Обобщение опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности
презентация

Шумилова Екатерина Александровна

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности

Подготовила Шумилова Е.А.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной деятельности. Наша задача – на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочить представление о мире.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

  • ​Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • ​Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение)
  • ​Развивать мышление, речь
  • сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • ​Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Эту работу мы начали с подбора литературы по данной теме, написания картотеки на тему «Детское экспериментирование». В нашей группе была создана «Мини-лаборатория», где находится необходимое оборудование для элементарных опытов и экспериментов.

Материалы, находящиеся в «уголке», распределяются по разделам:

  • приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы;
  • технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы
  • медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки;

Для работы в лаборатории была создана картотека правил техники безопасности. Они очень просты и легко запоминаются.

Для того чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями, используем «Уголок природы» и «Огород на подоконнике». Мы знакомились со строением растений, проводили опыты, из которых дети узнают, как растения дышат, размножаются, для чего нужен корень. Наблюдали за прорастанием лука, укропа, тыквы. Организовали огород на участке и продолжаем наблюдать за ростом растений.

Во время этих проектов дети принимали активное участие  в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали из семян цветы, лук, помидоры, укроп. Именно проектная деятельность наиболее эффективна для развития познавательно-исследовательской деятельности.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.

Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности:

в непосредственно образовательной деятельности:

- проектная деятельность;

- занятия-путешествия;

- занятия в форме дидактических игр

в повседневной деятельности:

- наблюдения, целевые прогулки;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- практические упражнения;

- опыты с предметами и их свойствами;

- совместное творчество детей и родителей

        Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем взаимосвязанным направлениям.

  1. Живая природа (растения, животные)
  2. Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет, электричество).
  3. Человек. Представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки, нос определять запах, пальцы – определять форму, структуру поверхности, язык – определять на вкус, ОБЖ).

Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.

Взаимодействие с родителями.

Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.  

С родителями была проведена следующая работа:

  • Привлечение к созданию развивающей среды в группе.
  • Оформление лэпбука по детскому экспериментированию
  • Оформление наглядной информации в уголке для родителей «Детское экспериментирование в детском саду и дома».
  • Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
  • Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»
  • Рекомендации: «Проведите опыты с детьми дома».

Из всего изложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях и впечатлениях. Таким образом – экспериментирование способствует развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, становлению целостной картины мира и  развитию интеллектуальных способностей.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

О пыт работы по познавательно-исследовательской деятельности

Слайд 2

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Слайд 3

Задачи Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности. Развивать мышление, речь. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов .

Слайд 4

Мини-лаборатория Созданы условия для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе: составлены картотеки опытов и экспериментов, собраны схемы выполнения опытов.

Слайд 10

Ожидаемые результаты: В результате деятельности у детей повысилась познавательная активность детей при работе с природными объектами и явлениями. дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи. у детей заметно повысилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения. дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха".

В материале представлен опыт работы педагогов МБДОУ по актуальной теме: "Игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха". Описаны направления деятельности и пути решения поставленных педагогами ...

Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

В сообщение делюсь опытом работы,  как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....

Из обобщения опыта работы Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»

Из обобщения опыта работыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы«Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»...

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей".

обобщая опыт работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей", я отталкиваалась от детской инициативы....

Обобщение опыта работы по поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Здесь представлен материал о планировании поисково-исследовательской деятельности в режиме дня в дошкольном учреждении....

Доклад из опыта работы " Развитие познавательно исследовательской деятельности старших дошкольников

Пезентация моего опыта работы с детьми старшей группы по опытно - исследовательской деятельности....