Статья на тему: Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения
статья

Яковлева Марина Федоровна

Статья на тему: Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения».

       Зрительное восприятие у детей с нарушением зрения отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Зрительные представления у наших детей менее четкие и яркие, чем у нормально видящих сверстников. Часто зрительные представления искажены.

Поэтому определенное значение приобретают коррекционные занятия, на которых мы учим детей зрительно выделять признаки окружающих предметов и явлений, анализировать и обобщать их, т.е. пользоваться своим зрением осознанно.

Даже если у ребенка небольшое нарушение зрения, его восприятие окружающего мира отличается от восприятия детей с нормальным зрением. Педагоги, работающие с такими детьми, предлагают детям такие игры и задания, которые заставляют их активно вглядываться, искать, находить, называть, подбирать геометрические формы, цвета, заданные величины.

       Современные требования к развивающему обучению дошкольников диктуют необходимость создания таких форм игровой деятельности, при которой сочетались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. На наш взгляд, логические блоки Дьенеша – это тот познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям.

       В играх с блоками дети с нарушением зрения развивают цветовое восприятие и остроту зрения, формируют представления о сенсорных эталонах, совершенствуют   пространственную ориентировку. С помощью этих игр дети успешно   овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

       Хорошо развивают зрение и поиск ребенком различий между двумя, казалось бы, одинаковыми рисунками, а также задания типа «Что перепутал художник?», «Что художник забыл нарисовать?» и т.п.

      Если у ребенка астигматизм, косоглазие или ребенок носит окклюзию, то у него естественно нарушен зрительный контроль за движением руки, детям сложнее рисовать, вырезать, лепить.

Для того, чтобы автоматизировать взаимодействие руки и глаз, мы используем упражнения, которые можно выполнять и дома: обводка через кальку. Здесь важно учитывать возраст ребенка, малышам предлагать простые предметы (мяч, огурец, яблоко и т.п.), а детям постарше – более сложные.  

       Различные мозаики, конструкторы развивают не только мышление детей, но и их зрительные функции, т.е. заставляют ребенка подбирать деталь строго по образцу, по размеру, по цвету, сравнивая с образцом зрительно, развивают у ребенка самоконтроль.

      Нашим детям необходимо развивать мелкую моторику, т.е. развивать мышцы руки и пальцев. Для этого полезны такие занятия, как плетение из бумаги, проволоки; нанизывание бус, вышивание и т.п.

      С детьми, у которых более сложные нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость высокой степени, атрофия зрительного нерва и др.) мы стараемся видеть и глазами, и руками, т.е. ощупываем, осматривая каждый предмет, надавливаем, стучим, нюхаем, т.е. получаем информацию о предмете всеми возможными способами.

     Предлагаем вам игры, которые можно организовать с ребенком дома. Они не требуют больших материальных затрат и будут полезны для развития зрения ребенка:

      «Прищепки» - потребуется картон и прищепки. Из картона вырезать различные фигуры

(солнце, цветок, ежик и т. д.) и украсить их, прикрепляя прищепки по краям. Если прищепок много и они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.

Эта игра развивает мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию.

      «Пуговицы» - смешать несколько различных комплектов пуговиц и предложить ребенку их рассортировать: выбрать, например, все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т.п.

- Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья «башенка» будет выше.

- Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например, красная – белая – красная – белая. Пусть ребенок продолжит ряд.

   Все эти игры развивают зрительное внимание, мелкую моторику рук.

       «Фигурные таблицы» - можно купить или сделать самостоятельно таблицу, в клеточках которой вразнобой нарисованы разные геометрические фигуры.

Задача ребенка – в каждой из фигур нарисовать определенный простой знак (в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.).

Это упражнение развивает способность переключать внимание.

      «Корректор» - для этой игры понадобится текст из газеты или журнала с достаточно крупным шрифтом. Попросите ребенка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «О». Обязательно проверьте, подсчитайте ошибки, запишите результат. Выполняя это упражнение, меняйте буквы.

Можно усложнить, предложив все буквы «О» вычеркнуть, а буквы «С» - обвести или вычеркнуть каждую вторую букву «А» и т.д.

Ребенку будет интереснее, если взрослый на своем тексте будет выполнять то же самое задание. Потом проверить друг друга.

       «Лабиринты» - сначала проходим лабиринт пальчиком или карандашом, а потом только глазками. Это упражнение развивает прослеживающую функцию глаз и зрительное внимание.

    Все эти игры и упражнения стимулируют, активизируют и развивают зрение ребенка. Полезна также любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится, т.е. игрушка, которая двигается. Она будет способствовать развитию подвижности глаз детей. Полезны и любые игры с использованием мяча.

    Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению какой-то определенной цели.  Чтобы эта цель была достигнута, и занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению. Стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет.

Позвольте себе ошибиться и дайте ребенку возможность обнаружить вашу ошибку. Это придаст ребенку уверенность в себе и своих силах.

В игре вызывайте ребенка на разговор, чтобы он называл свои действия и признаки предметов, с которыми вы играете.

Не затягивайте игру. В тот момент, когда вы замечаете, что внимание и интерес ребенка начинает угасать, скажите ему, что он хорошо позанимался и сегодня просто молодец, а игру нужно убрать до следующего раза. Таким образом, игра не надоест ребенку, с ней не будет связано негативных эмоций.

            Успехов вам в общении с ребенком!

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.

В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Статья: «Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения».

Статья: «Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения»....

Из опыта работы «Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания»

Данная статья адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения. Мы представляем наш опыт сотрудничества инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя по ...

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Консультация «Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания»

Данная статья адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения. Мы представляем наш опыт сотрудничества инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя по ...