«Программа комплексных мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Степченкова Жанна Валерьевна

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.  Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Программа комплексных мероприятий по ознакомлению детей с родным городом  определяет цели, задачи,  содержание образовательного процесса с позиций приоритетных направлений дошкольного образования в РФ, системного подхода к их решению, обеспечения воспитанникам  всестороннего гармоничного развития. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx95.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Звёздочка»

                                                                                                   

Принята на заседании                                                                                 Утверждена

педагогического совета                                                                             приказом по МБДОУ

протокол  № 1                                                                                            «Детский сад «Звёздочка»»

от 25.08.2015 г.                                                                                            от 31.08.2015г. № 83

 «Программа комплексных мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом»  

Автор:  Степченкова Ж.В.

                 


                                                                                 

Маленькая Родина всё равно большая,

ведь она единственная.

Ж. Ренар

1. Пояснительная записка

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста  

Рабочая Программа комплексных мероприятий по ознакомлению детей с родным городом  муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Звёздочка» определяет цели, задачи,  содержание образовательного процесса с позиций приоритетных направлений дошкольного образования в РФ, системного подхода к их решению, обеспечения воспитанникам  всестороннего гармоничного развития.  Данная программа разработана для возрастной категории детей от 6 до 8лет.

Программа комплексных мероприятий по ознакомлению детей с родным городом разработана   в соответствии с:

• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 - 13» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 15.05 2013 года № 26, зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 29.05.2013, регистрационный № 285674);
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  •  «Федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г., зарегистрирован в  Министерстве юстиции РФ 14.11.2014г.,ргистрационный №30384);
  • Основной образовательной программой, в основе которой взята примерная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;  

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.  И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.  Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

2. Актуальность.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего им является тот город, где человек родился, где промчалось его детство. Причем ему вовсе не обязательно быть столицей или областным городом. Он может быть тихим городком,  как наш город Рославль и в то же время являться самым любимым городом

Мы хотим, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Эта программа посвящается Рославлю - городу, который является Родиной наших воспитанников.

3. Проблема

Наблюдая за детьми, мы увидели,  что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми,  убедились в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города. Родители мало рассказывают детям об истории города, о его достопримечательностях. Анкетирование показало, что они  имеют не достаточно знаний о своей малой родине, поэтому не могут стать источником информации для своих детей.

Поэтому необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного города.

С этой целью была разработана авторская «Программа комплексных мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом».  Освоение программы возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников, а также при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём.

Возрастная категория (6-8 лет)

Сроки реализации -1 год

Занятия проводятся 1 раз в неделю,  с сентября по май

4. Цель и задачи программы

Цель: формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с прошлым и настоящим родного города. Приобщение детей к культуре и традициям народа

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

Задачи:
1) дать детям, доступные детскому восприятию, сведения об истории зарождения города
2) расширять представления детей о достопримечательностях своего города и его исторических памятниках
3) воспитывать любовь к родному городу

4) углубление знаний детей  о предприятиях нашего города

5) знакомство детей с почётными гражданами города

6)  организация экскурсий, целевых прогулок, создание развивающей среды в группе

7) наличие художественной литературы для детей, формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, традициям

5. Содержание работы по ознакомлению детей с родным городом

Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память. Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу.

Взрослые должны рассказать о городе, показывать его. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями. Дети вместе с взрослыми совершают экскурсии к достопримечательностям, памятникам города, знакомятся с творчеством  знаменитых людей.

 Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

-люди берегут и охраняют природу;

-есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду. Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста характерны  кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия по ознакомлению с окружающим миром, музыкой,  изодеятельностью.

В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

6. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

7. Особенности организации образовательного процесса

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом учитывались следующие принципы.

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удалённость тех или иных событий.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе,  с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовую программу  комплексных занятий. Содержание краеведческого материала определяется с учётом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Рославля. Активная позиция старших дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребёнку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов

Интеграция краеведческого содержания с другими разделами состоит в следующем:

* участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

* обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, а чего нельзя делать на улицах города», и др.)

* участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);

* развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам)

* участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине; коллекционирование открыток, картинок, символов, значков;

* обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей - горожан;

* участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, социальные акции)

Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:

•административно-управленческом: построение системы краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования;

•организационно-методическом: методическое сопровождение краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и т.д.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учёта интересов;

•воспитательно-образовательном: деятельность педагога включает:

– отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребёнка, его возрастными особенностями и интересами;

– обогащение развивающей среды материалами о Рославле (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.);

– согласование тематики занятий по ознакомлению с Рославлем с тематикой других занятий;

– создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом: предоставление детям возможности проявить своё творчество;

– обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

– диагностику изменений в его развитии.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в нашем дошкольном учреждении была представлена следующим образом: семья – детский сад – родная улица, район – родной город – страна.

Перед нами была поставлена задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Необходимо было показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основании тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-эстетические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие дети могут поделиться с младшими опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, сделать подарки для них и т.п. Так создаётся детское сообщество.

Опыт работы по «Ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом» свидетельствует: занятия по ознакомлению с городом следует проводить один – два раза в месяц, а предлагаемая модель позволяет увидеть этапы познания города ребёнком, а также определяет тематические блоки работы с детьми:

1.        Труд взрослых.

2.        Отдых и спортивная жизнь.

3.        Природа .

4.        Культура поведения в городе.

5.        Защитники города.

6.        Почётные граждане города.

7.        История города.

8.        Достопримечательности Рославля.

При работе с предлагаемой моделью необходимо учитывать, что «круг тем» подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребёнком за счёт рассматривания дома, улицы, района, города с новых позиций и установления новых связей с тематическими блоками путём обогащения их новым жизненным опытом ребёнка. При повторном возвращении к материалу краеведческое содержание постепенно наполняется новыми понятиями, смыслами и ценностями.  

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

•Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему .

•Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

•Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

•Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

•Формировать умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Опираясь на парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва), методическое пособие Е.К. Ривиной «Герб и флаг России», «Российская символика», Н.В. Алёшиной «Знакомим дошкольников с родным городом», перед дошкольным учреждением были поставлены следующие задачи:

•сформировать у детей понятие о своём «Я», о том, что каждый человек – уникальная личность со своими отличительными чертами характера;

•дать представление о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые;

•обогатить знания детей о родном крае («малой родине»), Родине – стране, дать знания о символике нашего государства.

Мы стали знакомить детей с историей родного города: почему город возник именно на этом месте, объясняли названия улиц, показывали репродукции памятников, организовывали экскурсии. Одно из занятий было посвящено знакомству с гербом родного города. Но сначала рассказали детям о том, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, что на них изображалось. Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города проводили в определённой последовательности, с постепенным усложнением:

– история возникновения города,

– история названия улиц города,

– здания города,

– знакомство с людьми, прославившими наш город,

– места отдыха жителей города.

Самым сложным в работе по знакомству с родным городом является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов очень мало. В своей работе мы пользовались методическими рекомендациями Н.В. Алёшиной.

•        Рассказ сопровождается наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками.

•        В процессе рассказа обращались к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, дать возможность попробовать догадаться самому.

•        Не называли дат, т.к. они затрудняют восприятие материала. Использовали в своей речи такие выражения: «Это было давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы», или «Это было очень – очень – очень – давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете».

•        Использовали доступную для детей лексику, объясняли значение незнакомых слов.

Диапазон объектов, с которыми мы знакомили старших дошкольников, достаточно широк: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняли, в честь кого они воздвигнуты. Нами проводились экскурсии по городу, на природу, планировались наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинал осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большое значение в нравственно-патриотическом воспитании имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, детям объяснялись такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно было подвести детей к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим своё Отечество, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях годов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приёмы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Необходимо приучать детей самостоятельно анализировать, то что они увидели, делать обобщения, выводы. Можно ребятам предложить найти ответ в иллюстрациях, книгах, спросить у родителей.

Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к данной теме. Кроме того, целесообразно объединять в одну тему занятия не только по развитию речи, но и по ознакомлению с природой, музыкой, продуктивными видами

деятельности 

8. Методы и приёмы реализации программы:

Учитывая предпочтения детей в познании скульптурного облика города, его функции привлекать дошкольников к рассматриванию иллюстративного материала, слайдов отображающих основные функции родного города, сооружения архитектуры и скульптуры (защитно-оборонительная , торговая, промышленная, функция отдых и развлечения).

Поддержать проявления интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании. Рассказать детям сюжетные истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций.

        Использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений и их частей (например, площади), прорисовывать и размещать архитектурные сооружения на детализированной карте города, принимать участие в играх в «город-мечту» (что могло бы здесь находиться и происходить).

Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы стимулировать проявление любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию). Стимулировать выдвижение детьми гипотез и предложений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значение символов в городской среде.

        Вовлекать детей в игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.

        Включать детей в игры-экспериментирования и исследовательскую деятельность, позволяющую детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде. Подводить к пониманию значения в городской среде разнообразных элементов.

Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности.

Стимулировать детей к собиранию коллекций, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей).

        Организовывать участие детей в жизни родного города: традициях, праздниках, содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в событиях городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городской акции «Посади дерево» и пр.

9. Работа с родителями

В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

10. Планируемые результаты освоения программы детей 6 – 8 лет

В результате проведения занятий по ознакомлению детей с родным городом  у воспитанников сформируются:

 1. Сознательное отношение к культурным и природным ценностям родного края, как составляющей нашей Родины.

2.   Повысится познавательный интерес к родному городу, его истории, жизни.

3. Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города; символику города, его достопримечательности.

У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

4. Речь детей станет ярче, выразительнее, обогащается словарный запас, возрастет речевая активность детей в повседневной жизни.

5. Родители активно будут принимать участие в фотовыставках, конкурсах, экскурсиях о родном городе.

Анализ работы позволяет сделать вывод: данное планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о семье, родном городе, крае, в котором они живут. Отдельные темы были приурочены к конкретным события и праздникам, что обеспечило связь с общественной жизнью Рославля.

Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.

11. Предметно - пространственная развивающая среда:

   Уголок по краеведению в группе «Мой любимый город Рославль»:

 макеты,  картины, альбомы, иллюстрации, дидактические игры (разработаны и созданы педагогами группы),карты; исторические документы, фотографии; аудио, видео версии сказок; методическая, краеведческая, художественная литература; буклеты, наборы открыток.  

Диагностика детей проводится 2 раза в год (в середине и в конце года)

12. Комплексно-тематический план работы по ознакомлению с родным городом

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Наша родина в России

Цель: Уточнить знания детей о том, что у нашего города есть имя; как оно появилось; прививать чувство гордости за него.

- беседа «Имя города»

- чтение стихов о Смоленщине

- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

- просмотр видеофильма «Русская изба»

Октябрь

Мой город, дороже которого нет

Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город.

- прогулки по городу Рославлю,

-просмотр презентаций о городе Рославль

Выставка детских рисунков «Мой любимый город»

- изготовление альбома совместно с родителями «Мой город – моя судьба»,

- чтение стихов о родном городе, прослушивание песен

- дидактическая игра «Достопримечательности города Рославль»

Ноябрь

История возникновения города

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

- изготовление альбома «Природа моего края»,

-стенгазета  «Старинный и новый Рославль»

- экскурсия – беседа,  в которой определяется понятия «история», «древность», «археологические находки»   и т.д. (краеведческий музей)

Декабрь

Символика города

Знакомство с государственной символикой.

Герб. Флаг. Гимн России. Герб Рославля.

Цель: познакомить с символикой Рославля и Смоленской области

- чтение стихов о Родине,

- прослушивание песен,

- закрашивание изображения герба Рославля

- Знакомство с гербом города

- знакомство с символикой Смоленской области

- дидактическая игра «Символика Рославля

- рисование «Нарисуй герб семьи»

Январь

Известные люди города

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Рославля, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

- Беседа «Знаменитые земляки: Татьяна Николаевна Бакланова, поэтесса,   член Союза российских писателей, Михаил Николаевич Сотников, художник, Величкин Владимир Иванович. Директор ЦРТДиЮ, Почетный гражданин города

Февраль

Кто такие саамы и где они живут

- обзорная экскурсия в краеведческий музе, раскрывающая понятия «музей», «экспонат», «экскурсия», «макет»

Экскурсия в Рославльский исторический музей

 

Март

Предприятия родного города

Цель: познакомить с предприятиями Рославля, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессия

- дидактическая игра «Чей логотип»,

- дидактическая игра «Предприятия Рославля»

- Беседа о важности всех профессий

- приглашение в группу родителей интересных профессий

Экскурсия на предприятие (АМО ЗИЛ завод; Рославльская  центральная библиотека )

Апрель

Вот моя улица

Цель: продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, улице, жилым домам; закреплять знания домашнего адреса, дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

- экскурсия по городу,

- знакомство с улицами:

Дидактическая игра «»Путешествие по городу

 

Май

Боевая слава города

Цель: Познакомить с памятными местами города Рославля; воспитывать чувство благодарности к вете- ранам Великой Отече- ственной войны, любовь к родному городу.

