ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ» В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА
статья

Никитина Наталья Алексеевна

Применение технологии «План-дело-анализ» Л.В. Михайловой-Свирской в организации образовательного процесса в дошкольном учреждении 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_delo_analiz.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ»  В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА

Никитина Н.А.,

МБДОУ д/с № 58 г. Белгород

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одним из самых важных условий является  индивидуализация образования.

С введением в 2014 году Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС ДО) в систему дошкольного образования были заложены основные принципы развития детей дошкольного возраста,  одним из которых стал принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом (далее-индивидуализация образования). Стандарт является основой для разработки основной образовательной программы дошкольного учреждения, которая  направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видам деятельности; на создание развивающей предметно-пространственной  среды (далее РППС), которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. [3]

 Поиск путей к созданию соответствующих условий в дошкольном образовательном учреждении подвел педагогический коллектив ДОУ № 58 к необходимости использования новых технологий проектирования  образовательного процесса, позволяющего реализовать принцип индивидуализации образования.

Апробация в течение 3 лет значительного количества педагогических технологий  индивидуализации обучения и развития  позволила  констатировать, что эффективным средством проектирования и  организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является  технология «План-дело-анализ» Л.В. Михайловой-Свирской.

Основа индивидуализации базируется на том, что каждый ребенок уникален, не может быть двух одинаковых в системе обучения и развития детей, и каждый из них приобретает и проявляет знания, навыки, личностные особенности по-своему. Проявление индивидуализации ребенка естественным способом начинается уже с того момента, когда он сам организует  игру, занимается своим делом, при этом педагог  поддерживает инициативу детей.

На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности. Ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Поэтому использование технологии «План-дело-анализ» - это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с педагогом. [1,2]

Вся деятельность педагогического коллектива  выстроена в несколько последовательных этапов.

1 –й этап – моделирование РППС в группах

1.Создание в группе Центров активности, стимулирующих детскую инициативу и самостоятельность.

2.Создание маршрута занятости в  Центрах активности.

Маршрут занятности используется для учета и последующего анализа востребованности детьми Центров активности. В специальные кармашки  помещаются фишки или магниты в соответствии с выбором вида деятельности ребенком. В конце недели или месяца подсчитывается количество посещений ребенком того или иного Центра. Наблюдение за детской активностью помогает изменить педагогу характер работы в Центрах. В ситуации, когда дети получают право выбора вида деятельности, педагогам необходимо проследить занятость и характер действий каждого ребенка. Анализ листов самоанализа позволяет педагогу учитывать  разнообразие интересов каждого ребенка.  В свою очередь, такая информация дает повод для дальнейших педагогический действий.  Например: анализ показал, что наиболее активны дети были в центрах сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования; мало использовался центр познавательно-исследовательской деятельности и не использовались  центр краеведения и центр физического развития. Для активизации  деятельности детей: расширить центр изобразительной деятельности,  внести коллекцию «Виды бумаги», раскраски и трафареты, оформить в центре краеведения выставку «Писатели и поэты Белгородчины детям», настольно-печатную игру «Путешествие по городу», разместить в центре физического развития маски сказочных героев для организации подвижных игр, внести в центр познавательно-исследовательской деятельности материал и оборудование для опыта: лейку, прозрачные банки, воду, разновидности тканей.

2–й этап - организация деятельности педагога с детьми

Данный этап содержит определенный алгоритм:

1. Утренний групповой круг – беседа с детьми, в которой осуществляется планирование видов деятельности самими детьми (места работы, материалов, партнёрства и пр.), индивидуальная или совместная деятельность в Центрах активности в течение дня. Например, детям предлагаются  вопросы для обсуждения:

- О чем мы с вами сегодня поговорим, какие у вас будут вопросы?

- Лиза, напомни, пожалуйста, нашу тему - «Нужные вещи».

- Мы уже очень много с вами узнали об одежде, обуви и головных уборах.

