Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Традиции и обычаи русского народа" для детей средней группы
проект (средняя группа)

Клачкова Екатерина Геннадьевна

Цель проекта: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Инзенская начальная школа

Проект

по нравственно-патриотическому воспитанию

для детей средней группы

«Традиции и обычаи русского народа»

                                                                         Разработала Клачкова Е.Г.

2020г.

Россия, Русь! Куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки, и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

 Шёпот ив печальных у воды…

Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов.

Актуальность.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость

Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и разработан проект «Русские народные традиции и культура».

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

       Цель проекта: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

       Задачи проекта:

1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.

2. Знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.

3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.

Планируемый результат:

1.Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о традициях русского народа, обогащение жизненного опыта.

2.Знание русских народных подвижных игр.

3. Знание русских ремесел.

4.Знание русских народных сказок, потешек, закличек.

5. Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным традициям.

Вид проекта: творческий, познавательный, краткосрочный.

Участники: дети средней группы, воспитатель, родители

Срок реализации: 5 недель (10 марта – 10 апреля)

      1 этап – подготовительный (10-13 марта)

      1.Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.

      2.Составление перспективного плана.

      3.Создание центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для девочек и русскими рубахами для мальчиков; музея народных промыслов (совместно с родителями).

      4.Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями.

      5.Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и филимоновскими игрушками, матрешками, иллюстрациями по теме.

      6.Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками.

      7. Создание альбома «Традиции русского народа»

      8.Выбор формы работы с родителями.

      9.Выбор основных мероприятий.

Работа с родителями

1.Анкетирование родителей.

2.Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

3.Выставка детских поделок.

4.Выставка работ родителей.

2 этап – практический (16 марта – 10 апреля)

Перспективный план работы с детьми

Дата проведения

Содержание работы

Цель

1

Просмотр презентации «Изба на Руси», сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина»

Конструирование «Теремок»

Закрепить с детьми понятие изба; познакомить с традициями строительства избы, её внешним и внутренним убранством; словарная работа: изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница, кровля, крыльцо.

Дать детям представление о строительстве сказочных домов. Развивать конструктивные умения и навыки.

2

Познавательная викторина «Что за прелесть, эти сказки?»

Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой»

воспитание устойчивого интереса к художественной литературе; знакомство с устным народным творчеством; закрепление знаний русских народных сказок;

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, расширение кругозора.

3

Презентация «Традиции русского быта»

Лепка «Украшение  разделочной доски»

Работа с родителями

Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.

Познакомить с предметом старины, показать, как украшены досточки в городецкой росписи; учить раскатывать пластину из пластилина, вырезать из нее прямоугольник, делать узор стекой, развивать умение составлять узор.

Задание для родителей подготовить материал на тему «Русские народные традиции» (для создания альбома по проекту)

4

Презентация «Город мастеров»

Дидактическая игра «Наряди куклу»

Познакомить детей с ремесленными профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству; рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий. Продолжать знакомить с традициями русского народа. Воспитывать интерес к истории.

Закрепление представлений детей о предметах русского народного костюма (летнего и зимнего, мужского и женского); закрепление знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды

5

Беседа на тему «Что носили наши предки»

Декоративное рисование «Славянские узоры на рубашке».

Познакомить детей с русским народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре

Закреплять знания о русских народных промыслах; учить составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит; закреплять умение рисовать концом кисти геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали); формировать представление о народном костюме; воспитывать уважительное отношение к прошлому России.

6

Экскурсия в музей старины

Работа с родителями

Познакомить детей с устройством русской избы; познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас (изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват); привить интерес к предметам старины, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.

Наглядная информация для родителей «Приобщение к истории, традициям и культуре»

7

Просмотр видеофильма «Русская матрешка»

Рисование на тему «Украсим сарафан для матрешки».

Работа с родителями

Познакомить детей с историей создания русской матрешки. Прививать любовь к русской культуре. Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков. Развивать умение монологической речи, составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к народным игрушкам.

Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству.

Оформление музея народных промыслов

8

С\р игра «Магазин игрушек».

Подвижные, русские народные игры, игра «Ручеёк»

Продолжать учить воспроизводить в игре  трудовые действия взрослых

Познакомить детей с играми; приучать детей поочерёдно выполнять разные действия (убегать, ловить)

9

Прослушивание и пение русских народных песенок, закличек.

Хороводная игра «Веселятся все игрушки»

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

Прививать любовь к русской культуре, развивать творческие способности детей

10

Заучивание потешки «Посылали молодицу»

Аппликация «Украшение тарелочек»

Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей

Ознакомить детей с русским народным орнаментом (гжель), раскрыть его характерные черты; учить композиционному построению аппликации орнаментов; развивать интерес к народному творчеству, изделиям народного искусства; воспитывать у детей любовь к культуре своего народа

11

Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц.

П\и «Карусель»

Создать необходимые условия для знакомства со сказками; развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию; пробуждать интерес к сказкам; воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

Учить детей говорить в быстром и медленном темпе. Воспитывать интерес к народным играм.

12

Беседа на тему «Русские народные инструменты»

Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени» с использованием игры на ложках

Обогащать словарный запас новыми словами. Воспитывать интерес к русской народной культуре

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа

13

Д\и «Парные картинки».

Малопожвижная игра «Котик к печке подошел».

Учить находить одинаковые предметы и правильно называть знакомые народные промыслы. Воспитывать интерес к русским народным промыслами.

Развивать внимательность, сообразительность, память.

14

Чтение рассказов В.Бианки.

Рассматривание иллюстраций о родной природе.

Воспитывать любовь к родной природе на основе произведений автора.

Воспитывать любовь к родному краю, природе.

15

Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях русского народа»

Формировать представление о самобытных традициях

3 этап – заключительный

1.Подведение итогов проекта.

2. Выставка детских работ по проекту.

3.Презентация проекта с фото.

4.Выставка работ родителей.

Используемая литература:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.

2.Н.Г.Пантелеева «Народные праздники в детском саду». Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.

3.М.Ф.Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.

4.М.М.Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения». Издательство «Мозаика – синтез» 2014г.

5.Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Издательство «Просвещение» 1988г.

6.А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство «Просвещение» 1988г.

7. «Хрестоматия для средней группы» Издательство «Самовар» 2015г.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межгрупповой педагогический проект по нравственно-патриотическому развитию детей

Вид проекта: по содержанию: нравственно-патриотический;по форме организации: межгрупповой детско-родительский;по доминирующей деятельности: смешанный (художественно-эстетическая, игровая, познавательн...

Проект  по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай» (средняя группа)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Полное название проекта:Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«Родной свой край люби и знай»(средняя группа)Продолжительность проекта: с ок...

Педагогический проект по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми средней группы Тема: «Масленница. Приход весны!»

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда нахо...

Проект «Традиции и обычаи русского народа» в средней группе (4-5 лет)

  Народные традиции и праздники - это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку ...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей "В русской горнице"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №36с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай» (средняя группа)

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай»(средняя группа)...

Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...