Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей».
методическая разработка
Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Аленушка»
Мастер – класс для воспитателей:
«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ
РЕЧИ ДЕТЕЙ».
Воспитатель:
Курасова Т.Н.
с.Ладовская Балка
2019г.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.
Программное содержание: Закрепить представление воспитателей об организации и проведении пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи у детей.
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например: мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой – голова.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке органы человека.
Пальчиковая гимнастика:
Способствует овладению навыками мелкой моторики;
Помогает развивать речь ребенка;
Повышает работоспособность коры головного мозга;
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
Снимает тревожность.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.
Что же относится к детскому фольклору?
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Например: «Сорока белобока».
Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например: «Солнышко - ведрышко»
Солнышко – вёдрышко, (растопырить пальцы обеих рук)
Выгляни в окошко, (изобразить «Окошко»)
Твои детки пляшут, (шевелить пальчиками)
По камушкам скачут (стучать пальчиками по столу)
Прибаутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Вот примеры для пальчиковой гимнастики:
ЗАЙКИНЫ УШКИ
Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат. | Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны. |
КОЗА
У козы торчат рога, может забодать она. | Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный палец и мизинец выставлены вперед, а средний и безымянный - прижаты к ладони. |
ЛОДОЧКА
Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки. | Все пальцы прижаты друг к другу в полусогнутом положении. Рука делает плавные движения слева направо. |
МИШКА
Мишка топает ногой, Мишка топает другой, Ух, как веселится В доме половица! | Стучим пальчиками по поверхности стола, имитируя движения мишки. |
Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.
САМОМАССАЖ:
- потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями;
- постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.
Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих).
Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем – без помощи другой руки.
ХЛОПКИ:
- обычные;
- хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая;
- хлопки ладонями, сложенными чашечками;
Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связанно с умственным развитием детей, развитием их речи.
Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.
Детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.
Ты весною видел чудо?
Как из маленькой из почки
Появляются листочки.
Сложить руки в кулачок, а затем разжать их.
Положи блинок в ладошку,
Угости мурлыку-кошку,
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
Первая строчка- прочертить пальцем рук на ладошке.
С каждой следующей строкой загибать по пальчику.
Сидит белка на тележке, | Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак |
Продает она орешки: | |
Лисичке-сестричке, | Разгибаем большой пальчик |
Воробью, синичке, | Разгибаем указательный и средний пальчики |
Мишке толстопятому | Разгибаем безымянный пальчик |
И заиньке усатому. | Разгибаем мизинчик |
Раз, два, три, четыре, пять! | Пальчики сжаты в кулачки, разгибаем каждый пальчик, начиная с большого |
Вышли пальчики гулять! | Сжимаем и разжимаем кулачки. |
Раз, два, три, четыре, пять! | Загибаем каждый пальчик, начиная с большого |
В домик спрятались опять. | Ударяем кулак о кулак |
Раз, два, три, четыре, пять! | Ударяем кулак о кулак |
Вышли пальчики гулять! | Сжимаем и разжимаем кулачки |
Этот пальчик - гриб нашел, | Сгибаем и разгибаем большой пальчик |
Этот пальчик - чистит стол, | Сгибаем и разгибаем указательный пальчик |
Этот - резал, | Сгибаем и разгибаем средний пальчик |
Этот - ел. | Сгибаем и разгибаем безымянный пальчик |
Ну, а этот лишь глядел! | Сгибаем и разгибаем мизинчик |
Как фасолинки в стручке,
Наши пальцы в кулачке.
Кулачки мы разгибаем,
И фасольки рассыпаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираем всё опять.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная
с большого пальца.
Дружно пальцы встали в ряд | Показываем ладони пальчиками вверх |
Десять крепеньких ребят. | Сжимаем и разжимаем кулачки. |
Эти два – всему указки | Показываем указательные пальчики. |
Эти – два середнячка | Показываем средние пальчики. |
Ну, а эти безымянны | Показываем безымянные пальчики. |
Два мизинца-коротышки | Показываем мизинчики. |
Пальцы главные средь них | Показываем большие пальчики, а остальные сжимаем в кулачки. |
На моей руке пять пальцев, | Сжимаем и разжимаем кулачки. |
Чтоб играть и чтоб пилить, | Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь. |
Раз, два, три, четыре, пять! | Разжимаем пальчики на обеих руках, начиная с большого. |
Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”, | Соединяем большие пальцы рук. |
Два щенка: “Ав-ав!”, | Соединяем указательные пальцы рук. |
Два жеребенка: “Иго-го!”, | Соединяем средние пальцы рук. |
Два тигренка: “Р-р-р!”, | Соединяем безымянные пальцы рук. |
Два быка: “Му!”. | Соединяем мизинцы. |
Смотри, какие рога. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:"Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста"
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук....
Мастер-класс для родителей «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. Иг...
Мастер-класс для воспитателей «Организация и проведение бодрящей гимнастики после дневного сна»
Еще раз напомнить педагогам о важности проведения бодрщей гимнастики после сна. Включает в себя теоретическую и практическую часть....
Мастер-класс для родителей "Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного воззраста"
Мастер - класс для родителей по развитию речи детей дошкольного с использованием словесных и пальчиковых игр с подробным описанием....
Мастер-класс для воспитателей на тему: "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста".
Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не ум...
Мастер-класс для педагогов ДОУ по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста "Развиваем нашу речь"
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Развиваем нашу речь" по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста....