Главные вкладки

    Инновационный проект «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»
    проект

    Мельникова Елена Петровна

    Инновационный  проект «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

    ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

                                    Разработала: воспитатель

                                                            высшей квалификационной категории

                            Мельникова Е.П.

                                                               2015 год

    Паспорт проекта

    Тип проекта: познавательно – интеллектуальный.

    Срок выполнения: долгосрочный.

    Участники проекта: воспитанники  группы, воспитатель, родители.

    Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная

    Возраст: 3 – 6 лет

    Актуальность исследовательской работы

                                                           

           Детство – самая счастливая  пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многоеузнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития тактильных ощущений ребёнка. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

         Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

        Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.

        Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

        Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

            Данная проблема позволила определить тему исследования – «Роль тактильных ощущений в развитии  сенсорных способностей у дошкольника».

    Объект исследования – процесс формирования сенсорного развития у детей  дошкольного возраста.

    Предмет исследования – механизмы формирования сенсорных способностей, посредством тактильной книги.

            Цель исследования – обосновать эффективность применения элементов тактильных ощущений в формировании сенсорного развития у дошкольников.

    Для достижения поставленной  цели были выдвинуты следующие       задачи:

      1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

    2. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

       3.Развитие активности и инициативности детей;

       4.Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей;

        5. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

        6.повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

    Гипотеза  исследования. Включая в процесс формирования сенсорного развития элементов тактильности будет способствовать более прочному и осмысленному формированию развития сенсорных способностей у дошкольников. Переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом. 

    Методы исследования:  изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;  наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности; обучающий эксперимент; контрольный эксперимент;  количественный и качественный анализ полученных результатов.

     Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

    Наличие теоретической базы опыта.

    В 2011 году я начала работу с детьми по теме «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников».

           Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    • всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности
    • формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора; 
    • развитие аналитических функций  мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
    • возможность поэтапного освоения навыка;
    • развитие сенсорных эталонов,  способов познания тактильных свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
    • развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;
    • развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;
    • развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.

    Смысл роли тактильных ощущений в сенсорном развитии детей заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!

            Длительность работы над проектом – 3 года.

    План реализации образовательного проекта

    Система мероприятий

    Задачи

    Способы реализации

    Сроки

    I этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):

    1.Изучение теоретической части развития вопроса.

    2.Повышение квалификации педагога.

    3.Выявление уровня сенсорного развития детей 3-7 лет.

    4.Разработка диагностического инструментария  к материалу.

    5.Разработка перспективного плана работы.

    6.Проведение диагностики сенсорного развития детей

    7.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

    -Повышение уровня прфессиональных знаний и навыков, создание переноса в практическую деятельность;

    - «Центр тактильного развития»;

    -«Уголок сенсорного восприятия»

    1 год обучения

    II этап – рабочий (внедренческий):

    1 блок – работа с детьми

    Познавательно-исследовательская деятельность

    - Формировать навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов; -развитие органов чувств: вкус,  зрение, осязание, обоняние, слух;

    - развитие умения различать температуру, -различать  предметы на ощупь

    - развитие умения различать высоту и длину, цвет, форму различных предметов, знакомство с их свойствами.

    - развитие мелкой и крупной моторики.

    • -пополнение уголка детского экспериментирования;
    •  «Что растёт на дереве...а, что в огороде?»;
    •  «Где какой компот?»;
    • Д/и «Чудо мешочек»;
    • Мозаика из пробок;
    • Игры с крупами;
    • Д/и «Выловим из воды»;
    • Д/и с песком и водой

    -Д/и «Найди пару»;

    - «Тактильные дорожки»;

    - «Угадай на что (кого)похоже»;

    - «Геометрик»;

    - «Сухой бассейн»;

    - «Камень и Вата»;

    -«Свойства снега»;

    - «Выращиваем фасоль» огород на подоконнике.

    1-3 год обучения

    Конструктивная деятельность (лепка, аппликация) природный материал.

