Рабочая программа 1 младшая группа
рабочая программа (младшая группа)

Ковригина Екатерина Борисовна

 Целью проекта рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особен­ностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспече­ние безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya-programma-1-ml.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение  города Омска

«Центр развития ребенка -детский сад №311 »

ПРИНЯТО:

Педагогический совет БДОУ г.Омска

«Центр развития ребенка-детский сад №311 »

Протокол №_____

«__»________г.

УТВЕРЖДЕНО:

И.о.заведующего БДОУ г.Омска

«Центр развития ребенка-

детский сад №311»

 ______________________

«__»__________ г.

Приказ № ____

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

для детей с 2-3 лет, 1 младшая группа

на 2019-2020 учебный год.

Воспитатели: Ковригина Екатерина Борисовна

Рогович Надежда Анатольевна

Омск-2019 г.

Содержание.

  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка.
  2.  Цели и задачи рабочей программы
  3.  Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
  4. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры в раннем возрасте.
  1. Содержательный раздел.
  1. Возрастные особенности детей 2-3 лет.

2.2.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

2.3 Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности.

2.4 Проектирование воспитательно - образовательного процесса с детьми на прогулках.  Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности.

3. Организационный раздел.

3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды.

3.2 Режим дня и сетка НОД.

Приложение.

  1. Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности.
  2. Режим дня.
  3. Сетка занятий
  4. Работа с родителями
  5. Учебно-методическое сопровождение.
  6.  Список литературы.

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

 Целью проекта рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

 Цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для реализации основных направлений проекта рабочей программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творческие способности в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

 Проект рабочей программы предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет.

Содержание пяти образовательных областей распределено по основным направлениям: «Физическое развитие»  («Здоровье», «Физическая культура»); «Социально – коммуникативное  развитие» («Социализация», «Труд», «Безопасность»); «Познавательное развитие»  -  («Окружающий мир», «Формирование элементарных математических представлений» « Речевое развитие» («Коммуникация», «Развитие детской речи», «Чтение художественной литературы»); «Художественно-эстетическое развитие» («Художественное творчество», «Музыка»). По каждому направлению определены программные задачи интегрируемых направлений и целевые ориентиры детского развития. В проекте рабочей программе представлен план организации деятельности детей на прогулке.

Рабочая программа предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по основной образовательной программе БДОУ г.Омска «Центр развития ребенка-детский сад №311»  с использованием учебно-методического комплекса программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72. 2.;
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Типовое положение о ДОУ;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13.;
  • ФГОС  ДО;
  • Устав ДОУ.

1.2 Цели и задачи рабочей программы. 

Основные цели и задачи игровой деятельности

         Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).

         Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, мат риале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

 Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

Рабочая программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

          партнерство с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.
  • обеспечение преемственности дошкольного общего  и  начального общего образования.

Принципы, сформулированные на основе особенностей «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС»:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

  1. Содержательный раздел.

2.1 Возрастные особенности детей 2-3 лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.

 К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

 Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

 На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

 К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно - образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Развитие игровой деятельности

Основные цели и задачи

 Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).

 Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков само- регуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Содержание психолого - педагогической работы

 Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

 Сюжетно-ролевые игры. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу.

Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Развивать предпосылки творчества.

Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).

Театрализованные игры. Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает  концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).

Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

  1. Особенности взаимодействия с родителями.

Работа с родителями.

Содержание направлений работы с семьей по образовательным направлениям:

«Здоровье»:

- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).

 «Физическая культура»:

- стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.

 «Безопасность»:

- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;

- привлекать родителей к активному отдыху с детьми.

 «Социализация»:

- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;

- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

 «Труд»:

- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;

- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы  и нормативы.

 «Познание»:

- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;

 «Коммуникация»:

- развивать у родителей навыки общения с ребенком;

- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.

 «Чтение художественной литературы»:

- доказывать родителям ценность домашнего чтения;

- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

 «Художественное творчество»:

- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;

- привлекать родителей к активным формам совместной  с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.

