«Самостоятельная художественно- творческая деятельность. Организация изобразительной деятельности вне занятий» 19.04.2018г.
материал

Амарова Патимат Багаутдиновна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная художественно- творческая деятельность. Организация изобразительной деятельности вне занятий.

Консультация для воспитателей.

Известно, что изобразительная деятельность является самой любимой деятельностью дошкольников наряду с игровой. Поэтому многие дети в свободное от занятий время хотят порисовать, полепить, сделать поделку.

Создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности.

1. Создание в групповой комнате зоны художественного творчества и уголка ручного труда.

-оборудование места для работы детей,

-оборудование места хранения всех видов изобразительных материалов в доступной для пользования детей форме.

- оборудование места хранения всевозможных материалов для ручного труда- в коробочках, корзиночках хранятся шишки, желуди, проволока в цветной оболочке, ткань, поролон, моточки ниток, коробки, для рукоделия: пяльцы, рамки для ковроткачества. У воспитателя хранятся иголки, ножницы, шило.

- оборудование места для выставления наглядных пособий, которые время от времени меняются.

2. Создание условий на участке детского сада.

- создание 2-х песчаных площадок для рисования палочкой и для выкладывания изображений предметов, узоров из палочек, камушков, шишек, желудей.

- использование цветных мелков для рисования на асфальте, глину для лепки.

- смачивание песка в песочнице для строительства замков, теремов.

- рисование карандашами и фломастерами на маленьких мольбертах или планшетах, к которым прикреплена бумага.

- Зимой лепка снежных скульптур вместе с детьми, замораживание цветных льдинок, из которых дети выкладывают предметы и узоры, рисование палочкой на снегу.

Игровые ситуации.

Педагог прежде всего должен продумать возможность применения игровых приемов на занятиях, создание игровых ситуаций, в которых дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действовали бы герои. Например, дети становятся художниками и рисуют картины, выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т. п. Игровые приемы обучения можно использовать на занятиях во всех возрастных группах детского сада

Сюжетно-ролевые игры.

дети могут создавать предметы для игры и отражать сюжеты игры в аппликации, рисунках, лепке. Изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, чем просто рисовать, вырезать или наклеивать что-либо. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность ребенка положительными эмоциями: своим рисунком, лепкой, аппликацией он рассказывает, во что и как играл.

Так, малыши могут сделать «угощение» для кукол: баранки, конфеты, печенье и т.п., а для игры в магазин — яблоки, ягоды, огурцы, картофель, помидоры и другие овощи и фрукты.

Создание предметов для игры, оформление игровых помещений и уголков продолжаются в средней и старшей группах, однако содержание изображений усложняется. Старшие дети могут создать не только разнообразные «угощения», овощи и фрукты для игр, но и посуду для кукол, декоративно оформленные предметы (занавески, скатерти, салфетки, коврики и т.п.) для кукольной комнаты.

Игры-драматизации

Игры-драматизации строятся по мотивам литературных произведений и требуют, чтобы у детей были сформированы ясные представления об образах героев, а также умение передавать в игре характеры, действия и поступки персонажей.

Для игр-драматизаций дети многое могут изготовить сами: декорации или их части, детали костюмов, маски.

Так, с детьми из подготовительной и частично — старшей группы на занятии по рисованию или аппликации дети могут все вместе или подгруппами создать картину леса для игры-драматизации по сказке «Кот, петух и лиса», выполнить декорации и детали костюмов к сказке «Лиса и заяц». Для этого лучше всего организовать детей в три подгруппы: первая рисует картину леса, вторая — лубяную и ледяную избушки, третья готовит маски, детали костюмов и атрибуты для исполнителей ролей лисы, зайца, петуха и других героев сказки. Подготовка объединит всех детей, сделает игру-драматизацию более привлекательной для них; даст каждому возможность выразить в рисунках свои представления о сказке и ее действующих лицах.

Темы подобных занятий можно сформулировать по-разному: «Нарисуй, как мама-коза спасла семерых козлят и они радуются, пляшут» или: «Мы с вами играли в сказку «Теремок», — говорит воспитатель. — Помните, какой красивый теремок мы сделали для этой сказки? (Готовясь к игре, дети в коллективной работе украсили аппликацией или рисунками вырезанный из картона теремок.) А сегодня нарисуйте картинку к этой сказке. Пусть каждый нарисует свою картинку, по-своему украсит теремок».