    -Развитие общей и мелкой моторики, тактильные ощущения

    -«Оторвём кусочек теста»;

    - «Обрывная аппликация»;

    - «Мозаика из пластилина»;

    -Каждую бусинку на своё место»

    - «Аппликация из бросового материала»;

    - «Сложи дощечки»;

    - Игровое упражнение палочки в ряд;

    -Аппликация из бросового материала «Калейдоскоп».

    1-3 год обучен

    Изобразительная деятельность.

    -Формировать умение называть основные цвета; развивать  и совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.

    -«Найди отпечаток своей руки»;

    - «Сделай такой же узор»;

    - Д/и «Выкладываем орнамент»;

    - «Рисуем пальчиком»;

    - Д/и «Красивый букет»;

    - «Я, как только подрасту, сразу в космос улечу»;

    - «Украшаем тарелочки»;

    - «Разноцветное панно»

    Игровая деятельность

    -помогать научить детей ориентироваться в цвете, размере, форме предметов;

     - развивать и совершенствовать у детей младшего дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

     - развивать осязательное восприятие, а именно тактильные  ощущения, микро и макромоторику воспитанников.

    - Пальчиковая гимнастика с бельевыми прищепками;

    - «Прищепки подружки»

    -Игра «Бабочка-коробочка»;

    -Тактильная книга «У бабушки в деревне»

    -Игра «Весёлые шарики»;

    - «Волшебная коробочка»;

    - «Сухой дождь»;

    - «Ёжик в ладошке»;

    - Д/и «Подбери матрёшке одежду».

    1. блок – работа с родителями
    1. Предварительная работа

    1. Повышение педагогической культуры родителей

    1. «Вот, что мы умеем»

    1. «Весёлые  игры»

    - Выявление запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

    - Обогащение родительского опыта по использованию дидактических игр и упражнений

    - Показ достижений детей в области сенсорного развития.

    -Демонстрация дидактического оборудования и материалов

    -Анкетирова-

    ние;

    - беседы

    -Экспресс-опрос «Талантливый ребёнок, какой он»

    - Консультации  и беседы: «Воспитание сенсорной культуры»;

    - Круглый стол «Забавная сенсорика»

    - «День открытых дверей»

    В начале обуче-ния

    В тече-ние всего обуче-

    ния

    2 раза в год

    1 раз в год

    3 блок – работа с педагогами

    1. Выступления на педагогическом совете

    2.Выступления на РМО

    - Повышение общей культуры педагогического коллектива

    Обобщение опыта работы

    - Доклады;

    - презентации

    - Доклады;

    - «Мастер-класс»

    В тече-ние всего обуче-

    ния

    1 раз в год

    III этап – обобщающий:

    1.Разработка  методических рекомендаций для всех возрастных групп;

         2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

    Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе сенсорных представлений;

    - Семинары,

    -публикации,

    - взаимопосе-

    щения,

    -обмен опытом.

    -работа с другими образовательными учреждениями

    В конце каждого учебного года



    Предварительный просмотр:

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

    Познавательно-исследовательская деятельность

    Конструктивная деятельность(лепка, аппликация) работа с природным материалом

    Изобразительная деятельность

    Игровая деятельность

    Сентябрь

    Тема: «Игры с пальчиками»

      Цели:

    Развитие органов чувств, развитие мелкой и крупной моторики.

    Цели:

    Умение различать предметы на ощупь, знакомство с их  свойствами.

    Мозаика из пробок

    Цели:

    Совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт

    Д/И «Найди отпечаток своей руки»

    Цели:

    Развитие мелкой моторики рук, посредством тактильных ощущений. Развитие внимания, глазомера.

    Игра с правилами «Весёлая шнуровка»

    Октябрь

    Тема: «Что растет в огороде»

    Цели:

     Формировать навык практического экспериментирования; умение длительно сосредотачивать внимание на предмете, совершать действия обследования, направленные на выявление свойств предметов (формы, величины, фактуры материала).

    Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь.

    Пополнять пассивный словарь прилагательными и активизировать активный словарь.