 «Музыка»:

- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

2.3 Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности. (приложение № 1)

2.4 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКАХ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Поэтому в данном тематическом планировании в полной мере отражена интеграция образовательных областей, которые делают наиболее эффективным воспитательно-образовательный процесс на прогулках.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. Летом дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки -до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Воспитатель использует любой повод, чтобы именно на прогулке в первую очередь прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например, зимой - вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семян ели, показом особенностей шишек - пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).

Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения - уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2-3 характерным признакам (воробьи маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).

Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки основных движений; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: здесь нужно обозначить перекрестки, поставить «светофоры», во время игры назначать детей-регулировщиков и т. д.

Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.

При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весенне-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.

Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, помочь обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.

Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д.), а малоподвижных -на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.).

Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.

3.Организационный раздел.

  1. Организация предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда-специфическое для каждой Программы образовательное оборудование, материалы, мебель, и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы.                        

Образовательная среда - комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в ДОО(развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и др. условия

  • Возвращаясь к требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, нужно отметить, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
  • Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (ФГОС, раздел III п. 3.2.)
  • Реализацию различных образовательных программ;
  • При организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • Учет возрастных особенностей детей (ФГОС, раздел III п. 3.3.).

Из раздела III пункта 3.4. - развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • Содержательно-насыщенной,
  • Трансформируемой
  • Полифункциональной
  • Вариативной
  • Доступной
  • Безопасной

Содержательно-насыщенная среда

  • Насыщенность - соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы
  • Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
  • Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • Возможность самовыражения детей.
  • Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность

  • Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. 
  • Наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность

  • Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; 
  • Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность

  • Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность

Предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

При разработки образовательной программы ДО требования к развивающей предметно-пространственной среде должны быть прописаны в первой части Программы. Такие же требования предъявляются и ко второй части программы.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.) материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплаты услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ФГОС, раздел III, п. 3.6.3).

 Для создания развивающей предметно-пространственной среды Организацией осуществляется финансирование в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (из п. 3.6.3. ФГОС).

3.2 Режим дня и сетка НОД.

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

   При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:  

  • время приёма пищи;
  • укладывание на дневной сон;
  • общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 2-3 лет составляет 5,5 - 6 часов.

Режим дня.

(приложение  2)

Сетка НОД.

(приложение 3)

Работа с родителями

 (приложение 4)

Учебно-методическое сопровождение.

(приложение 5)

Список литературы

(приложение 6)

Список литературы

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду (2-3 года) : планы занятий / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

2. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. 1-я младшая группа. Интегрированный подход.- М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2016. – 152 с.

3. Голицына Н.С. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2013.

4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду для работы с детьми 2-7 лет ФГОС.

5. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей.- М.: «Скрипторий 2003», 2015.

6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет: программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

7. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности младший возраст (3-4 года). Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Практическое пособие.- Воронеж: ООО «М-Книга», 2017.-144 с.

8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду младшая группа: программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

9. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий.- М.: Мозаика-синтез, 2012.-56 с.: цв. вкл.

10. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 2-3 лет. Сценарии занятий-М.: Мозаика-Синтез, 2016.-48 с.: цв. вкл.

11. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 2-3 лет.-М-.: Мозаика-Синтез, 2016.-64 с., цв. вкл.

12. Литвинова О. Э. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3 лет: учеб.-метод. пособие.-СПб.; «Издательство «Детство-Пресс», 2015.-160 с.

13. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.-128 с.

14. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие.-М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016.- с., перераб и доп.

15. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Огонь-друг, огонь-враг. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей.-М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.-104 с., илл.

16. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

17. Обучение дошкольников безопасному поведению: перспективное планирование, комплексные игровые занятия/авт.-сост. О. В. Чермашенцева.- Изд. 2-е, перераб.-Волгоград:Учитель.-226 с.

18. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

19. Опытно-эксперементальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.-320 с.- (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)

20. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Младшая группа. раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2016.-64 с..

21. Приобщение дошкольников к труду. Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ.- Авт.-сост.: Бондаренко Т. М., Воронеж: ООО «Метода», 2014-208 с.

22. Нравственно-патреотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство-Пресс», 2015.-192 с.

23.  Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения: метод, разработки / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. - Волгоград: Перемена, 1998.

24. Равчеева И. П. Формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе. ФГОС ДО. 2-е изд. Исп.

25. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет.- Мозаика-Синтез, 2016.-112 с.: цв. вкл.

26. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.-64 с.

27. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада: конспекты занятий / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

28. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

29. Харченко Т. С. Утренняя гимнастика в детском саду 2-3 л. Здоровье. Физическое развитие. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.

30. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года.- 3-е изд.-М.: Мозаика-Синтез, 2017.-128 с.

31. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольника.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012.-80 с.

32.  Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-64 с.

33. Янушко Е. А. Аппликация с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-64 с.

34. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-80 с.

Приложение № 1

Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности.

Сентябрь

Понедельник

9.00-9.10-9.25 Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений, (ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы) (I и II подгруппа)

15.50-16.00-16.15 Физическое развитие (I и II подгруппа)

Тема недели:

"Мой детский сад.  Моя группа"

С 2.09.19-6.09.19

Тема недели: "Друзья. Ты мой друг и я твой друг"

С 9.09.19-13.09.19

Тема недели:

"Игрушки"

С 16.09.19-20.09.19

Тема недели:

"По дороге в детский сад. Как много машин на дороге" 

С 23.09.19-27.09.19

1. Н.С. Голицына, с.15.

"Вот какая наша группа"

2. С.Ю. Федорова, с.20

Комплекс №1

(с флажками)

1. Н.С. Голицына, с. 5.

"Вот какие у нас игрушки"

2. С.Ю. Федорова, с.22

Занятие №2.

1. Н.С. Голицына, с.9.

"Что могут делать игрушки?"

2. С.Ю. Федорова, с.23

Занятие №4.

1. Н.С. Голицына,с.100.

"Всем ребятам надо знать, как по улице шагать"

2. С.Ю. Федорова, с.25

Занятие №7.

Вторник

9.00-9.10-9.25

Речевое развитие (развитие речи)

15.50-16.00-16.15 Физическое развитие (I и II подгруппа)

1. Н.С. Голицына, с.17.

ЧХЛ "РНС "Курочка Ряба"

2. С.Ю. Федорова, с.21

Комплекс №2

(со скамейкой)

1. Н.С. Голицына, с.6.

"Домик для игрушек"

2. С.Ю. Федорова, с.22

Занятие №2.

1. Н.С. Голицына,с.12.

ЧХЛ  А.Барто"Лошадка".

2. С.Ю. Федорова, с.24

Занятие №5.

1. Н.С. Голицына, с.86.

"Рассматривание транспортных игрушек""

2. С.Ю. Федорова, с.25

Занятие №7.

Среда

9.00-9.10-9.25 Художественно-эстетическое развитие (арт-терапия-лепка) (I и II подгруппа)

16.00-16.10 Художественно-эстетическое развитие (музыка в группе)

1. Д.Н. Колдина, с.10

"Съешь моего яблочка".

2. По плану музыкального руководителя.

1. И.А. Лыкова, с. 56

Бублики-баранки для игрушек"

2. По плану музыкального руководителя.

1. Д.Н. Колдина, с.41

"Неваляшка".

2. По плану музыкального руководителя.

1. Д.Н. Колдина, с.72

"Вот какой у нас мостик".

2. По плану музыкального руководителя.

Четверг

9.00-9.10-9.25 Художественно-эстетическое развитие (арт-терапия -рисование) (I и II подгруппа)

16.40-16.50

Физическое развитие (на прогулке)

1. Д.Н. Колдина, с.9

"Дорожки для зайчика".

2. С.Ю. Федорова, с.21

Занятие №1.

1. Н.С. Голицына, с.8.

"Кукла принесла карандаши"

2. С.Ю. Федорова, с.23

Занятие №3.

1. Д.Н. Колдина, с.43

"Мячики".

2. С.Ю. Федорова,с.24

Занятие №6.

1. Д.Н. Колдина, с.37

"Колеса для машин".

2. С.Ю. Федорова, с.25

Занятие №8.

Пятница

9.15-9.25 Художественно-эстетическое развитие (музыка) 15.50-16.00-16.15

Речевое развитие (коммуникация)

1. По плану музыкального руководителя.

1. Н.С. Голицына, с.16.

"Мы прищли в детский сад"

1. По плану музыкального руководителя.

1. Н.С. Голицына, с.6.

"Кукла хочет спать"

1. По плану музыкального руководителя.

2. Н.С. Голицына,с.12.

"Рассматривание картинок"(игрушки)

1. По плану музыкального руководителя.

2. Н.С. Голицына,с.87.

"Рассматривание картины"(Едем в автобусе)

Региональный компонент

"История детского сада, его традиции."Беседа.

Фото-выставка: "Друзья твоего двора"

Игрушки твоих родителей (фото)

"Наша улица".

Рассматривание картины.

Итоговое мероприятие

Панно «Ладошки детей»

Выставка рисунков «Мой любимый детский сад» с родител.

Выставка: "Любимая игрушка"

Игра «Можно – нельзя

Октябрь

Понедельник

9.00-9.10-9.25 Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений, (ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы) (I и II подгруппа)

15.50-16.00-16.15 Физическое развитие (I и II подгруппа)

Тема недели:

"Осень в гости к нам пришла"Желтые листья летят.

С 30.09.19-4.10.19

Тема недели: "Дары осени"Что нам осень подарила (овощи)

С 7.10.19-11.10.19

Тема недели:

"Дары осени" Что нам осень подарила (фрукты)

С 14.10.19-18.10.19

Тема недели:

"Путешествие в осень"

С 28.10.19-1.10.19

1. Н.С. Голицына, с.40.

"Вот какая осень"

2. С.Ю. Федорова, с.25

Занятие № 8

1. Н.С. Голицына, с. 19.

"Рассматривание овощей"

2. С.Ю. Федорова, с.28

Занятие №9.

1. Н.С. Голицына,с.30.

" Рассматривание овощей и фруктов"

2. С.Ю. Федорова, с.29

Занятие №12.

1. Н.С. Голицына,с.40.

"Вот какая осень"

2. С.Ю. Федорова, с.31

Занятие №15.

Вторник

9.00-9.10-9.25

Речевое развитие (развитие речи)

15.50-16.00-16.15 Физическое развитие (I и II подгруппа)

1. Н.С. Голицына, с.42.

"Что наденем на прогулку"

2. С.Ю. Федорова, с.26

Комплекс №1

(с платочками)

1. Н.С. Голицына, с.22.

"Вот какие овощи"

2. С.Ю. Федорова, с.28

Занятие №10.

1. Н.С. Голицына,с.27.

ЧХЛ  РНС "Репка"

2. С.Ю. Федорова, с.30

Занятие №13.

1. Н.С. Голицына, с.42.

"Что наденем на прогулку"

2. С.Ю. Федорова, с.32

Занятие №16.

Среда

9.00-9.10-9.25 Художественно-эстетическое развитие (арт-терапия-лепка) (I и II подгруппа)

16.00-16.10 Художественно-эстетическое развитие (музыка в группе)

1. Н.С. Голицына, с.44.

"Осеннее дерево"

2. По плану музыкального руководителя.

1. Д.Н. Колдина, с.19

"Огурец".

2. По плану музыкального руководителя.

1. Д.Н. Колдина, с.27

"Яблоко".

2. По плану музыкального руководителя.

1. Д.Н. Колдина, с.36

"Пушистые тучки".