Что мы уже  делали по нашей теме?

Ответы детей:

-беседовали об одежде, обуви и головных уборах;

-рассматривали  картинки;

-составляли рассказы по схеме об одежде, обуви и головных уборах;

-смотрели презентацию об одежде и обуви и головных уборах;

 - учили загадки;  

- сделали аппликацию  «Платье для мамы»;

-разукрашивали  картинки на тему: «Одежда, обувь и головные уборы» и организовали выставку  в раздевалке, украшая своими работами шкафчики;

-играли в игры: «Скажи ласково». «Что лишнее», «Сложи целое из частей», «Сосчитай»;

-прочитали рассказ об одежде:   Н. Носова «Заплатка»; «Верблюжья варежка» Г. Снегирёв;

 - ходили на экскурсию в ателье. Дети, напомните, пожалуйста, чем ателье отличается от швейной фабрики?

А какие интересные дела мы планировали выполнить сегодня?

 В центре познавательно-исследовательской деятельности - провести эксперимент, чтобы узнать из какой ткани можно сшить палатку для отдыха на природе. Ребята, подскажите, пожалуйста, что нам для этого понадобится? - (Лейки, прозрачные банки, вода, разновидности тканей).

В центре конструирования  - построить ателье из лего - конструктора.

В центре изобразительного творчества - вырезать снежинки и изготовить из них праздничное платье для Зимы.

В центре  развивающих и сюжетно-ролевых игр - составить схему скороговорки,  используя  картинки, поиграть в настольные и дидактические игры, «Ателье», «Магазин одежды и обуви».

В центре физического развития -  игры-соревнования «Одень куклу на прогулку» и т.п.

2.Планирование самостоятельной деятельности в Центрах активности.

 Чем вы ещё предлагаете сегодня заняться?  (играть  в других центрах активности).

  Подумайте, в каком центре активности вы бы хотели заниматься, с кем и что вам для этого необходимо? (Диалог с детьми).  Кирилл, в каком  центре  и с кем ты хочешь заняться сегодня? Как ты считаешь, достаточно ли тебе тех материалов, которые есть в центре? Что тебе для этого понадобится? Кого бы ты хотел видеть своим партнёром? Как вы распределите работу? С чего начнете? и т.д.

Такая форма плана структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности, но не устанавливает временной и пространственной закреплённости для реализации того или иного содержания. В результате у ребёнка остаётся свобода выбора: когда это делать, сколько раз к этому возвращаться, с кем в партнёрстве, где организовать эту деятельность, а у взрослого появляется возможность в разное время оказывать детям помощь, планировать и организовывать  работу «внутри» той деятельности, которую выбрал ребенок.

3. Совместное планирование – деятельность педагога с детьми  основана на использовании  способа «культурного продавливания» и  методики  «Модель трех вопросов» - «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?». Данная методика используется нами как индивидуальная работа с детьми  в виде  познавательной  беседы в процессе выбора темы недели. Все идеи и высказывания детей записываются на специально подготовленном бланке с указанием автора идеи, и размешается в групповой раздевалке для включения  в образовательную работу группы родителей и специалистов детского сада.

Тема: «Начало зимы»

ЧТО МЫ ЗНАЕМ?

- Холодно;

- Снег идёт;

- Есть лёд;

- Всё белое;

- Деревья голые;

- Остались воробьи и вороны;

- Ещё голуби и синички;

- Зимой приходит  Новый год;

- Мороз морозит щёки и нос;

- Катаемся на лыжах и санках;

- Играем в снежки;

- Одежда у детей тёплая.

ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ?

- Почему  снег скрипит? (Амина, Соня);

-  Откуда берётся снег ? ( Марк, Соня);

- Почему  звери в  лесу не замерзают? (Богдан);

- Почему с горы сани катятся быстро? (Никита , Юра, Максим, Карина );

- Почему снег белый?  (Никита, Полина);

- Что было бы зимой без снега? (Алёша, Артём, Марта);

- Почему снег грязный ? (Даниил, Вика, Алиса);

-Как появляются узоры на стёклах? (Лиза, Юля);

- Как сделать кормушку? (Рома, Ваня, Тимофей.)

ЧТО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ?

- Спросить у взрослых;

- Посмотреть в интернете;

- Рассмотреть фотографии;

- Изучить энциклопедию;

-Рассмотреть календарь погоды;

- Сделать выставку книг «Пришла зима» в библиотеке;

- Понаблюдать на прогулке за птицами, за деревьями;

- Сделать постройки из снега;

- Провести опыт «Чистый и грязный снег»;

- Посмотреть мультфильм «Откуда берётся снег?»

После доработки взрослыми план принимает следующий вид: например

Совместное планирование по реализации темы «Начало зимы»

Рассмотреть узоры на стёклах, нарисовать их (Алиса, Лиза);

Сделать коллаж «Зима в лесу» (Вика, Соня , Марк)

Играть в зимние игры (Богдан, Соня, Рома);

Кататься на лыжах и санках (Никита, Максим, Рома)

Пригласить папу, научить детей делать кормушки для птиц (Тимофей);

Изучить энциклопедию зимующие птицы, посчитать какие из них живут в нашем городе (Егор)

Коллективный коллаж

«Зима в лесу» (Светлана Викторовна

Организовать игру «Путешествие в снежный город» (Юра);

Поиграть в игры «Птицы на кормушке», «Времена года» (Карина, Никита );

Поиграть с макетом «Северный полюс» (Даниил, Алеша)

«Начало зимы»

Подобрать иллюстрации для выставки «Зимушка- зима» (Амина);Посмотреть мультфильм «Откуда берётся снег» (Никита, Алёша, Богдан);Провести виртуальную экскурсию «Заповедные места, памятники природы края» (Светлана Станиславовна, Ольга Николаевна)

Вылепить на прогулке  из снега лису и зайца (Карина, Тимофей);

Построить снежную горку (Никита, Рома, Соня)

Построить из конструктора «Лего» кормушку для птиц (Алёша, Ярослав, Рома, Сережа)

Провести опыт «Чистый и грязный снег» (Никита, Максим);

Понаблюдать на прогулке за поведением птиц (Кирилл);

Отметить в календаре изменения в природе (Ваня);

Изготовление цветных льдинок (Вика, Соня, Никита);

Рассмотреть через лупу какие бывают снежинки и зарисовать их (Даниил)

Составить рассказ «Пришла зима в наш край» (Артём);

Выучить стихотворение о первом снеге (Марта);

Придумать загадки о зимних явлениях (Полина);

Послушать музыкальные произведения о зиме (Ирина Юрьевна)

Все предложение детей, педагогов  и родителей находят отражение в плане образовательной деятельности на текущий месяц.

4. Итоговый (вечерний) круг – цель: показ детьми своих достижений в Центрах активности. Задачи: вселить в детей чувство уверенности в своих силах; уметь рассказывать о своей работе, о своих достижениях и планах на будущее.

   Дети садятся на ковёр по кругу и рядом с собой кладут свои работы, на местах остаётся только то, что  не подлежит транспортировке.  (Поделки из большого конструктора…).

  - Алеша, что ты хочешь рассказать о своей работе?

-Я играл в игру «Разрезные картинки» и сложил платье, шубу, головные уборы, немного не закончил сложить из частей картинки обувь, другое всё получилось, но завтра я закончу и покажу.

Получилось ли у тебя то, что ты задумал?

Что для тебя было самым интересным?

Что бы ты изменил?

Ксюша.

  Я играла в центре «Изобразительного творчества» и нарисовала платье для мамы. Цветы рисовала фломастером, так ярче, а закрашивала их мелками. Оборку сделала из пластилина, она получилась пышная, думаю, маме понравится, но мне белого пластилина не хватило.

