РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Рустамова Дельфина Рамазановна

Программа «Волшебные краски» предусматривает работу детей с различными материалами: рисование кисточками, фломастерами, карандашами.

Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, 4 раза в месяц, во вторую половину дня, с подгруппой 6 -8 детей. Продолжительность занятий составляет 8 -10 минут. Общее количество учебных занятий за пол года 20ч.

Программа не может реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр).  Количество и длительность занятий, проводимых в рамах оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_rannego_vozrasta_rustamova_d._r.docx46.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 47 «ОЛЕНЕНОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Принята

на Совете учреждения МБДОУ № 47

Протокол № ____

От «___»____________20___г

Утверждена

                                                 Приказом №

 от  «_____» ________ 20____г.

Заведующая МБДОУ № 47

_________ Н. В. Мосалева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор программы:

Воспитатель

Рустамова Дельфина Рамазановна

Мурманск

 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Задачи художественно - эстетического развития детей ранней возрастной группы

5

Материалы, инструменты и оборудование, требуемые для реализации программы

8

Ожидаемый результат работы

9

Перспективно - тематическое планирование образовательной деятельности в области художественно-эстетическое развитие для детей раннего возраста (второе полугодие 2019 года)

10

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

16

Список литературы

19


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рисование - большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог Давыдова Г.Н. считала: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, была разработана программа «Волшебные краски».

Цель программы - формирование у детей раннего возраста художественно-эстетических способностей в изобразительной деятельности.

Реализация программы «Волшебные краски» предусматривает:

  • формирование эстетического отношения к миру и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации в художественной деятельности;
  • удовлетворение потребностей дошкольников в соответствии с их интересами и запросами родителей (их законных представителей);
  • развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности, творческого самосовершенствования детей дошкольного возраста.

Программа «Волшебные краски» предусматривает работу детей с различными материалами: рисование кисточками, фломастерами, карандашами.

Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, 4 раза в месяц, во вторую половину дня, с подгруппой 6 -8 детей. Продолжительность занятий составляет 8 -10 минут. Общее количество учебных занятий за пол года 20ч.

Программа не может реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр).  Количество и длительность занятий, проводимых в рамах оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13.

ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

  • Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.
  • Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже.
  • Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
  • Предлагать детям отображать в рисунках свои впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
  • Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивая их. Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, вагончик).
  • Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги). Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (набирать краску на ворс: аккуратно обмакивать её всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета; приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку; проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы).
  • Учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать.
  • Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.

Методы и приёмы

Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. А также при построении занятий использовать принцип «систематичности и последовательности» постановка задач изобразительной деятельности и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».

Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей - важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.

Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.

Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа.

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ, ТРЕБУЕМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-наглядные пособия:

  • плакаты;
  • игрушки;
  • муляжи.

Материалы:

  • Цветные карандаши, простые карандаши, ластики;
  • Фломастеры, маркеры;
  • Гуашевые краски;
  • Пастельные мелки;
  • бумажные салфетки для просушивания ворса;
  • Кисточки (разных номеров);
  • Клеенки;
  • Банки или стаканчики для воды;
  • Листы белой и тонированной бумаги в формате А 4, А5, альбомы для детского художественного творчества, рулоны обоев на бумажной основе;
  • Мягкая бумага (салфетки, газеты, туалетная бумага);

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ:

Результаты освоения Программы «Волшебные краски» представлены в виде следующих целевых ориентиров:

  • ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;
  • ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;
  • ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;
  • ребенок откликается на интересные декоративно-оформительские решения, замечает новые красивые предметы в окружении;
  • ребенок самостоятельно применяет изобразительные умения и изобразительные средства и использует техники художественно-изобразительной деятельности.

ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА  

(ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2019 ГОДА)

Январь

№ п/п

Тема

Программные задачи

Материалы и оборудование

1

«Зимний узор»

(рисование восковыми карандашами)

Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес  к рисованию; развивать эстетическое восприятие.

