работа с семьёй
материал

Губайдуллина Татьяна Раисовна

Основные формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_vzaimodeystvie_s_semey.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Цель: получить практический опыт планирования работы с родителями.

Содержание работы.

  1. Знакомство с документацией по взаимодействию с семьей:
  • перечень нормативных документов, регулирующих организацию работы с родителями:

- Декларация прав ребёнка;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Конституция РФ;

- Семейный кодекс;

- Закон об образовании;

- Указ Президента «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 г.г.»

  • характеристика раздела программы, отражающего работу с родителями.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
                   
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.

Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

  1. Методы изучения семьи: анкетирование, интервьюирование, беседа, наблюдение, психолого-педагогический тренинг, рисуночная методика «Моя семья», метод комментирования картинок.
  2. Оформление таблицы «Формы работы с родителями»

Формы работы с родителями

Тематика

1.

Коллективные формы

Родительские собрания: «И снова здравствуйте!», «Особенности старшего дошкольного возраста», «О здоровье всерьёз».

Конференции: «Преемственность семьи и детского сада», «Забота о здоровье детей».

Круглые столы: «Я и мой ребёнок», «Здоровый образ жизни», «Детская ложь».

Экскурсии по ДОУ: «Знакомство со специалистами, профилем и задачами ДУ».

2.

Индивидуальные формы

Пед. беседы: «Как справиться со страхами», «Мелкая моторика как средство развития речи».

Консультации: «Особенности воспитания мальчика, девочки»,  «Учимся вместе с ребёнком рисовать, лепить, вырезать».

Ящик для писем в вопросами и пожеланиями.

Посещение семьи ребёнка.

Переписка с родителями, изготовление индивидуальной памятки.

3

Практические формы

Кружки

Мастер – классы

Тренинги

4

Наглядные формы

Записи бесед с детьми: «Я считаю…», «Я хочу стать…».

Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий.

Фотовыставки: «Наши будни», «Наши праздники», «Один день из жизни группы».

Выставки детских работ: коллективные и индивидуальные.

Оформление стендов, ширм, папок – передвижек.

5

Нетрадиционные формы

Проведение соц. срезов, опросов, «Почтовый ящик».

Совместные досуги, праздники, выставки.

Семинары-практикумы, пед. брифинги, устные журналы.

Дни, недели открытых дверей.

Вывод:

Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

 Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.

 Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

 Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

 Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей.

 Особой популярностью нетрадиционные формы с родителями пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе.

 В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.

4. Беседа с воспитателем группы (проблемы организации взаимодействия с родителями). 

Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.

Мы, педагоги, нуждаемся в вашей помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитание, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»

рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...

опыт работы Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду

Создание положительного эмоционального микроклимата  взаимодействия с родителями;Повышение педагогической грамотности родителей. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство...

Опыт работы по организации работы с семьёй. "Школа молодой семьи"

"Школа молодой семьи" была создана в МБДОУ № 58 г.Ковров в 2007г. Опыт работы, накопленный в работе с детьми раннего возраста воспитателем Дорофеевой Ириной Вячеславовной применяем в работе с родителя...

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...

Опыт работы«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В ДЕТСКОМ САДУ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

В опыте работы раскрываются  инновационные методы работы с родителями, позволяющие паривлечь родителей к активному участию в ООП....

Опыт работы на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.Реализация единого подхода к воспитанию и обучению де...