    Цели: 

    Закреплять представления о сенсорных эталонах в процессе тактильных ощущений,  обследования предметов. Развивать умение находить предметы на ощупь с заданным признаком среди нескольких.

    Д/И «Оторвем кусочек теста»

    Цели:  

    Формировать представления о структуре предметов, используя  тактильные ощущения, (обследование предмета путем наложения).

    Цели:

    Формировать представления о качествах поверхности (гладкий/шершавый).

    Д/И «Угощение для куклы»

    Д/И «В гостях у куклы»

    Ноябрь

    Тема: «Что растет на дереве»

    Цели: 

    Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании.

    Обучать детей использованию информации, полученной в ходе обследования предметов при выполнении действий

    Пополнять пассивный словарь прилагательными и активизировать активный словарь.

    Д/И «Чудо мешочек»

    Цели:

    Формировать умение практически выделять  формы предметов, используя  тактильные ощущения.

    Формировать умение группировать предметы по форме. Учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь.

    Д/И «Волшебная коробочка»

    Д/И «Что катится, что не катится»

    Цели: 

    Формировать умение называть основные цвета,

    Д/И «Сделай такой же узор»

    Цели:

    Учить осуществлять выбор по образцу, опираясь на  тактильные ощущения.

    Учить различать на ощупь предметы, имеющие разную поверхность.

    Д/И «Что у куклы в мешочке?»

    Д/И «Кукла в магазине»

    Д/И «Тактильные крышечки»

    Декабрь

    Тема: «Угадай на что (кого)похоже»

    Цели:

    Учить узнавать предмет по обводящему движению, благодаря чему осуществлять выбор по образцу, закреплять названия предметов, их форм. Использовать полученный, с помощью обводящего движения образ, в рисунке.

    Д/И «Обведи, назови, нарисуй»

    Цели:

    Формировать умение сравнивать предметы на основе тактильных ощущений.

    Формировать восприятие, зрительное внимание, целостное восприятие объекта.

    Д/И « Сложи дощечки»

    «Составные кубики с различными поверхностями» (гладкий/шершавый, 4 части).

    Цели:

    Формировать представления об орнаменте из чередующихся элементов в разных сочетаниях цвета и формы.

    Д/И «Выкладываем орнамент»

    Д/И «Забор вокруг дома»

    Цели:

    Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании. Формировать умение группировать предметы по качеству поверхности.

    Д/И «Подбери матрешке одежду»

    Д/И « Чей платочек?»

    Январь

    Тема: «Игры с крупами»

    Цели:

    Формировать умение использовать информацию, полученную при тактильном обследовании, в процессе хозяйственно-бытового труда.

    Формировать умение использовать представления о форме, величине, в повседневной жизни.

    Обучать умению описывать предмет, используя результаты тактильного обследования.

    Пополнять и активизировать словарь.

    Цели:

    Закреплять умение группировать предметы по размеру и форме,  используя  тактильное обследование, соотносить плоскую и объемную формы. Учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.

    Д/И «Каждую бусинку на свое место»

    Д/И «Волшебная коробочка»

    Цели:

    Знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

    Игры с крупами.

    Д/И «Сделай такой же узор»

    Цели:

    Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание.

    Учить находить по словесной инструкции  предметы.

    Д/И «Сухой бассейн»

    Февраль

    Тема: «Свойства снега»

    Цели:

    Формировать умение использовать представления о температуре и влажности веществ в повседневной жизни.

    Обучать умению описывать предмет, используя результаты тактильного обследования.

    Пополнять и активизировать словарь.

    Цели:

    Соотносить  тактильный образ предмета со зрительным, называть форму предмета, опознанного на ощупь.

    Учить выбирать парные предметы по образцу, опираясь на зрительный и тактильный  образ, развивать внимание.

    Д/И «Найди картинку»

    Д/И «Весёлый снеговик»

    Цели:

    Продолжать знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

    Развитие мелкой моторики рук

    Игры со снегом.

    Цели:

    Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании.

    Д/И «Вылепи из снега»

    Д/И «Тактильное лото»

    Март

    Тема: «Животные»

    Цели:

    Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание.

    Д/И «Чей это домик?»

    Д/И «Угости животных»

    Цели:

    Формировать навык выстраивания  предметов, развивая ориентировку на величину, используя тактильное восприятие. Развивать ориентировку на высоту и ширину предметов, используя  тактильное обследование, учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними.

    Д/И «Построй ворота»

    Д/И «Загон для животных»

    Цели:

    Формировать представления о восприятие, обогащать их чувственный опыт.

    Д/И «Рисуем пальчиком»

    Цели:

    Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину. Закреплять эмоционально-положительное отношение к игре.

    Д/И «Наряди зверюшку»

    Апрель

    Тема: «Песок и вода»

    Цели:

    Продолжать формировать навык практического экспериментирования, развивать органы чувст.

    Д/И «Тактильные дорожки»

    Цели:

    Продолжать формировать навык аппликативного изображения из бросового материала; вызывать интерес к составлению коллективной композиции; воспитывать интерес к совместной работе.

    Цели:

    Продолжать знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

    Развитие мелкой моторики рук. Игры с песком и водой.

    Д/И «Рисуем пальчиком на песке»

    Цели:

    Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании.

    Д/И «Песочные сказочки, мокрые загадочки»

    Май

    Тема: Тактильная книга «У бабушки в деревне»

    Цели:

    Продолжать учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, опираясь при этом на зрительный, зрительно-тактильный и тактильный образец, закреплять названия предметов, форм, величин.

    Д/И «Найди лакомство для животного»

    Цели:

    Продолжать передавать пластические средства характерных особенностей  внешнего вида

    Мозаика из пластилина.

    Цели:

    Формировать умение создавать композицию, гармонично сочетающую разные элементы. Воспитывать бережное отношение к природе.

     «Красивый букет»

    Цели:

    Узнавать знакомые предметы на ощупь.  Развивать внимание  

    Д/И «Бабочка-коробочка»

    Д/И «Ёжик в ладошке»

     



    Предварительный просмотр:

    Диагностический инструментарий

    «Сенсорное развитие дошкольников посредством тактильных ощущений»

    Что оценивается

    Дидактические игры, упражнения, вопросы

    Инструкция

    Критерии оценки

    «Игры с пальчиками»

    1. Дидактическая игра «Найди отпечаток своей руки»).
      Предметные картинки: формы рук.

    2.Дидактическая игра «Веселая шнуровка».
    Предметные картинки: плоскостные фигуры животных

    1. Ребенок рассматривает картинки с различными видами рук.

    Задание: разложи картинки по размеру и найди свой отпечаток).

    2. Ребенок выполняет действия.

    Задание: шнуровка предметов

    3 балла - ребенок различает и называет предмет, легко справляется с заданиями без помощи педагога.

     2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при классификации предметов. Требует дополнительных инструкций.

    1 балл - ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения

    «Что растет в огороде»

    1.        Дидактическая игра «Угощение для куклы?»

    Материал: предметы и предметные картинки, посуда.

    2.        Дидактическая игра «Оторвем кусочек теста».

    Материал: соленое тесто, те же картинки или предметы, что и в п. 1

    1.        Ребенок рассматривает предметы и картинки,
    отвечает на
    в о п р о с ы:

    • Какого размера посуда?
    • Назови цвет.
    • Разложи овощи и фрукты по тарелочкам.
    • продолжить ряд до 6 вопросов.)

    2.        Ребенок загадывает любой предмет и описывает его так, чтобы воспитатель мог понять, о каком предмете он говорит.

    Задание: необходимо назвать цвет, форму, размер предмета, его «вес» (тяжелый или легкий) и материал, из которого сделан загаданный предмет

    3 балла - ребенок безошибочно определяет размер, цвет, форму, «вес», материал, из которого сделаны предметы, и на основе этого описывает их.

    2 балла - ребенок, отвечая на вопросы

    задания 1, допускает не более двух ошибок, выделяет существенные признаки и характеризует предмет с небольшой помощью взрослого.

    1 балл - знания о свойствах и качествах предмета разрознены, бессистемны. Ребенок допускает более 3 ошибок в первом задании, задание 2 выполнить не может

    «Что растёт на дереве»

    Дидактическая игра «Чудо мешочек» Материал: мешочек и фрукты

    Дидактическая игра «Волшебная коробочка». «Тактильные крышечки»

    Материал: крышки, коробочки

    Ребенок на ощупь определяет предметы, рассматривая их.

    Задания:

    Объедини предметы по цвету, по форме..

    Ребенок сравнивает предметы, раскладывает их в нужной последовательности

    3 балла — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности.

    2 балла - при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1-2 ошибки. Требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности.

    1 балл - ребенок не может классифицировать предметы самостоятельно и допускает много ошибок

    «Угадай на что (кого) похоже

    Дидактическая игра «Обведи, назови. нарисуй»», «Сложи дощечку»

    Материал: предметные картинки с изображением геометрических фигур, дощечки из разного материала

    1. Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет их.
    2. Определяет на ощупь материал предмета

    3 балла — ребенок называет картину. Безошибочно соотносит материал предметов

    2 балла - ребенок перечисляет названия
    картин, допускает ошибки.
    1 балл - ребенок называет не все картины, приемом обобщения не владеет

    «Игры с крупами»

    Дидактическая игра «Каждую бусинку на свое место», «Сделай такой же узор», «Сухой бассейн»

    Материал: бусинки, крупы, сухой бассейн

    Ребёнок выполняет задания

    1.Выкладывает картину из бусинок.

    2.Составляет узор крупами.

    3. Находит на ощупь игрушки

    3 балла — ребенок
    правильно выкладывает картинун, составляет узор по образцу, самостоятельно находит игрушки.

    2 балла - ребенок допускает ошибки                        

    1 балл – ребенок затрудняется.

    «Свойства снега»,

    «Песок и вода»

    Беседа

    Ддактическая игра «Весёлый снеговик», «Вылепи из снега»

    Примерные вопросы:

    1.Какого цвета снег, песок

    2.Что можно из него слепить?

    3.На что похожа снежинка, песчинка?

    Ребенок лепит из снега и песка

    3 балла - ребенок правильно отвечает на вопросы, выполняет задания

    2 балла -.допускает ошибки, требует помощи взрослого

    1 балл – затрудняется в ответе и в своих действиях.

    «У бабушки в деревне», «Животные»

    Дидактическая игра «Угости животных», «Наряди зверюшку», «Нарисуй пальчиком»

    Материал: сюжетная картинка с изображением животных, тактильная книга, гуашь                                                              

    Ребенок рассматривает сюжетную картинку и отвечает на воп р о с ы:

    1. Каких ты знаешь животных?
    2. Чем они питаются?
    3. Кто за ними ухаживает?        

    Ребенок рисует пальчиком животных                                                                            

    3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, выполняет работу самостоятельно,                        проявляет интерес .

    2 балла - ребенок отвечает на вопросы, но затрудняется в задании.

    1 балл - ребенок затрудняется в ответе на вопросы, задания выполняет с помощью взрослого

              Высокий уровень — 18-21 балл,                                    средний уровень – 11-14баллов,                             низкий уровень – 7-9 баллов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Перспективный план по развитию сенсорных способностей у дошкольников".

    В перспективном плане запланирована моя работа по всем возрастным группам...

    Значение игры в развитии сенсорных способностей младших дошкольников.

    Значение игры в развитии сенсорных способностей младших дошкольников.  Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме,...

    Консультация для родителей «Значение игры в развитии сенсорных способностей младших дошкольников»

    Консультация для родителей «Значение игры в развитии сенсорных способностей младших дошкольников»...

    Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей.

    В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством развития сенсорных способностей детей. В своём опыте работы я попыталась доказать гипотезу исследования, что постоя...

    Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры

    Данная работа представляет опыт работы педагога по созданию и внедрению системы дидактических игр, направленных на  развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста. В методиче...

    План «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

    Совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт с помощью Д/И...