Консультация для педагог «В детский сад совсем не страшно!» (Младшая группа)
консультация (младшая группа)

Яковлева Юлия Викторовна

повышение уровня психологической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Подготовила воспитатель Яковлева Ю.В.

«В детский сад совсем не страшно!»

(Младшая группа)

Цель: повышение уровня психологической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Адаптация ребёнка к детскому саду - непростой процесс для всех его участников: самого ребёнка, его родителей и воспитателей.

Как действовать родителям  и педагогам, чтобы помочь ребёнку приспособиться к новым условиям, выработать позитивное отношение к садику, сохранить бодрость и здоровье, стать успешным и счастливым в своей дошкольной жизни?

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребёнка, — это отрыв от матери и оставление ребёнка одного с незнакомыми детьми и чужим, незнакомым взрослым. Ведь до сих пор, оказываясь в повой ситуации, ребёнок получал поддержку матери, её присутствие укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт. А теперь?..

Следует учесть и то, что у ребёнка младшего дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками только формируется. Из-за неумения договориться и несформированности навыков совместной игры часто возникают конфликты. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление и, как результат, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слёзы, истерики, психосоматические заболевания.

Когда ребенок поступает в детский сад, начинается новая, более самостоятельная жизнь ребенка. Малыш попадает не просто в новые условия, а новую психологическую атмосферу. Нельзя сказать, что существует единый подход ко всем детям во время адаптации. Каждый ребенок своеобразен. Каждому ребенку нужен индивидуальный подход. У кого-то адаптация проходит быстро и легко, а у кого-то долго и тяжело.

Для того, чтобы удачно провести адаптацию детей в ДОУ нужно провести предварительную работу с родителями. Объяснить родителям, что у ребенка начинается важный период жизни. Он входит в социальное общество – Детское дошкольное образовательное учреждение. Что для этого нужно?

В первую очередь, соблюдение тех правил и норм, которые уже есть в данном учреждении. Это, прежде всего, режим дня. Он одинаков для всех. Соблюдение режима дня облегчает адаптацию ребенка (привыкание ребенка к режиму в группе).

Второе – это регулярное посещение. Ребенок четко знает, что посещать детский сад надо ежедневно. Это тоже облегчает адаптацию.

И третья составляющая успеха – это положительный настрой родителей. Без этого положительная адаптация ребенка нереальна. Если родители настроены настороженно, чего-то опасаются, это отрицательно сказывается на эмоциональном фоне ребенка.

C 2 до 3 лет — это самый непростой период. С одной стороны, ребенок начинает отделяться от мамы, с другой – боится отпускать ее (ведь без мамы он уже не такой «сильный»). Малышу хочется побольше узнать об окружающем его мире, но как это сделать самому? Выход один – рискнуть расстаться с мамой хотя бы ненадолго. Для ребенка это выбор непростой. А если мама тоже не готова к «отделению», проявляя чувства повышенной тревоги за него, то любое расставание может быть очень тяжелым.

В любом случае, перед тем как отделиться от матери, ребенок будет «цепляться за нее» больше и чаще, чем раньше. И не всегда это бывает связано с разлукой – просто настал период отделения, когда ребенок почувствовал, что часть ответственности ему придется брать на себя.

Как помочь малышу?

Что мы взрослые можем сделать, чтобы он легче пережил разлуку?

Что делать воспитателям, чтобы не видеть каждый день глаза, полные слез, и не наблюдать истерики?

Вашему вниманию хочу предложить несколько простых, но полезных советов, которые надеюсь, помогут вам и вашим воспитанникам.

Ребенок утром долго плачет во время расставания с родителями? Что делать?

Когда ребенок плачет, во время расставания он испытывает чувство эмоциональной незащищенности. И чем ребенок младше, тем это чувство сильнее. Для полноценного развития ребенку необходимы постоянное эмоциональное тепло и любовь близких. Чем можно помочь? Что можно сделать?

— Можно придумать что-то вроде ритуала — поцеловать в щечку и помахать ручкой. Прощаться нужно быстро, без долгих расставаний;

— Интересной выручалочкой может стать «ключ от дома». Возьмите ненужный ключ и отдайте его ребенку как ключ от дома. Кроха будет его рассматривать как залог того, что родители за ним обязательно вернуться;

— Дайте ребенку какую-то свою вещь. Например, повяжите девочке ваш шарфик или заколите вашу невидимку, заколку для волос. Мальчику положите в кармашек платочек от вас или что-то подобное. А возможно, и разрешите взять ребенку с собой ваше фото.

Что делать, чтобы плач во время расставания с родителями не перерос в страх?

  1. Задолго до прихода ребенка в детский сад начинайте вместе с родителями готовить его к общению с чужими незнакомыми взрослыми и детьми, а для этого в группе детского сада можно организовать «Адаптационные встречи». Наблюдайте за ребенком – как он ведет себя в подобных ситуациях, помогайте ему налаживать контакты с другими людьми, обучайте «волшебным словам» общения: «Как тебя зовут?», «Во что ты играешь?», «Смотри, что у меня есть!», «Давай играть вместе!» Если ребенок плохо говорит, говорите за него, давая образец поведения.
  2. Играйте вместе с детьми, можно попробовать такую игру «Волшебный ковер». Выберите в группе удобное место, где было бы удобно рассказывать забавные истории. Положите там маленький плед и назовите его «волшебным ковром». Сядьте на него вместе с детьми. Пусть малыши закроют глаза и представят, что он отправляется в страну чудес. Конечно, дети должны быть одним из героев сказки. Начните со слов: «Сегодня наш ковер-самолет полетит…» После этого пусть кто-нибудь из детей продолжает фразу, выбирая место, куда направится волшебный ковер. Это может быть Диснейленд, Африка, Марс или зоопарк. Пусть дети сами пофантазируют. Продолжайте «путешествовать» до тех пор, пока малыши не успокоятся. Сделайте так, чтобы волшебный ковер, возвратившись, опустился прямо в группу, а затем сверните его до следующего вечернего путешествия. Дети очень любят игры типа пряток, так как именно они помогают преодолевать страх разлуки, показывая, как кто-то исчезнувший появляется. Хорошо бы проигрывать с малышом посредством кукол или мягких игрушек ситуацию ухода родителя из дома.

Хочу так же сказать о том, что нередко замечала, что с папами детки расстаются гораздо легче и быстрее, нежели с мамами, никаких истерик и слез.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — то это верный знак того, что он освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для педагога, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему, преодолевать трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Организация здоровьесберегающего пространства в младших группах".

«Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину.Как же воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимо...

Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в младших группах"

Особенности организации  предметно-пространственной  среды в младших группах...

Консультация для педагогов "Как организовать самостоятельную деятельность в первой младшей группе детского сада"

Реализация образовательных целей, стоящих перед педагогическими коллективами детских садов, возможна при методически продуманной комбинации двух типов деятельности детей: совместной (с ...

Консультация для педагогов "Экспериментирование, наблюдения и опыты во 2 младшей группе"

Консультация для педагогов "Экспериментирование во 2 младщей группе"...

В детский сад совсем не страшно.

Повышение уровня психологической грамотности педагога в вопросах адаптации детей раннего возраста в условиях детского сада...

Консультация для родителей в детском саду по ПДД вторая младшая группа

Консультация для родителей в детском саду по ПДД вторая младшая группаДелаем ребятам - Предостережение:Выучите срочно - Правила движения,Чтоб не волновались, Каждый день родители,Чтоб спокойно мчались...