Индивидуальный план повышения профессионального уровня
рабочая программа

Макарова Наталья Викторовна

Тема: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Цель: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие сенсорных эталонов вкуса, слуха, запаха, зрения и тактильных ощущений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план по самообразованию 2016-202127.52 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

с 2016-2021 гг.

Тема: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через

дидактические игры»

Цель: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие сенсорных эталонов вкуса, слуха, запаха, зрения и тактильных ощущений.

Задачи:

  • научить детей различать основные цвета;
  • познакомить детей с величиной и формой предметов;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности;
  • повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
  • развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
  • сплотить детский коллектив.

Ожидаемые результаты:

  • закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;
  • положительная динамика в математическом развитии детей;
  • совершенствование предметно-развивающей среды.

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Этапы работы.

План повышения профессионального уровня 2016-2017 гг.

  1. Информационно - педагогический блок.

Изучить книгу:

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 2005

Сентябрь

Изучить книгу:

- Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание № 2 – 2005

Октябрь

Изучить книгу:

- Сольцева О. Г. “Наши помощники - органы чувств” - “Ребенок в детском саду” № 3-2007

Ноябрь

Посещение городских методических объединений

В течении года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами

В течении года

  1. Работа с детьми

Развитие сенсорных эталонов цвета. Дидактические игры, направленные на развитие цветовосприятия.

Октябрь

Развитие сенсорных эталонов формы. Дидактические игры, направленные на развитие восприятия формы.

Ноябрь

Развитие сенсорных эталонов величины. Дидактические игры, направленные на развитие восприятия величины.

Декабрь

Диагностика уровня развития сенсорных способностей детей.

Развитие сенсорных эталонов вкуса. Диагностика по методике Л. Венгера «Проверяем сенсорные способности».

Развитие тактильных ощущений посредством песка и воды.

Развитие тактильной чувствительности стоп ног дошкольников.

Развивающий центр песка и воды.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений. Развивающее оборудование «Тактильная дорожка».

Январь

Развитие сенсорных эталонов обоняния.

Развитие сенсорных эталонов зрения. Упражнения и игры в развивающем центре «Территория запахов». Экспериментирование с водой.

Март

Опыт «Разноцветная вода».

Опыт «Прозрачность воды».

Развитие сенсорных эталонов вкуса.

Развитие тактильных ощущений дошкольников.

развитие сенсорных эталонов звука. Развивающие упражнения на развитие вкусо-различения.

Упражнения с развивающим оборудованием «Настенное панно»

Апрель

Упражнения на развивающем оборудовании «Тактильная стена».

Развивающие упражнения с использованием дидактического оборудования «Звукарик-шумовик».

Развитие сенсорных эталонов обоняния и вкуса. Развивающие игры и упражнения на развитие эталонов вкуса и запаха.

Май

  1. Работа с родителями.

Изучение уровня осведомленности родителей о сенсорном воспитании. Анкетирование.

Октябрь

Актуализация представлений о сенсорном воспитании и развитии. Папка – передвижка.

Декабрь

Обогащение представлений родителей о развивающей среде по развитию чувственного восприятия. Родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорика».

Февраль

Развивающие игры для дома.

Разработка авторских игр для развития сенсорных способностей: «Учимся мастерить».

Выставка дидактических игр по сенсорике, направленных на развитие эталонов чувственного восприятия.

Апрель

Оценка уровня сенсорного развития детей.

Отчет о проделанной работе за год.

Май

  1. Работа с педагогами

Анкетирование педагогов

Сентябрь

Консультация для педагогов «Сенсорное воспитание дошкольников»

Декабрь

Открытое занятие по сенсорному воспитанию «Вода и её свойства».

Февраль

Консультация для педагогов:

«Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка»

Апрель

План повышения профессионального уровня 2017-2018 гг.

  1. Информационно - педагогический блок.

Изучить книгу :

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 2000.

Сентябрь

Посещение городских методических объединений

В течении года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами.

В течении года

2. Работа с детьми

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка

Сентябрь

Специальные занятия по сенсорному воспитанию

Октябрь

Занятие по сенсорному воспитанию «Три волшебных цвета»

Ноябрь

Занятия по сенсорному воспитанию с развитием математических представлений «Спасение Царевны Лягушки»

Декабрь

Занятия  по сенсорному воспитанию «Кто быстрее?»

Январь

Занятие по сенсорному воспитанию  «Путешествие в страну Чувств».

Февраль

Занятие по сенсорному воспитанию «Путешествие по сказке»

Март

Занятие по сенсорному воспитанию «Сказка про тёплые и холодные цвета».

Апрель

Закрепление пройденного материала

Май

З. Работа с родителями.

Анкетирование родителей

Сентябрь

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Ноябрь

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течении года

Подготовить консультацию для родителей «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».

Январь

Папка- передвижка с фотографиями детей «Сенсорные игры».

Март

Оценка уровня сенсорного развития детей. Отчет о проделанной работе за год.

Май

4. Работа с педагогами.

Анкетирование педагогов

Сентябрь

Консультация для педагогов: «Удивительный мир сенсорной комнаты».

Декабрь

Открытое занятие по сенсорному воспитанию: «Поможем колобку и его друзьям-лесным гномикам».

Февраль

Консультация для педагогов: «Дидактическая игра, как средство сенсорного воспитания.

Май

План повышения профессионального уровня 2018-2019 гг.

1.Информационно- педагогический блок.

Изучить книгу:

Усова, Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005.

Сентябрь

Изучить книгу:

Шиффман Харви Ричард. Ощущение и восприятие: Пер. с англ./Х.Р. Шиффман.-5-е изд.-СПб.:Питер,2002.

Октябрь

Посещение городских методических объединений

В течении года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами.

