Использование методики «Пальчиковые шаги» в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Яковлева Марина Олеговна

       О важности развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте писали многие выдающиеся учёные современности.

       У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

       Опираясь на методическое пособие «Пальчиковые шаги», разработанной педагогом Еленой Юрьевной Тимофеевой мною были созданы «сенсорные дорожки». В работе были использовали различные виды материалов (фетр, пуговицы, бисер, бусины, атласные ленты и другие материалы для рукоделия).

       Авторы методики предлагают проводить работу с «сенсорными дорожками» в несколько этапов. Учитывая возраст детей в группе (2-3 года), я использовали первые два:

- На первом этапе происходит знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Дети учились слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребёнок может отхлопать или отстукать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда ребёнком усвоен ритм «шагов», можно переходить к работе с дорожками.

- Второй этап включает в себя знакомство с дорожками и работу с ними. Перед началом работы дети просто проводили пальчиками по дорожкам, ощупывали пальчиками различные материалы, которые были использованы при их изготовлении. Дальше дети учились самому лёгкому варианту «шагов» - указательным и средним пальцем.

       Использовать в работе с дошкольниками «сенсорные дорожки» можно в любом возрасте, постепенно усложняя задания, «шагать» остальными пальчиками в следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный палец и мизинец. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.        В дошкольном возрасте ...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие движений пальцев рук должно соответствовать возрасту ребёнка, тогда и речевое развитие будет в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развит...

Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...

Описание опыта работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Доказано, что игры с песком имеют большое значение для физического и психического здоровья, поэтому я решила использовать песок и в совместной деятельности с детьми в группе.В данном материале предста...

Сообщение (из опыта работы) «Использование личностно – ориентированной технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В сообщении говорится, что при использовании этой технологии происходит раскрытие индивидуальности ребенка, создаются комфортные условия для развития его личности и природных потенциалов...