Лиза.

Я поделилась с Ксюшей. Я тоже рисовала платье для мамы, только пастелью, а цветы мелками, пастель пачкает руки.

Кирилл.

Мы с Денисом конструировали из лего ателье, только человечков здесь мало, да и машинки как сделать?

 Да, это, конечно, проблема. Дети, подскажите, пожалуйста, как выйти из такой ситуации, как помочь мальчикам. (Высказывания детей: можно на бумаге нарисовать и вырезать, можно поставить чёрные маленькие  детали конструктора – это и будут швейные машины, а человечков можно тоже чем - то заменить и т.д.

Дети с интересом рассказывают о своих работах. Воспитатель радуется вместе с детьми их успехам, удивляется, восхищается. ( Молодец! Здорово! Как это у тебя получилось?! Тебе кто-то помогал?)  При  таком общении  у детей  появляется уверенность в своих силах, ответственность, желание высказывать свои мысли, и в следующий раз сделать что-то ещё более интересное. Каждый ребёнок чувствует удовлетворение, поскольку его труд был отмечен. Рисунками и поделками детей украшаем группу, организуем выставки для родителей, где дети с удовольствием рассказывают  о своей работе и о работах своих сверстников,  что доставляет большую радость детям и их родителям.

  -Дети, давайте подойдем к доске и отметим в плане, что мы с вами сегодня ещё сделали по нашей теме. (Дети вместе с воспитателем отмечают  крестиками, что  уже сделано, смотрят, что не  выполнено и планируют работу на следующий день).

Таким образом, использование технологии организации образовательного процесса «План-дело-анализ» позволило достигнуть определенных результатов:

- в деятельности с детьми (сформировать у детей активную творческую позицию; навык самоопределения и самоорганизации в деятельности (готовности делать выбор, нести ответственность за свой  выбор и его последствия);  развить познавательные интересы к определенному виду деятельности,  готовность учиться самостоятельно).

-  с  педагогами и родителями (объединить педагогический коллектив к готовности решать задачи развития детской инициативы и самостоятельности  дошкольников по двум направлениям, совершенствовать свои  способности, накапливая теоретический и практический опыт решения проблемы, создать атмосферу творческого поиска, способствовать вовлечению педагогов, сотрудников, родителей в совместную образовательную деятельность через различные  формы взаимодействия).

        - в организации РППС (обогатить среду ДОУ с соблюдением  условий для развития детской инициативы и самостоятельности).

Список литературы

  1. Свирская Л.В. Методика педагогических наблюдений / Издательство «ЛИНКА –ПРЕСС», 2010.-142с.
  2. Свирская Л. В. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / М.: Обруч, 2011. с. 240
  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки - М.: ТЦ Сфера, 2015. – с. 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология индивидуализации обучения и развития "План-дело-анализ". Проект "Транспорт" в средней группе. Тема дня: "Общественный транспорт"

Приведён подробный план деятельности воспитателя по ФГОС ДО, начиная с утреннего группового сбора детей и заканчивая вечерним сбором....

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ» В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА

Применение технологии «План-дело-анализ» Л.В. Михайловой-Свирской в организации образовательного процесса в дошкольном учреждении...

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ» В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ» В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА Гагарова Людмила Анатольевна, воспитательЧДОУ «Детский с...

Проект: «Личностно-ориентированный подход к дошкольникам через педагогические технологии «Постеры индивидуальных достижений» и «план-дело-анализ»

Внедрение в работу новых технологии для нового поколения «Постеры индивидуальных достижений» и «план-дело-анализ», направленных на формирование самостоятельности  и инициа...

Консультация для родителей о технологии «План-дело-анализ» как средства достижения новых образовательных результатов в МБДОУ

В консультации для родителей рассказывается о новой технологии "План-дело_анализ" в воспитании наших малышей, чтоб они вырасли умными, любознательными и учились с удовольствием....