Работа по требованиям ФГОС

В течении года

2.Работа с детьми

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.

В течении года

Дидактические игры на интеллектуальное развитие: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний», «Путаница? ».

Сентябрь-Октябрь

Дидактические игры на развитие внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».

Ноябрь-Декабрь

Дидактические игры на развитие восприятия и памяти: «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года? », «Кто не на месте? », «Рассмотри внимательно», «Найди предмет».

Январь-Февраль

Дидактические игры на развитие речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет? », «Разноцветный сундучок».

Март-Апрель

Закрепление пройденного материала.

Май

3.Работа с родителями.

Анкетирование родителей

Сентябрь

Конкурс подделок «Наш урожай».

Октябрь

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течении года

Подготовить консультацию для родителей «Создание условий для сенсорного развития детей в условиях семьи».

Ноябрь

Мастер-класс для родителей по изготовлению дидактического материала «Игры своими руками».

Март

Отчет о проделанной работе за год.

Май

  1. Работа с педагогами.

Анкетирование педагогов

Сентябрь

Консультация для педагогов «Работа в условиях реализации ФГОС по сенсорному воспитанию дошкольника».

Декабрь

Открытое занятие по сенсорному воспитанию « В заколдованном лесу».

Февраль

Отчет о проделанной работе по сенсорному воспитанию детей в группе.

Май

План повышения профессионального уровня 2019-2020 уч. год.

1.Информационно- педагогический блок.

Изучить книгу: Высокова Т. П.

«Сенсомоторное развитие

детей раннего возраста». - Волгоград,

2011.

Сентябрь

Изучить книгу: Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013

Октябрь

Посещение городских методических объединений

В течении года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами.

Работа по требованиям ФГОС .

В течении года

2.Работа с детьми

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.

В течение года

Проведение игр:

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек»;

«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку);

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани);

 «Найди пару»(предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).

Сентябрь-Октябрь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Найти предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов по форме похожих на заданную форму);

«Найти предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки);

«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур).

Ноябрь-Декабрь

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:

«Сравни предметы по высоте»;

«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной);

«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка);

«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера);

«Дальше-ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие дальше).

Январь-Февраль

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

«Какого цвета не стало?»;

«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый предмет для предмета);

«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом);

«Какие в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки, цвета использованы?» ( показывая изображения предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающие цветовые оттенки).

Март-Апрель

Закрепление пройденного материала

Май

З. Работа с родителями.

Проведение консультации для родителей «Адаптация ребенка к условиям ДОУ» и «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Октябрь

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Ноябрь

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течении года

Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей».

Январь

Отчет о проделанной работе по сенсорному воспитанию детей в группе.

Май

4. Работа с педагогами.

Анкетирование педагогов

Сентябрь

Презентация «Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста».

Декабрь

Открытое занятие по сенсорному воспитанию «Потерянные бусы».

Февраль

Консультация для педагогов: Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр».

Май

План повышения профессионального уровня 2020-2021 уч. год.

1.Информационно- педагогический блок.

Изучить книгу: Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2009. 

Сентябрь

Изучить книгу: Венгер Л.А.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.

Октябрь

Посещение городских методических объединений

В течение года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами. Работа по требованиям ФГОС .

В течение года

2.Работа с детьми

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка

В течение года

«Бегите ко мне!» - учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение), развивать внимание.

«Разложи по коробочкам» - учить находить предмет определенного цвета по образцу (шарики, бусинки, пуговицы).

«Четвертый лишний» - закреплять знания цветов.

Сентябрь-Октябрь

Форма предметов:

Зрительное восприятие формы - знакомство с эталонами плоских геометрических фигур;

Эталоны геометрических форм - знакомство с названиями и использованием различных фигур.

Ноябрь-Декабрь

«Разложи фигуры по местам!» - познакомить с плоскими геометрическими формами - квадратом, кругом, треугольником, овалом; учить подбирать нужные формы разными методами.

«Веселый поезд» - познакомить с плоскими геометрическими формами - квадратом, кругом, треугольником, овалом; учить подбирать нужные формы разными методами.

«Катится - не катится» - познакомить с объемными геометрическими телами - кубом и шаром.

Январь

«Фигуры играют в прятки» - познакомить с объемными геометрическими телами - кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

«Почтовый ящик» - познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы.

«Башни «- познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм Количество предметов.

«Один - много» - познакомить с количеством на базовом уровне.

«Полное - пустое» - научить определять количество различных жидкостей, которое определяется на глаз.

«Зайцы и лисы» - учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание.

«Собираем шишки» - учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.

«Песочница» - учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, одинаково.

«Наполни кувшин» - учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много.

Февраль

Март

Апрель

Закрепление пройденного материала

Май

З. Работа с родителями.

Анкетирование родителей.

Сентябрь

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Ноябрь

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года

Консультация для родителей «Сенсорные игры в детском саду».

Март

Отчет о проделанной работе по сенсорному воспитанию детей в группе.

Май

4. Работа с педагогами.

Анкетирование педагогов

Сентябрь

Консультация для педагогов: «Сенсорное развитие дошкольника в познавательной практической деятельности».

Декабрь

Открытое занятие по сенсорному воспитанию: «Волшебный мешочек».

Февраль

Консультация для педагогов: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя.

Данный материал содержит информацию о повышении профессионального уровня воспитателя....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Методическая тема: «Формирование у детей эстетической культуры, духовности и развитие художественного творчества»...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя коррекционного учреждения Ибатуллиной Любовь Семеновны 2011-216 гг.

Данный план поможет учителям, воспитателям составить собственный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Тема «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста».Цель: 1.Выявление структуры способностей дошкольников к математическим видам деятельности, формирования элементарных математическ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...