Мастер – класс «Детское экспериментирование, как средство развития познавательного интереса у детей, или бутылка открытий».
материал

Заботина Татьяна Леонидовна

Цель: повышение уровня познавательно – исследовательской компетентности воспитателей ДОУ.

Задачи:

— повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

— представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;

— сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_butylka_otkrytiy.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области

Мастер – класс

«Детское экспериментирование, как средство развития познавательного интереса у детей, или бутылка открытий».

Заботина Т. Л.

Путятино, 2019 г.


Цель: повышение уровня познавательно – исследовательской компетентности воспитателей ДОУ.

Задачи:

— повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

— представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;

— сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое.

Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.

Материалы для игр – экспериментов: видеоролик https://nsportal.ru/video/2019/09/detskoe-eksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-ili, 2 коробки, «бутылки открытий» пластиковые бутылки 2 шт., вода, масло растительное, ракушки, снежный шар, целлофановый пакет, ножницы, пищевой краситель, воронка, нитки.

Ход мастер – класса:

Вводная часть.

(Включается видеоролик, воспитатель говорит вступительные слова

https://nsportal.ru/video/2019/09/detskoe-eksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-ili)

Добрый день! Ребёнок —исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Он познает окружающий мир как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. И радуется даже самому маленькому открытию. Согласитесь, как же порой интересно удивлять детей! Они готовы учиться, готовы усваивать новый материал. Весь мир открывается в этот миг перед ними и для них! И мы, педагоги, выступаем в роли настоящих волшебников с шляпой, из которой «вытаскиваем» что-то потрясающе интересное, новое и очень важное!

Мотивация

Сегодня у меня вместо волшебной шляпы, волшебная коробка.

 хочу предложить вам вспомнить, что мы все родом из детства и здесь у меня скрыт некий предмет.  предлагаю вам с помощью игры «Да - Нет» попробовать отгадать, что здесь?

Напомню вам правила игры, вы можете задавать мне различные вопросы, на которые я буду отвечать «Да» или «Нет».

 Хорошо, вынуждена вам немного подсказать.

В неё наливают,

Лимонад, молоко,

Служит тарой,

Хранить в ней легко!

Вы узнали? Это …(бутылка)» Итак, обыкновенная бутылка. Посмотрите на неё и подумайте, как можно использовать самую обыкновенную бутылку помимо её прямого назначения. (Ответы педагогов) 

Замечательно!

Наверняка, вам всем знаком вот такой шар, наполненный блестками и глицерином (показ шара с блестками). Люди с воображением развили эту идею и стали использовать пустые пластиковые бутылки в экспериментальной деятельности. (Показ «бутылка с гречкой и фасолью») «Быстро отделить зёрна фасоли от гречихи». Нужно осторожно, но энергично, потрясти банку с крупой, - более крупные зёрна фасоли оказались сверху, а гречиха провалилась вниз.

Из этого эксперимента сделаем вывод, чем меньше крупа, тем быстрее она опускается на дно, а крупные зёрна – остаются на поверхности.

Бутылка «Притяжение»

 Чтобы сравнить предметы, которые притягиваются и не притягиваются, наполните бутылку деревянными палочками и чем-нибудь металлическим. А теперь рядом положите магнит, предложив ребенку провести собственный эксперимент.
Бутылка электростатическая. Потрите бутылку об ковер и понаблюдайте вместе с ребенком что получится. Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества.

Медитативная

Очень полезная бутылка для современных детей, которым так нужно иногда немного времени для себя, для того, чтобы подумать, «замедлиться». Эту бутылку можно наполнить жидкостью для мытья посуды или шампунем, положить несколько блестящих бусин. В плотном мыльном растворе шарики будут медленно опускаться вниз и так же медленно подниматься, если бутылку перевернуть.

Основная часть

Детство - это радостная пора открытий, чудес и волшебства. Сделать так, чтобы дети увидели в нас настоящего волшебника, очень просто. Нужна всего лишь и безграничная фантазия. Все остальное за нас сделает наука.

Поэтому предлагаю отправится в сказку, которая называется «Чудеса большого мира» (включается видеоролик, продолжение).

Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. И мечтала побывать на море, которое видела только на картинках. Но это же сказка,,,,

Она крепко зажмурила глаза, и о чудо! (включается видео ролик). Как красиво! – с восторгом сказала Алиса.

Я впервые вижу море...
В моих глазах застыл восторг.
Над морем - небосвод высок,
И весь песок в его узоре.

Почему нельзя забрать частичку моря с собой?

Алиса, не переживай, нет ничего невозможного!