При отборе тем занятий по мотивам игр-драматизаций нужно варьировать и виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), и способы предложения темы: то останавливать внимание детей на одном эпизоде, но предоставлять каждому возможность изобразить его по-своему, то предлагать ребятам самостоятельно выбирать эпизод сказки и материал для работы. Особенно это относится к старшим дошкольникам.

Связывать занятия изобразительной деятельностью с игрой-драматизацией может и воспитатель, работающий со средней группой. Здесь перед детьми ставится задача передать образы животных — персонажей литературных произведений. Для этого дети должны хорошо представлять себе внешний образ и повадки животных. Получить такие представления помогут наблюдения, рассматривание картинок в детских книгах и альбомах о животных, чтение книг, создание словесных портретов животных, передача их поз, движений во время игр-драматизаций.

В процессе подготовки и проведения игр-драматизаций, как правило, участвуют все дети группы: одни — как действующие лица, другие — как художники, готовящие декорации, костюмы, маски, третьи — как зрители. А потом на занятии по изобразительной деятельности дети отражают содержание игры, их объединяют общие переживания, заинтересованность, радость.

Подвижные игры.

Сюжеты подвижных игр незамысловаты, их легко передать не только в рисунке, но и в аппликациях: «Караси и щука», «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши». Дети рисуют не себя, а тех животных, персонажей игры, которые в ней участвуют, и это активизирует работу воображения. Характер игры стимулирует передачу персонажей в движении: рыбки уплывают от щуки, мыши убегают от кошки или сидят вокруг спящего кота, гуси убегают от волка и т.д. Задача изобразить несколько рыбок, птиц вызывает у детей желание показать их в разных позах, движениях. Рассматривая готовые работы, ребята видят, как по-разному можно изобразить игру.

Дидактические игры.

В процессе дидактических игр («Чудесный мешочек», парные картинки, разнообразные лото, домино и др.) ребенок приобретает или закрепляет знания о свойствах предметов: цвете, форме, строении, величине, полезные, в частности, для того, чтобы изображать предметы. Дидактические игры обогащают сенсорный опыт детей, мышление, умение сравнивать, выделять сходство и различия. Расширяются представления малышей об окружающем мире, формируются обобщенные представления о свойствах схожих предметов, что в свою очередь способствует овладению обобщенными способами изображения. Ребенок получает возможность самостоятельно и свободно рисовать, лепить, делать аппликации. Вместе с тем создание самих дидактических игр может стать заданием на занятии по изобразительной деятельности. Дети способны изготовить дидактические игры (чаще всего в аппликации): домино, лото, парные картинки, разрезные картинки (содержание этих игр может быть различным: декоративные композиции по мотивам народного искусства — матрешки, гжельская посуда, городецкие доски; изображения игрушек, транспортных средств, объектов природы).

В рисовании, лепке, аппликации дети с удовольствием создают настольно-печатные игры. Содержанием таких игр могут стать произведения детской литературы: «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, английская народная сказка «Три поросенка», «Незнайка и его друзья» Н. Носова и др.

Игры, создаваемые детьми, имеют для них особое значение. Участвуя в такой работе, ребенок в деятельной форме познает и отражает предметы и их свойства. В процессе изготовления игр, а затем в самой игре у детей развивается эстетическое восприятие, формируются эстетические представления, образное мышление, воображение. Благодаря активному формированию мыслительных операций анализа, сравнения, уподобления, синтеза развиваются также когнитивные структуры мозга. И чем больше свойств предметов и явлений выделяет ребенок, тем активнее идет процесс развития мышления и когнитивных структур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности (1 младшая группа)

Занятия рисованием, лепкой, конструированием - одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа «Волшебные краски» предусматривает работу детей с различными материалами: рисование кисточками, фломастерами, карандашами.Система занятий построена с учётом принципов последовате...

Программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности «Маленькие волшебники»

по направлению «Художественно-творческое развитие».Возраст участников:3-4г.Срок реализации программы: 1 годпедагог дополнительного Образования МАДОУ д/с №18 Францевич Людмила Викторов...

Программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности «Маленькие волшебники»

Ведущая цель Программы - формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Из поставленной  цели ч...