Традиции и обычаи в этическом воспитании детей
материал

Зинятуллина Диле Зегировна

Традиции и обычаи в этическом воспитании детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_obychai_kruglyy_stol.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции и обычаи в этическом воспитании детей

 Традиции и обычаи в этическом воспитании детей

Цель:- формировать у воспитанников этическую культуру, то есть образ жизни, выработанные опытом всех предшествующих поколений. Это, прежде всего, простые формы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.

Задачи:-

1 Формирование у детей навыков вежливого общения и поведения.

2Развивать у детей способность чувствовать состояние других людей, сопереживать им, осознавать необходимость вежливого поведения.

3Воспитывать в детях стремление к тому, чтобы всегда выглядеть опрятно и необходимость соблюдения личной гигиены.

4Развивать стремление к тому, чтобы всегда соблюдался порядок в своей группе, в комнате, порядок в личных вещах.

4Учить детей правилам поведения за столом, владение столовыми приборами, соблюдение правил культуры еды; всегда благодарить за приём пищи.

6Формировать у детей навыки соблюдения основных правил поведения в общественных местах: в школе, в магазине, в больнице, в библиотеке.

Актуальность

Традиций и обычаев в этическом воспитании детей”.

Актуальность этой темы я вижу в том, что с раннего возраста необходимо воспитывать в детях нормы гуманного поведения, развивать творческие способности, укреплять в ребёнке лучшие моральные качества, т. к. в младшем возрасте ребёнок стремится подражать положительным героям, чутко различает добро и зло. Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы нормальной гуманной жизни.

В среднем и старшем возрасте воспитанники уже знакомы с правилами этикета и нормами поведения. Подростковый возраст является переломным в жизни ребёнка. Они стараются казаться старше, взрослее. И поэтому их поступки не всегда соответствуют общепринятым нормам поведения.

Проблема

Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик.

Воспитатель не в силах изменить экономические и политические причины кризиса в обществе, но он может показать своим воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами мира. А зло не перестаёт быть злом, даже если оно временно торжествует. Воспитатель способен убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание к ближним, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести.                  

Основные направления работы

  1. Этикет межличностных отношений.
  2. Культура внешнего вида.
  3. Правила этикета в общественных местах.
  4. Столовый этикет.
  5. Результативность.

1. Этикет межличностных отношений

Современная система требует от нас воспитание в мальчиках – доброту, чуткость, заботливое отношение к близким, умение уступать, а в девочках воспитывать решительность, активность, стойкость, отстаивать свои интересы. Таким образом, воспитывать личность, способную проявить себя в различных жизненных ситуациях, непрерывно совершенствоваться, выбирать свой жизненный путь, руководствуясь личностным интересом.

Цель:

  • формировать дружеские взаимоотношения детей,
  • развивать творческий коллектив, обучать детей правилам соблюдения этикета в дружбе и товариществе.

Задачи:

  1. Уметь устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения, которые помогают воспитанникам познавать мир, комфортно себя в нём чувствовать.
  2. Развивать свой ум, способности и душевные качества.
  3. Обучать детей правилам этикета в дружбе и товариществе.
  4. Бережно относиться к детским взаимоотношениям.

Прогнозируемый результат.

  1. Умение поддерживать со сверстниками доброжелательные отношения, которые помогают комфортно чувствовать себя в группе.
  2. Умение уважать друг друга как личность, как представителя своего и другого пола, стараться не ставить человека в неудобное положение, поступать с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
  3. Способность проявлять себя в различных жизненных ситуациях, непрерывно совершенствоваться выбирать свой жизненный путь, руководствуясь личностным интересом.

2. Культура внешнего вида

Общение между людьми происходит не только посредствам слова, но и через внешний образ человека, который он демонстрирует окружающим и который является важной частью его самого. Наличие у детей культуры внешнего вида начинается уже с младшего возраста, когда воспитатель вводит в детскую жизнь культурно – гигиенические требования, добиваясь от своих подопечных чистоты и опрятности, следя вместе с ними за порядком в семье. В старшем же возрасте вводится важное этикетное правило:

  • Красиво и опрятно выглядеть – это значит проявлять уважение к окружающим тебя людям;
  • От внешнего вида ребёнка во многом зависят не только его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, но и его собственное внутреннее состояние.

Если ребёнок хорошо выглядит, он приобретает уверенность в себе, легко вступает в контакты, нравится окружающим, другие дети с удовольствием играют и общаются с ним, взрослые отмечают его привлекательный вид.

Цель: создать единство внешнего облика и внутреннего состояния воспитанника.

Задачи:

  1. Научить детей правилам, способствующим созданию приятного внешнего вида.
  2. Дать понять воспитанникам, что внешняя красота должна быть дополнением к богатому внутреннему миру.

Прогнозируемый результат.

  1. Воспитанники должны научиться быть аккуратными и чисто одетыми.
  2. Воспитанники должны обращать внимание на обязательное выполнение гигиенических культур.
  3. У воспитанников должно проявиться желание нравиться окружающим людям.

3. Правила этикета в общественных местах

Школа – интернат является общественным местом, в котором ребёнок получает первые навыки общения с детьми и взрослыми, не ходящими его семейный круг. В общественных местах особенно важно соблюдать правила поведения, чтоб не задеть интересы другого человека или не поставить его в неудобное положение. Знакомство с такими правилами происходит буквально с первых шагов, как в семье интерната, так и в школе. От того, как ребёнок усвоил их, зависит, насколько он впоследствии будет уверен в себе, насколько правильны и приятны его манеры, как он умеет общаться с различными людьми в любой ситуации. Постепенно и терпеливо, изо дня в день, воспитатель учит детей на собственном примере, с помощью бесед, разъяснений и практических действий. В процессе этих форм работы у детей закрепляются знания о правилах поведения в общественных местах: не кричать, и громко не разговаривать, не грубить, не сорить и не оставлять после себя грязь, не есть на ходу и т. д. Главное же правило – проявлять уважение к людям, не обижать их, не мешать им, помогать тем, кто нуждается в помощи.

Цель:

  • научить детей правилам поведения в общественных местах, необходимых
  • для создания доброжелательных отношений с окружающими знакомыми
  • и не знакомыми людьми, для поддержания порядка в том или ином месте.

Задачи:

  1. Формировать у детей способность познание им реального мира, приобретение бытовых навыков.
  2. Учить познавать мир общения в культурных местах (ДК, библиотеке, музее и т. д.), закреплять навыки красивого и правильного поведения.
  3. Способствовать приобретению детьми уверенности в себе, освоение навыков доброжелательного общения в общественных местах.

Прогнозируемый результат.

  1. Дети должны соблюдать правила поведения в общественных местах, чтобы не задеть интересы другого человека и не поставить его в неудобное положение.
  2. Воспитание в детях уверенности в себе, правильных и приятных манер, умение общаться с разными людьми в любой ситуации.

4. Столовый этикет.

Правильное и красивое поведение за столом: прямая осанка, пользование вилкой и ножом, чистота и аккуратность. Что едят с помощью ножа и вилки, что с помощью одной вилки. Как правильно есть мясо, гарнир, каши, фрукты и овощи. Застольные разговоры ведут негромко, лучше больше слушать, чем говорить, не разговаривать, если во рту пища. Умение красиво сервировать стол отрабатывается в интернате ежедневно. Важно обращать внимание на детали сервировки и не допускать ошибок. Следует постоянно обращать внимание на культуру еды у детей, отрабатывать навыки красивого и правильного приёма пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Цель: учить детей быть уверенными в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит быть приятными участниками застольного общения.

Задачи:

  • Учить детей красиво сервировать стол.
  • Отрабатывать навыки красивого и правильного приёма пищи.
  • Учить детей пользоваться столовыми приборами и салфетками, создавать необходимые условия.

Прогнозируемый результат

  1. Знание детьми столового этикета.
  2. Умение пользоваться столовыми приборами.
  3. Умение детей обращать внимание на культуру еды.
  4. Дети должны уметь красиво сервировать стол.

Методы и приёмы-

Наиболее распространённым методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством.

Наиболее доступным методом воспитания этической культуры. Необходимо воспитателю, прежде всего, выяснить, что знают дети об этикете, этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие “доброта”, “честность”, “справедливость”

Рассказ взрослых, как разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом воспитанники начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое.

Наиболее распространенным приёмом воспитания этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых.

Важным приёмом воспитания этической культуры является похвала, выражающая удовлетворение определёнными действиями, поступками детей: воспитанник стал лучше учиться, “Вижу, что стал стараться. Я довольна тобой, молодец”.

Важным приёмом в воспитании этической культуры воспитанников является поощрение. Лучшим подарком может быть книга, подаренная в день рождения, в праздник, за успешное окончание учебного года.

Процесс эстетического воспитания включает в себя:

формирование у воспитанников художественно-эстетических потребностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства;

развитие эстетических восприятий;

овладение эстетическими знаниями (понятиями);

формирование и развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и убеждений;

приобщение воспитанников к художественному творчеству и развитие способностей в том или ином виде искусства.

Работа эта должна начинаться в младшем возрасте и активно осуществляться при изучении родного языка, при изучении доступных для ребят этого возраста литературных произведений, а также при подготовке мероприятий, рисовании. Обращая внимание на красоту и художественные особенности произведений искусства, воспитателю необходимо вызывать у детей эмоционально-эстетические переживания, приучать их к сравнению различных произведений искусства, побуждать высказывать свое мнение о том, какие из этих произведений им нравятся, какая музыкальная мелодия, по их мнению, лучше. Так у детей появляется потребность в приобщении к искусству. Одновременно с этим у них развивается стремление к эстетическому восприятию различных жанров литературы, музыки, художественных картин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции и обычаи, как средство воспитания личности ребёнка.

«Традиция» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, вос...

Конспект игрового занятию по этическому воспитанию детей

Программное содержание:- продолжать знакомить детей с правилами этикета;- учить детей одеваться по погоде;- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, в общении со взрослыми и свер...

Методические рекомендации по этическому воспитанию детей дошкольного возраста

Методические рекомендации направлены на формирование гуманных качеств личности ребенка, личностно-значимых ориентиров детей, преодоление личностной незрелости, раз...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Традиции и обычаи русского народа" для детей средней группы

Цель проекта: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возра...

Консультация на тему: «Семейные традиции и обычаи как средство воспитания личности ребенка».

Цель: Формирование  первичных  ценностных  представлений о семье, семейных традициях, обязанностях.Задачи: формировать  уважительное отношение к семейным ценностям....

Консультация для родителей Русские традиции и обычаи - роль в жизни детей.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство люде...