Уважаемые коллеги, но мы же с вами волшебники! Как помочь Алисе? (ответы педагогов)

Мне нужна будет в помощь фокус группы из 2 человек.
Практическое действие. (фокус-группа).

Опыт 1. «Море в бутылке»

Предлагаю сделать – целый подводный мир в бутылке. Помимо того, что это красиво и интересно, море в бутылке – это еще и опыт с водой и маслом, что очень познавательно.

Для этой поделки нам понадобятся:

 Пластиковая бутылка объемом 1 литр;

очищенное растительное масло;

вода;

 воронка,

синий пищевой краситель;

мелкие игрушки в виде морских обитателей.

Как сделать море в бутылке:

 Наполните бутылку наполовину водой. Добавьте синий краситель и, закрыв бутылку, перемешайте его с водой. Добавьте игрушечных морских обитателей. Аккуратно, с помощью воронки влейте растительное масло.

Нанесите на крышку клей и закройте бутылку. Она должна быть закрыта герметично. Поверните бутылку на бок и аккуратно качайте бутылку, чтобы создать «волну»! Ну как вам опыт? Понравился? Не правда ли, очень красиво.

Так почему масло на перемешивается с водой? (ответы педагогов).

Объяснение:

Так происходит потому, что плотность воды больше, чем плотность масла!

Гуляя по берегу моря, Алиса увидела, что – то непонятное. (Включается видео ролик)

Что это такое?

Плывет туда, плывет сюда. 
Её не видно иногда. 
Она прозрачна, как вода, 
Имеет колокол, но он 
Звонить не может: 
"Динь-динь-дон".

- Кого же увидела Алиса? (ответы педагогов)

- А как нам посадить медузу в бутылку?

Опыт 2. «Медуза в бутылке»

Суть этой бутылки в том, что при переворачивании бутылки, «медуза» медленно и плавно всплывает, напоминая свой реальный прототип.

Для этой поделки нам понадобятся:

Прозрачная пластиковая бутылка с водой (лучше брать абсолютно белую и гладкую, без всяких ребер);

небольшой полиэтиленовый пакетик (если найдете цветной полупрозрачный - будет ярче);

нитки и пищевой краситель (или краски).

Ход работы:

В самый уголок пакетика наливаем немного воды (если нальете много, то медуза не пролезет в горлышко бутылки), капаем в нее каплю красителя и туго перевязываем ниткой так, чтобы в получившемся пузыре оставалась капелька воздуха. Он-то и будет служить медузе подъемной силой.

Оставшуюся часть пакета отрезаем на расстоянии около 10 сантиметров от завязки и разрезаем вдоль на узкие полосы. Это будут щупальца медузы. Мы половину щупалец подстригли, оставив только некоторые - чтобы медуза выглядела естественнее.

Проталкиваем медузу в горлышко бутылки с водой, при необходимости доливаем воду так, чтобы в ней совсем не оставалось воздуха.

Переворачиваем бутылку вверх дном - медуза медленно плывет наверх. Когда она достигнет поверхности, переворачиваем бутылку вверх горлышком - медуза разворачивается и снова начинает всплывать. Зрелище завораживает!

- Как объяснить Алисе, почему это происходит? (Ответы педагогов.) Объяснение:

- Достигается это за счет того, что при формировании тела медузы в ней остаются небольшие пузырьки воздуха, которые при погружении «медузы» в воду, тянут фигурку вверх.

Заключение.

Мой мастер класс называется «Детское экспериментирование, как средство развития познавательного интереса у детей, или бутылка открытий». (включается ролик).

Играя с бутылками, дети учатся наблюдать, удивляться, смотреть на мир под новым углом, выдвигать научные гипотезы и фантазировать. И что мне больше всего нравится в этих скромных, забавных бутылочках, так это то, что дети всех возрастов могут самостоятельно исследовать их. В изготовлении бутылки нет конкретных правил, и ее наполнение зависит от вашей фантазии и ребенка.

В завершение, я предлагаю представить на одной ладони улыбку, а на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко – накрепко соединить в аплодисменты. Мне эта встреча с вами оставила много приятных впечатлений. Всем огромное спасибо!

Источник:

http://mskcpotter.blogspot.com/2016/07/using-chill-out-bottles-in-classroom.html

https://www.pinterest.ru/pin/83949980533296900/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

Мастер-класс " Экспериментирование, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию.Задачи мастер-класса:·         передача опыта путём прямого и комментированного по...

Мастер-класс " Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "

Задачи мастер-класса:·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деяте...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

Мастер-класс «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

Презентация о значении экспериментирования для развития детей. Раскрывается понятие эксперимента и важности детского экспериментирования в процессе развития познавательного интереса у детей дошкольног...