- изготовление праздничных открыток,

- встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей),

- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Экскурсия к Вечному огню

В ходе реализации «Программа комплексных мероприятий по ознакомлению детей с родным городом» были проведены следующие мероприятия:

* Наблюдение

* Рассматривание картин, слайдов

* Беседы

* Встречи с интересными людьми

* Продуктивная деятельность детей

* Праздничные мероприятия

* Экскурсии в музей, в библиотеку. Целевые прогулки по городу

* Организованное обучение

* Создание альбома и беседа на тему «Старый и новый город».

* Просмотр слайдов и видеоматериалов.

* Беседа «Предприятия города».

* Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».

* Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Город, в котором я живу».

* Знакомство детей со знаменитыми гражданами города

* Экскурсия в Центральную библиотеку г. Рославль;  в Рославльский музей. Целевые прогулки по городу

*Прослушивание и заучивание стихотворений о г. Рославль.

* Музыкальная  развлекательная викторина  «Мой город».

*Совместная и самостоятельная деятельность: изобразительная деятельность («Мой город», «Достопримечательности города»; конструирование «Наш город», «Наш любимый детский сад»). Игровая деятельность;   сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Экскурсия по городу»; дидактические игры: «Расскажи про свой город»,  «Собери герб и расскажи о нем», «Предприятия города», «Достопримечательности города».

* Предметно-пространственная развивающая среда: Уголок по краеведению в группе.

Приложение №1

13. План работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию

Формы работы

Содержание работы

Сроки

проведения

Анкетирование и вопросы

Планирование   работы с родителями

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

Сентябрь

Родительские собрания

Доклады

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников»

«Воспитание юного патриота в семье»

 «Экскурсии с детьми по городу»

Экскурсия в Рославльский исторический музей

Экскурсия на предприятие (АМО ЗИЛ завод; Рославльская  центральная библиотека )

Октябрь

Март

Февраль

Март

Заседания круглого стола

«Патриот воспитывается с детства»

Участие родителей в групповых занятиях «Семейные реликвии»

Ноябрь

Май

Привлечение родителей к участию в деятельности группы

Совместная деятельность детей, родителей,   педагогов

Альбомы:

 «История родного города»

 «Памятные места в городе Рославль»

«Наши папы в армии»

Встречи с интересными людьми:

-инспектор ГБДД;

-пожарный;

-ветераны войны.

Сентябрь –

- Ноябрь

Февраль

Декабрь

Апрель

Май

Участие в организации выставок

«Героям - слава!»,

«Подарок ветерану»

Февраль

Апрель

Наглядная педагогическая информация

Педагогическое просвещение родителей Памятки для родителей

«Известные люди о воспитании любви к Родине»

«Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду»

«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Сентябрь

Январь

Апрель

ежемесячно

Консультирование

Выставки детских работ

Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей

«Как научить детей охранять природу»,

«Вместе с ребенком смотрим телепередачи о родном городе»

В течении года

Ноябрь

Март

Анкета для родителей

  1. Часто ли, Вы,  вместе с детьми бываете на прогулках или экскурсиях в своем городе?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Посещаете ли Вы вместе с детьми музеи, выставки, посвященные родному городу? Как часто? Какие?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Бываете ли Вы вместе с детьми в парке города? Какие любимые места отдыха Вашей семьи Вы можете назвать.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Что лично Вашей семье дала работа, проводимая детским садом по ознакомлению с родным городом? (Улучшение микроклимата в семье, более тесный контакт с ребенком, появление общих интересных тем в беседах с детьми, более обширные знания о городе, в котором живете и т.д.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что бы Вы могли пожелать воспитателю,  работающему с детьми по теме?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №2

  1.  ДИАГНОСТИКА

Контрольные задания для определения уровня сформированных  знаний о  родном городе   у детей 6-7 лет; автор Е. Г. Юдина, педагогическая диагностика, М. 2002г.

Задание 1. «Мой родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родной городе. (знать название   своего города, района, домашний адрес. Называть архитектурные достопримечательности города:  храм Спасо-Преображенского монастыря,  Церковь Александра Невского,  Здания бывшей городской Думы и гимназии, Казанская церковь, Бывшее здание земского склада.

Предварительная работа:  Беседы, ООД, экскурсии.

Оборудование: дидактическая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без особого труда называет название города, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес,

достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний гербе родного города.  

Материалы:   Герб города Рославля.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание герба  города Рославля

Оценка результатов.

 Высокий уровень (3 балла).

 Ребенок правильно  называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Рославльского герба.  Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах герба.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется  рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3.  «Природа родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего города.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Остёр».

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какие реки протекают в нашем городе? Их название? Какая рыба водится в реках? Какая растительность растет по берегам рек?

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 4 «Личностное отношение к родному городу».

Цель: Определить   отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Рославль?

- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музей нашего города?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Общий итог:

Высокий уровень (10-12 баллов)

Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности,  родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает герб города Рославль, может объяснить символику герба; называет народные праздники,  предметы быта; называет природные богатства родного края.

Средний уровень (6-10 баллов)

Знает название   города, свой домашний  адрес;  герб города Рославль; затрудняется назвать достопримечательности,   улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта.  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

 Низкий уровень (2-6 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Результаты освоения программы детьми 6-8 лет

В результате проведения занятий по ознакомлению детей с родным городом  у воспитанников сформировались:

 1. Сознательное отношение к культурным и природным ценностям родного края, как составляющей нашей Родины.

2.   Повысился познавательный интерес к родному городу, его истории, жизни.

3. Дети знают и называют свой город, предприятия родного города; символику города, его достопримечательности.

У детей сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

4. Речь детей стала ярче, выразительнее, обогатился словарный запас, возрасла речевая активность детей в повседневной жизни.

5. Родители активно  принимали участие в фотовыставках, конкурсах, экскурсиях по родному городу.

Анализ работы позволил сделать вывод: данное планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о семье, родном городе, крае, в котором они живут. Отдельные темы были приурочены к конкретным события и праздникам, что обеспечило связь с общественной жизнью Рославля.

Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.

Диаграмма освоения программы

                                                                                                 

15. Программно – методический комплекс

1.        Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.

2.        Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.

3.        Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.

4.        Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

5. Голик И.В. Модифицированная программа «Детство с родным городом»

  • Анкетирование

и опросы

  • Родительские

собрания

  • Заседания

«Круглого стола»

  • Дни открытых

дверей

  • Привлечение

родителей к участию в деятельности группы                                        

  • Наглядная

педагогическая информация

  • Консультирование

Планирование   работы с родителями

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей;

Доклады:

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников»

«Воспитание юного патриота в семье»

«Патриот воспитывается с детства»

«Экскурсии с детьми по городу»

Участие родителей в групповых занятиях «Семейные реликвии»

Совместная                      деятельность детей, родителей и педагогов Альбомы:

 «История родного города»

 «Памятные места в городе Рославль»

«Наши папы в армии»

Встречи с интересными людьми:

-инспектор ГБДД;

-пожарный;

-ветераны войны.

Участие в организации выставок

«Героям - слава!»,

«Подарок ветерану»

Педагогическое просвещение родителей Памятки для родителей

«Известные люди о воспитании любви к Родине»

«Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду»

«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Выставки детских работ

Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей

«Как научить детей охранять природу»,

«Вместе с ребенком смотрим телепередачи о родном городе»

сентябрь

октябрь

март

ноябрь

февраль

май

Сентябрь  -Ноябрь

Февраль

декабрь

апрель

май

февраль

апрель

сентябрь

январь

апрель

ежемесячно

в течение года

ноябрь

март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом

Конспект занятия в старшей группе .Красногорск. Достопримечательности Красногорского района....

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в различных видах деятельности

Статья предназначена для воспитателей дошкольно - образовательных учреждений. В ней раскрывается система работы по ознакомлению  дошкольников с городом в котором они живут через различные виды де...

Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом"

Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом"...

Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С  РОДНЫМ ГОРОДОМ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4755066"...

Опыт работы на тему "Использование макетов-модулей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом"

Уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелась бы поделиться опытом своей работы по теме «Использование макетов–моделей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом».Актуальность Актуа...

Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...