2. По плану музыкального руководителя.

Четверг

9.00-9.10-9.25 Художественно-эстетическое развитие (арт-терапия -рисование) (I и II подгруппа)

16.40-16.50

Физическое развитие (на прогулке)

1. Н.С. Голицына, с.44.

"Листопад, листопад, листья желтые летят""

2. С.Ю. Федорова, с.27

Комплекс №2.

(со стульчиками)

1. Д.Н. Колдина, с.43

"Морковка и огурчик".

2. С.Ю. Федорова, с.29

Занятие №11.

1. Н.С. Голицына,с.28.

"На яблоне выросли яблочки"

2. С.Ю. Федорова,с.31

Занятие №14.

1. Д.Н. Колдина, с.34

"Дождик, чаще, кап, кап".

2. С.Ю. Федорова, с.33

Комплекс № 1

(с кубиками).

Пятница

9.15-9.25 Художественно-эстетическое развитие (музыка) 15.50-16.00-16.15

Речевое развитие (коммуникация)

1. По плану музыкального руководителя.

2. Н.С. Голицына, с.43.

ЧХЛ "Дождик, перестань"

1. По плану музыкального руководителя.

2. Н.С. Голицына, с.25.

"Что растет на грядке"

1. По плану музыкального руководителя.

2. Н.С. Голицына,с.27.

"Кушай фрукты, Маша".

1. По плану музыкального руководителя.

2. Н.С. Голицына,с.36.

"Рассматривание картины"(Осень)

Региональный компонент

Погода в твоем регионе

Какие овощи растут на твоем огороде.

Какие фрукты растут в твоем регионе.

"Наша улица".

Рассматривание картины.

Итоговое мероприятие

Прогулка на территории детского сада к березе и рябине.

Рассматривание иллюстраций, муляжей овощей для игр.

Сюжетно-ролевая игра

Сбор осенних листьев и создание коллективной работы-плаката с самыми красивыми листьями.

Приложение № 5

Учебно-методическая литература

  1. Сюжетные игры, ролевые атрибуты к играм (см. раздел №3 в табл.  «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 6-86).
  2. Дидактические игры (см. раздел №3 в табл.  «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 6-86).
  3. Дидактические материалы по сопровождению коммуникативной деятельности (см. раздел №3 в табл.  «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 60-74).
  4. Дидактические материалы по сопровождению познавательно-исследовательской деятельности (см. раздел №3 в табл.  «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр.60-74 ).
  5. Дидактические материалы по сопровождению трудовой деятельности (см. раздел №3 в табл.  «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 41-58).
  6. Дидактические материалы по сопровождению двигательной деятельности (см. раздел №3 в табл.  «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 6-39).
  7. Дидактические материалы по сопровождению чтения художественной литературы (см. раздел №3 в табл.  «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 60-74).
  8. Дидактические материалы по сопровождению музыкально-художественной деятельности (см. раздел №3 в табл.  «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 76-86).
  9. Дидактические материалы по сопровождению продуктивной деятельности (см. раздел №3 в табл.  «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 76-86).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа младшей группы

Предлагаю  вашему  вниманию  рабочую  программу  младшей  группы, построенной  по  принципу  основной  общеобразовательной  программы  дошко...

Рабочая программа (младшая группа) на тему: Программа "Малютка"

Программа по обеспечению социального благополучия детей раннего возраста на группе с кратковременным пребыванием.   «Малютка»   МДОУ   Д/с  № 27 «Чеб...

Рабочая программа младшая группа.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа с. Большая ПолянаТербунского района Липецкой области  «Согласовано» Председатель методическ...

Рабочая программа младшая группа

разработана на  основе  программы  "Детство"...

Рабочая программа младшая группа

Рабочая программа младшая группа с учетом ФГОС ДО (От рождения до школы)...

Рабочая программа младшей группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС) Составители: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.

Рабочая программа, реализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС)Младший возраст (3-4 года) Программу составили: Ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)

Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...