Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей».
методическая разработка

Курасова Татьяна Николаевна

Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 «Аленушка»

Мастер – класс для воспитателей:

 «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ

РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Воспитатель:

Курасова Т.Н.

с.Ладовская Балка

2019г.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

Программное содержание: Закрепить представление воспитателей об организации и проведении пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи у детей.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например: мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке органы человека.

Пальчиковая гимнастика:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь ребенка;

Повышает работоспособность коры головного мозга;

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

Снимает тревожность.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Что же относится к детскому фольклору?

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Например: «Сорока белобока».

Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например: «Солнышко - ведрышко»

Солнышко – вёдрышко, (растопырить пальцы обеих рук)

Выгляни в окошко, (изобразить «Окошко»)

Твои детки пляшут, (шевелить пальчиками)

По камушкам скачут (стучать пальчиками по столу)

Прибаутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Вот примеры для пальчиковой гимнастики:

ЗАЙКИНЫ УШКИ

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны.

КОЗА

У козы торчат рога,

может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный палец и мизинец выставлены вперед, а средний и безымянный - прижаты к ладони.

ЛОДОЧКА

Лодочка плывет по речке,

оставляя на воде колечки.

Все пальцы прижаты друг к другу  в полусогнутом положении. Рука делает плавные движения слева направо.

МИШКА

Мишка топает ногой,

Мишка топает другой,

Ух, как веселится

В доме половица!

Стучим пальчиками по поверхности стола, имитируя движения мишки.

Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.

САМОМАССАЖ:

- потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями;

- постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.

Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих).

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем – без помощи другой руки.

ХЛОПКИ:

- обычные;

- хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая;

- хлопки ладонями, сложенными чашечками;

Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связанно с умственным развитием детей, развитием их речи.

Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.

Детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.

http://ds2483.msk.ru/pic/hand.jpg

Ты весною видел чудо?

Как из маленькой из почки

Появляются листочки.

Сложить руки в кулачок, а затем разжать их.

 

http://ds2483.msk.ru/pic/hand.jpg

            Положи блинок в ладошку,

            Угости мурлыку-кошку,

            Угости щенка Трезорку,

            Потом мальчика Егорку,

            Дай блиночек мамочке,

            Дай блиночек папочке.

            Первая строчка- прочертить пальцем рук на ладошке.

            С каждой следующей строкой загибать по пальчику.  

http://ds2483.msk.ru/pic/hand.jpg

Сидит белка на тележке,

Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке, 

Разгибаем большой пальчик

Воробью, синичке,

Разгибаем указательный и средний пальчики

Мишке толстопятому

Разгибаем безымянный пальчик

И заиньке усатому. 

Разгибаем мизинчик

http://ds2483.msk.ru/pic/hand.jpg

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики сжаты в кулачки, разгибаем каждый пальчик, начиная с большого

Вышли пальчики гулять!

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Загибаем каждый пальчик, начиная с большого

В домик спрятались опять.

Ударяем кулак о кулак

http://ds2483.msk.ru/pic/hand.jpg

Раз, два, три, четыре, пять!

Ударяем кулак о кулак

Вышли пальчики гулять!

Сжимаем и разжимаем кулачки

Этот пальчик - гриб нашел,

Сгибаем и разгибаем большой пальчик

Этот пальчик - чистит стол,

Сгибаем и разгибаем указательный пальчик

Этот - резал,

Сгибаем и разгибаем средний пальчик

Этот - ел. 

Сгибаем и разгибаем безымянный пальчик

Ну, а этот лишь глядел!

Сгибаем и разгибаем мизинчик

http://ds2483.msk.ru/pic/hand.jpg

             Как фасолинки в стручке,

             Наши пальцы в кулачке.

             Кулачки мы разгибаем,

             И фасольки рассыпаем.

             Раз, два, три, четыре, пять –

             Собираем всё опять.

             Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная  

             с большого пальца.

http://ds2483.msk.ru/pic/hand.jpg

Дружно пальцы встали в ряд

Показываем ладони пальчиками вверх

Десять крепеньких ребят.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Эти два – всему указки 
Все покажут без подсказки.

Показываем указательные пальчики.

Эти – два середнячка 
Два здоровых бодрячка.

Показываем средние пальчики.

Ну, а эти безымянны 
Молчуны, всегда упрямы.

Показываем безымянные пальчики.

Два мизинца-коротышки 
Непоседы и плутишки.

Показываем мизинчики.

Пальцы главные средь них 
Два больших и удалых

Показываем большие пальчики, а остальные сжимаем в кулачки.

http://ds2483.msk.ru/pic/hand.jpg

На моей руке пять пальцев, 
Пять хватальцев, пять держальцев.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Чтоб играть и чтоб пилить, 
Чтобы брать и чтоб дарить. 
Их нетрудно сосчитать:

Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь.

Раз, два, три, четыре, пять!

Разжимаем пальчики на обеих руках, начиная с большого.

http://ds2483.msk.ru/pic/hand.jpg

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,

Соединяем большие пальцы рук.

Два щенка: “Ав-ав!”,

Соединяем указательные пальцы рук.

Два жеребенка: “Иго-го!”,

Соединяем средние пальцы рук.

Два тигренка: “Р-р-р!”,

Соединяем безымянные пальцы рук.

Два быка: “Му!”.

Соединяем мизинцы.

Смотри, какие рога.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:"Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста"

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук....

Мастер-класс для родителей «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. Иг...

Мастер-класс для воспитателей «Организация и проведение бодрящей гимнастики после дневного сна»

Еще раз напомнить педагогам о важности проведения бодрщей гимнастики после сна.  Включает в себя теоретическую и практическую часть....

Мастер-класс для родителей "Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного воззраста"

Мастер - класс  для родителей по развитию речи детей дошкольного с использованием словесных и пальчиковых игр с подробным описанием....

Мастер-класс для воспитателей на тему: "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста".

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не ум...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста "Развиваем нашу речь"

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Развиваем нашу речь" по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста....