Особенности становления социальных эмоций в дошкольном возрасте.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бекимова Галина Вячеслававна

Формирование высших чувств, в том числе и социальных, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности становления социальных эмоций в дошкольном возрасте.

Формирование высших чувств, в том числе и социальных, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения.

Социальные эталоны раннего детства – это овладение различными видами деятельности, и взаимоотношения друг с другом.

Содержательно – структурной точки зрения, по мнению А.В. Запорожца и Я.З. Неверович, социальные образцы – эталоны – это эмоционально-когнитивное обещания: 1) отражающие определенную сферу жизни и деятельности ребенка; 2) общественную оценку, эталоны общественного мнения, выражают эмоциональное отношение.

Именно как результат соотношения или не соотношения определенных качеств поведения социальных эталонов, возник широкий спектр социально-когнитивных общений или оценок устоявшихся качеств личности: «неумейка, белоручка, злючка и т.д. ( А.В. Запорожец, Л.З. Неверович, 1986).

Л.З. Неверович говорит о том, что эмоции возникают в процессе общения и совместной деятельности с другими людьми, способствует усвоению нравственных норм и эталонов. Это условие проходит 3 этапа: 1) создание ориентировочной основы; 2) усвоение определенных способов поведения необходимых для успешного выполнения действий; 3) превращение потребностей, предъявляемых ребенку, в его внутреннее нравственное побуждение.

Скорость формирования отношения к эталонам по мнению Т.Д. Марцинковской зависит от психодинамических особенностей ребенка (эмотивности и эмпатийности), а так же от особенностей его общения с окружающими.

И если в раннем возрасте ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживает другим людям. Переживания теперь вызываются общественной санкцией мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступкам с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей, то старшие – обобщению.

Н.М. Щелованов, М.И. Лисина и другие говорят, что социальные эмоции являются не самостоятельным компонентом ценного поведения, формируются в процессе осмысленной деятельности субъекта, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и под влиянием которой он начинает по новому понимать и эмоционально реагировать на происхождение события и явления.

Социальные же эталоны (деятельностей, эстетические, этические, личностные и другие) выполняют функции санкционируемых обществом ориентиров поведения, вызывающих определенные установки, отношения, позиции. (Я.А. Коменский).

Исследование онтогенеза мотивационно-эмоциональных процессов имеет особое значение для психологии и педагогики дошкольного детства для решения практических задач воспитания детей этого возраста у них начинаются формироваться новые потребности, интересы, чувства, определенная социальная направленность мотивов поведения. От того как эти качества личности будут воспитаны в 1-й год жизни ребенка во многом зависит дальнейшее формирование личности и все его последующее развитие.

Возникновение нравственно направленных социальных мотивов и эмоциональных переживаний, совершается не путем пассивной адаптации ребенка и требованиям социальной среды, а происходит в активной форме, в процессе деятельности, общении с другими людьми, сверстниками.

Деятельностный подход к разработке проблемы развития мотивации реализуясь в ряде психогигиенических и педагогических исследований (П.И Ерофеев, 1978; Т.А. Маркова, 1965, 1968; Я.З. Неверович, 1955, 1965; Н.И. Непомнящая, 1965; И.А. Пеньковская, 1968; В.В. Холмовская, 1972 и другие), в которых было установлено, что у детей уже в дошкольном возрасте под руководством взрослого в определенных условиях обучения и воспитания формируются простейшие социальные мотивы деятельности и поведения, возникает потребность сделать что-то полезное для окружающих – младших детей, своих сверстников и взрослых.

Так же у дошкольников формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоции в деятельности существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желательный результат, то теперь он радуется тому, что получить можно этот результат. Если он раньше выполнял нравственную норму, то теперь он ее вызывает, предвидя как обрадуются окружающие его поступку.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональн6ые результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с

помощью интонации, мимики, пантомимики, что позволяет ему понять переживание другого человека «открыть» их для себя.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положения, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально – выраженного содержания, они учатся разделять переживания других.

В трудовой деятельности, направленной на достижение результатов, полученных для окружающих возникают новые эмоциональные переживания, радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарища, удовлетворение от хорошо выполненной своей обязанности, недовольство от плохой своей работы. На основе знакомства детей с трудом взрослых и трудом дошкольники переносят и на собственную деятельность. (Я.З Неверович).

Исследование Р. Ибрагимова позволило проследить, как развивается чувство долга на протяжении дошкольного возраста. Зачатки чувства долга наблюдается на третьем году жизни. Ребенок подчиняется требованиям взрослого, не осознавая их смысл, он не понимает какое значение имеют для других совершаемые им поступки. Идет лишь накопление первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо» и соотнесение их со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную сторону поступков взрослых у малыша не устойчивы. Они могут уступать, но только под влиянием взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо.()

Первым более или менее сложные проявления чувства долга возникают у детей 4 – 5 лет. На базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявленных ему требований и относить их к своим поступкам и действиям, а так же к действиям и поступкам других.

В 5 – 6 лет чувство дога возникает у ребенка по отношению к многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает использовать это чувство и по отношению к малышам.

Наиболее чувство долга проявляется в 6 – 7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правила общественного поведения и подчиняет им свои поступки, возрастает способность самооценки. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.()

Б.С. Братусь, В.К. Вилюнас предлагают для развития социальных эмоций использовать смысловые задачи – красивые ситуации в жизни и деятельности детей, которые не имеют ответа и требуют от ребенка большой внутренней работы по определению своего отношения к другому человеку, явлению, событию, поступку.

Н.А. Ветлугина говорила: «… нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истеное» и «ложное», нельзя научить его стремится к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное в людях».()

Таким образом, в целом можно сказать происходит социализация ребенка. Социализация в свою очередь – процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развод и проблемы становления личности ребенка в дошкольном возрасте

Очень много семей в стране в последнее время распадается. В большинстве этих семей имеются маленькие дети. Влияние развода на психологическое состояние детей и их дальнейшую жизнь нельзя недооценивать...

Особенности социального развития детей дошкольного возраста

В работе раскрыты особенности социального развития дошкольников по возрастам....

Эмпирическое исследование особенностей когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте у детей с разным социальным статусом

Результаты исследования особенностей когнитивной сферы у детей с разным социальным статусом. Приведены сравнительные характеристики, обощенные выводы....

Особенности эмоций детей дошкольного возраста

Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. В презен...

Особенности социального развития ребенка дошкольного возраста с нарушением слуха

Социальное развитие ребенка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с дру...

Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.

Социальное развитие детей дошкольного возраста занимает немаловажную роль в воспитании детей. В статье пишется о  роли  социального развития и возрастных  особенностях социального разви...