА ТЕМУ:

«Развитие речи

детей  дошкольного возраста

средствами

 устного народного творчества»

Воспитатель Сердюк О.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"....

Самообразование:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество "

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений татарского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народно...

План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

План по самообразованию«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»...

Тема самообразования: "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество "

К. Д. Ушинский пишет: «Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа»...