Цветной картон синего цвета (по количеству детей); восковые карандаши белого цвета; образцы готового рисунка и несколько элементов узора.

2

«Снеговик»

(рисование кисточкой)

Учить детей закрашивать контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно.

Гуашь синего цвета; листы белой бумаги с нарисованным контуром снеговика (по количеству детей); рисунок-образец, баночки с водой, кисточки, салфетки.

3

«Покормим птичек»

(рисование кисточкой)

Закреплять с детьми умение создавать изображение ритмом мазков, осваивая всё пространство листа; познакомить с чёрным цветом; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Заготовка - кормушка, нарисованная на листе ватмана, аппликативное изображение птиц; гуашь чёрного цвета; кисточки, непроливайки, салфетки, семечки.

4

«Нарядное платье для куклы»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт платья; развивать восприятие цвета; закреплять знание основных  цветов; развивать интерес и желание рисовать.

Гуашь 4-х цветов: красная, синяя, зелёная, жёлтая на выбор детей; платья-заготовки (по количеству детей), кисточки, баночки с водой, салфетки.

Февраль

1

«Полосатые варежки»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета.

Заготовки - силуэты варежек, вырезанные из белой бумаги (по количеству детей); гуашь 4-х цветов; кисточки, непроливайки.

2

«Снежинки»

(рисование фломастерами)

Продолжать учить детей рисовать фломастерами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; украшать снежинки - рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Фломастеры синего цвета (по количеству детей); листы бумаги с заготовками - нарисованными основами снежинки (по количеству детей); листы с готовым изображением снежинок; 3-4 снежинки, вырезанные из бумаги.

3

«Снежные колобки»

(рисование кисточкой)

Продолжать учить детей пользоваться кисточкой, рисовать круги от пятна, повторять изображение, заполняя свободное пространство листа; поддерживать игровое отношение к образу.

Лист картона формата А4 голубого или синего цветов ( по количеству детей); гуашь белого цвета, кисточки, непроливайки, салфетки.

4

«Бусинки»

(рисование фломастерами)

Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать им, не делая сильного нажима; рисовать круги и заштриховывать их по кругу; закреплять знания цветов; воспитывать эстетическое восприятие.

Фломастеры на каждого ребёнка; листы бумаги для рисования с заготовкой – нарисованной линией бус (по количеству детей); готовый рисунок-образец; нитка настоящих бус.

                                                 Март

1

«Букет для мамы» (рисование карандашами)

Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его.

Листы бумаги с заготовками – аппликативное изображение веточки розы с листочками в горшочке; карандаши на каждого ребёнка.

2

«Светит солнышко в окошко»

(рисование  кисточкой;  дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много».

Листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей); гуашь оранжевого и жёлтого цветов, кисти, баночки с водой, салфетки.

3

«Капель» (рисование

 кисточкой)

Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков.

Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

4

«Ай качи, качи, качи»       

(рисование

кистью; дорисовывание деталей)

Закреплять с детьми умение рисовать замкнутые линии, похожие на круги; учить вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирая краску на кисть; вызывать интерес к полученному результату.

Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь жёлтого цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки-непроливайки, салфетки.

Апрель

1

«Плывёт кораблик по весенним ручейкам» (рисование кисточкой)

Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки; бумажный кораблик, таз с водой.

2

«Яблоки»

(рисование фломастерами; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать небольшие по размеру круги, располагать круги равномерно, не выходить за пределы контура; формировать интерес к рисованию.

Фломастеры жёлтого, красного, зелёного цветов; листы бумаги для рисования с заготовками – на листе контур дерева ( по количеству детей); яблоко.

3

«Трава на лужайке» (рисование кистью)

Упражнять детей в быстрых, ритмичных изобразительных действиях кистью; продолжать учить рисовать вертикальные линии (траву); воспитывать любовь к живой природе.

Листы бумаги для рисования (по количеству детей), гуашь зелёного цвета, кисточки, непроливайки.

4

«Деревья проснулись» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать.

Альбомные листы бумаги для рисования с изображением деревьев без листвы ( по количеству детей); гуашь зелёного цвета, кисточки, подставки под кисточки, непроливайки, салфетки.

                     

                                                 Май

1

«Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать.

Вырезанные из бумаги силуэты бабочек (по количеству детей); готовый образец с несложным узором; гуашь основных цветов, кисточки, подставки по кисточки, непроливайки, салфетки.

2

«Забавные зверюшки – полосатые игрушки» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Закреплять умение рисовать кисточкой; проводить прямые линии в разных направлениях (слева направо и сверху вниз), соблюдая движение кисти по ворсу; воспитывать у детей отзывчивость.

Силуэты лошадок, уточек, козликов и т.д., выполненных в стиле филимоновских игрушек; гуашь красного и чёрного цветов, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки.

3

«Цветочная поляна»   (рисование ватными палочками)

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

4

«Цветущая веточка»  (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Учить рисовать щетинной кистью цветы цветущих деревьев (черёмуха, жасмин); вызвать желание полюбоваться цветущей веткой, желание нарисовать; воспитывать эстетическое восприятие.

Тонированные листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь белого цвета, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.

                                                                           

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Дополнительное образование должно строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому в Программе «Волшебные краски» представлены традиционные и инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников для того, чтобы дети и родители чувствовали себя в дошкольном учреждении комфортно и чувствовали поддержку педагогического коллектива в воспитании и образовании дошкольников. В соответствии с этим совершенствуются формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Формы взаимодействия с семьей

Традиционные

Инновационные

Формы отчета

Познавательные формы для повышения психолого-педагогической культуры родителей.

- родительское собрание (организованное ознакомление родителей с задачами, содержанием предлагаемых услуг)

- тематические консультации (ответы на интересующие вопросы родителей)

- индивидуальные консультации (квалифицированные ответы специалистов ДОУ);

-выставки -  вернисажи детских работ, объединенных одной тематикой;

- индивидуальные выставки детских работ, на свободные темы

- мастер-классы (позволяют знакомить родителей с различными изобразительными техниками);

- презентация дополнительной услуги (информация о содержании работы с детьми).

- выставки творчества.

Досуговые формы

(установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми)

- Экскурсии по детскому саду, участку прилежащему к дошкольному учреждению (зарисовки, выполнение интересных работ продуктивной деятельности).

- Фестивали художественного творчества (формируют адекватную самооценку, развивают  волевые качества; воспитывают  эстетический вкус)

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские  формы (ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями художественного воспитания  детей. Формирование у родителей знаний о художественно-эстетическом   воспитании детей)

- информационные  проспекты для родителей,

- организация дней (недель) открытых дверей,

- открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.

- организация детских выставок художников, при участии и совместной работе с родителями

выставки творчества.

Информационно-аналитические формы (выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности)

- проведение социологических срезов, опросов.

- «Почтовый ящик»

-оформление стендов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вдовиченко С.А. Дети светлой краской красят мир: Мини - хрестоматия методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. - М.: Чистые пруды, 2009.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  3. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  4. Лыкова И. А.  «Художественный труд в детском саду» - Цветной мир.2011г.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г.
  6. Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду» занятия в ИЗОстудии.- М. : Сфера, 2009.
  7. Мелик - Пашаев А.А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик –Пашаев, Зинаида Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности (1 младшая группа)

Занятия рисованием, лепкой, конструированием - одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...

Программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности «Маленькие волшебники»

по направлению «Художественно-творческое развитие».Возраст участников:3-4г.Срок реализации программы: 1 годпедагог дополнительного Образования МАДОУ д/с №18 Францевич Людмила Викторов...

Программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности «Маленькие волшебники»

Ведущая цель Программы - формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Из поставленной  цели ч...

Методическая разработка: «Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через изобразительную технику: мозаика из пластилина»

Для современных детей самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Создание поде...

Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста интеллектуально-творческих способностей через игры Воскобовича.

Полноценное развитие интеллектуальныхспособностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе....