Консультация для воспитателей "Духовность зарождается с детства"
консультация (старшая группа)

Кирьянова Елена Александровна

Консультация посвященна актуальности данной темы в современном обществе, когда постоянная убыль народа - это проявление глубинных, болезненных изменений, происходящих в сознании современных людей. А также рассматриваются основные понятия духовно-нравственного воспитания детей, неразрывность нравственного воспитания и духовного и другие вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

                 Ключевые понятия духовно-нравственного воспитания.

                     

                                      Во дворе, забыв про стыд, слово скверное лежит -

                                      Не на пне, не на скамейке, не в скворечнике, не в лейке,

                                      Не на травке, не в песке, а во рту, на языке.

                                      Ходит — бродит мальчик Вова, всюду сеет это слово

                                      А за грех его большой ангел плачет за спиной.

           

 Постоянная убыль народа — это лишь внешнее проявление глубинных болезненных изменений, происходящих в сознании современных людей. Такое происходит, когда народ теряет волю к жизни, забывает о воспитании — о естественном для каждого здорового сообщества живых существ воспроизводства и приумножения себя в череде поколений. В человеческих сообществах, отличающихся от просто животных особым качеством — духовностью, и воспитание должно быть, прежде всего, духовным. Даже телесное питание, особенности кухни разных народов обязательно основывается на каких-то мировозренческих, как правило, вероучительных представлениях. Точно так же телесные упражнения, игры и боевые искусства разных народов коренятся в их духовно-обрядовых преданиях.

 В воспитании подрастающего поколения на современном этапе развития человечества осознается простая и очевидная истина: отвлеченных и непременно общеполезных знаний попросту нет, всякое знание добывается  благодаря определенному мировоззрению и несет на себе отпечаток этого мировоззрения, его образ, и как раз заложенный  в знании образ бытия способствуют образованию человеческой личности, души. Знание является пищей духовной для человека, оно питает, воспитывает душу, становясь своим для нее. В этом и заключается глубинная сущность воспитания, как развивающего, образовывающего и образующего духовного питания.

  На самом деле человек вместе со знаниями в любом случае все равно получает определенную пищу, вот только общество порой не желает следить за этим сверхважным делом, пускает на самотек. Вот тут воспитание действительно может пошатнуться и даже превратиться в нечто противоположное, поскольку вместе с доброй, духовной пищей  в потоке знаний , не подлежащих проверке опытных людей , может попасть и пища отравленная, то есть и не пища уже, а губительный яд, который не воспитывает уже, а разрушает душу.

   Понятие духовное воспитание предполагает веру не только в духовность, в бесплотность человеческой души личности с ее сознанием и сверхсознанием, но также обязательно и веру в бытие и сверхчеловеческих духов, как добрых , так и злых, и , прежде всего, веру в бытие Божьего Духа. При этом надо помнить, что духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так и злой, как нравственной, так и безнравственной. Поэтому все чаще теперь употребляемое и, казалось бы громоздкое выражение «духовно- нравственное  воспитание» не представляется лишним.

  Целью воспитания является выработка у отдельных людей и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности.

    Нравственность — своеобразное умение и навык выбирать и совершать в любых жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится, но только то из понравившегося, что в свете имеющегося общественного опыта не губительно, не вредно для жизни и поэтому будет способствовать ее продлению.

 Нравственность с ее тягой к сохранению и бесконечному продлению человеческой жизни неизбежно связана с вероисповеданием.

 Особенностью воспитания является то, что оно не только является нравственным, но нравственным в определенном вероисповедном смысле. И смысл этот различен у разных народов.

   В православии образ Божий в человеке, во-первых, в бессмертии души, в ее духовности, потому что Бог Сам есть всесовершенный, абсолютный дух; во-вторых, в разуме (способности мыслить, осознавать себя личностью познавать Бога); в-третьих, в способности к творчеству (Бог — Творец и он наделил нас способностью творить); в- четвертых, в свободе воли.

    Человек — трехсоставен: состоит из духа, души и тела.

     Дух — это высшее, духовное Божественное начало в нас.

    Тело — это то, что роднит нас со всем животным миром.

    Душа — это некое связующее начало между духом и плотью.

  В рамках материалистически-светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который получил необходимые в жизни систематизированные знания, умения, навыки (т. е. получил образование), усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе, и принял их как руководящие принципы в собственной жизни.

 С позиций православия духовным можно назвать человека, в котором действием Божественной энергии- благодати- душа достигла достаточной чистоты.

   В светском воспитании морально-этические нормы усваиваются как данные извне образцы поведения, поэтому в некоторых случаях могут достаточно легко меняться. С позиций православной культуры — раскрываются, взращиваются уже заложенные в душе человека нравственные принципы.

 Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

 Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребенок живет, в которой происходит его становление и развитие — это духовная культура семьи, детского сада.

     

     

     

     В духовно-нравственном воспитании дошкольников первостепенное значение имеет духовная атмосфера в детском саду. Бездуховный педагог, владеющий самыми современными технологиями, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует  не только передавать воспитанникам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, человеческие качества.

     Стержнем, основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому, формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия — непременное условие воспитания нравственной культуры.

     Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств дошкольника зависит от грамотности педагога, разнообразия применяемых им методов и эмоционального отклика детей.

  Что же является основным источником духовно-нравственного опыта в условиях ДОУ?

  Это непосредственно - образовательная деятельность. Духовно-нравственное развитие воспитанников осуществляется через содержание программного и дидактического материала; самой организации этой деятельности: занятия, беседы фронтальные, беседы индивидуальные, различные виды игр, наблюдения, экскурсии,  виды продуктивной деятельности, развлечения, праздники, в том числе и с привлечение родителей и т. д.

   Ключевыми словами духовно-нравственного воспитания посредством непосредственно — образовательной деятельности являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

  Каждый ребенок в праве выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Задача педагога — направить ребенка к краскам и кистям Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны - решать только ему.

                 

Знаменитые люди о духовности и нравственности.

П. Буаст

«Человек без сердца — бесстрашная машина мышления, не имеющая ни семьи, ни друга, ни родины; сердце составляет прекрасную, неотъемлемую основу духовного развития».

М. М. Пришвин

«Стремись споры души разрешить в своем сердце».

«Проверяй все сердцем».

Ф. М. Достоевский

«Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства:голова должна воспитывать сердце».

К. Кушнер

«Духовно-нравственное воспитание есть освобождение от сатанинской власти «золотого тельца», маммоны, меркантильности.

«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку».

 

     

     

               

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Всё зарождается в детстве"

Проект по нравственно -патриотическому воспитанию. Направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Долгосрочный - 2 года. Цель проекта -формирование у старших дошкольников гражданской пози...

Выступление в муниципальном семинаре:"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА ЗАРОЖДАЕТСЯ С ДЕТСТВА»

устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;бережного отношения к природе;правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;моральных и экологически ценных установок, ...

Муниципальный семинар "Экологическая культура человека зарождается с детства"

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты...

Консультация для родителей по правам детства «Детство без жестокости»

Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»?...

Консультация для родителей по правам детства «Детство без жестокости»

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится всё более и более актуальной, которая проявляется в широком спектре отклонений (бродяжничество, ранняя алкоголизация и на...