Виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста:
методическая разработка (младшая группа)

Одно из важных условий проведения игр и  занятий - хорошее настроение у Вас и у детей. Занятия должны проходить в спокойной обстановке, в игровой форме. Лучше заниматься в утренние часы или когда ребенок отдохнул. Если у ребенка нет желания заниматься дома, отложите занятия до более удобного времени. Обязательно надо похвалить ребенка за старание. Не допускайте переутомления ребенка. У ребенка занятие должно вызывать положительные эмоции, в противном случае он просто больше не захочет заниматься.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vidy_deyatelnosti_na_razvitie_motoriki.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста:

Одно из важных условий проведения игр и  занятий - хорошее настроение у Вас и у детей. Занятия должны проходить в спокойной обстановке, в игровой форме. Лучше заниматься в утренние часы или когда ребенок отдохнул. Если у ребенка нет желания заниматься дома, отложите занятия до более удобного времени. Обязательно надо похвалить ребенка за старание. Не допускайте переутомления ребенка. У ребенка занятие должно вызывать положительные эмоции, в противном случае он просто больше не захочет заниматься.

 1. Массаж и  самомассаж  кистей и пальцев рук:

 Массаж пальчиков проводиться с самого рождения.  Ребенку от 0-1 года выполняют массаж  взрослые,  воздействуя на точки, связанные с корой головного мозга. Техника массажа несложна. Массировать, разминать кисть от мизинца к большому пальцу, от основания пальца кверху. Затем мысленно провести линию там, где кончается ноготь, несколько раз довольно сильно нажать на нее ногтями, как иголкой. Именно крайние фаланги пальчиков рефлекторно влияют на развитие высших корковых функций мозга, поэтому надо как можно чаще «раздражать» их: похлопывать, разминать. Можно постукивать по подушечкам своим пальцем, взять детские пальчики, начать с мизинца и постукивать им о стол, приговаривать: тук, тук, тук. Массировать нужно обе ручки - ведь каждая «отвечает» за «свое» мозговое полушарие.

Самомассаж  кистей  рук является эффективным  и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей – инвалидов, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающе – оздоровительным средством для нормально развивающихся детей. Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок. Самомассаж кистей рук является и к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонных расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа  укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но  и массирующей кисти. Помимо этого игровой самомассаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому – что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука их создает.  Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга ( в речеслуховые, зрительные, эмоциональные, творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на ЦНС, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга, развивается работа полушарий. Синхронизируется деятельность ассоциативных волокон, связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария. Мобилизируются проекционные волокна, входящие в состав восходящих и нисходящих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры головного мозга с нижележащими отделами ЦНС. Это является важным аспектом реабилитационной работы с детьми, имеющими органические поражения коры головного мозга. Игровой самомассаж  оказывает тотальное воздействие на кору г. м. , что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на головной мозг. Положительная эмоциональная мотивация занятия «повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира» (А.Г. Хрипкова). Игровой самомассаж является и эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память, зрительно – моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер. По данным современных исследований, самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических  каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной; снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка. Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы во время занятия. Необходимое условие – это использование массажных приемов по порядку:

-поглаживание,

-растирание,

-разминание,

-вибрация,

-поглаживание

(примеры игрового самомассажа см. в приложении : «Разотру ладошку», «Мышка мылом мыла лапку», «В руки мыло мы возьмем», «Я в ладоши хлопаю», «Гномик наш –хороший мальчик», «Чьи руки зимою всех горячей?»).

 

 2.  Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры в стихах, песнях, потешках:

 Проводятся с детьми раннего и дошкольного возраста. Их можно использовать  в НОД как ритмичную передышку, чтобы сконцентрировать внимание  детей или в виде физкульминутки;  в режимных моментах; на утренней зарядке;  в утреннее и вечернее время в индивидуальной работе. Бурцева О.В. предлагает использовать пальчиковую гимнастику  на занятиях иностранным языком, таким образом легче идет запоминание слов и текстов. Пальчиковая гимнастика сопровождается стихотворным текстом (потешки, песенки, стихи).  Детям это очень нравятся. Во время такой гимнастики дети выполняют разные движения пальчиками рук ( поочередное сгибание и разгибание пальчиков, складывание в кулачок, разминание …)

 Особое внимание необходимо уделять большим пальцам (двигать ими в стороны и по кругу, доставать большими пальцами до центра ладошек).

Примеры пальчиковых игр: «Замок», «Семья», «Пальчики в лесу», «Строим дом», «Улитка»,«Лодочка», «Еж» ( см. в приложении).

Играя в пальчиковые игры нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария

3. Игры с мелкими предметами домашнего обихода:

Игры с мелкими предметами домашнего обихода: с решетками для раковины и орехом фундук, цветными шнурками и деревянными пуговицами, прищепками и фигурами из картона, крупами(фасоль, горох),  крышками от пластиковых бутылок, карандашами, резинками, спичками, веревками.  Достоинством таких игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия, ребенок не боится что-то потерять, сломать. В играх используются различные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, бусинки, пуговицы, камушки, крупы.

В целях безопасности ребенка, данные игры можно проводить только с детьми старше 3 лет.

 Примеры игр: ( смотри в приложении).

- возьмите яркий поднос, рассыпьте на нем крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе, получится яркая контрастная линия. Позвольте дать ребенку нарисовать несколько хаотичных  линий, попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы ( забор, дождик, волны т.п.).

- подберите пуговицы разного размера и цвета. Сначала выложите рисунок Вы, затем попросите малыша сделать тоже самостоятельно. После того, как ребенок научиться выполнять задание сам, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозайки можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы, дорожки.

- возьмите решетку для раковины( в клетку). Ребенок ходит указательными и средними пальцами, как ножками, по клеточкам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. Ходить можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:

              «В зоопарке мы бродили,

              К каждой клетке подходили

              И смотрели всех подряд:

              Медвежат, волчат, бобрят».

-игры с пробками от пластиковых бутылок :

«Сухой аквариум», «Наполни бутылку», «Серсо», «Цветное домино», «Накорми птенца» (сделайте игровые модули разного цвета, напоминающие птенцов. Предложите ребенку накормить «птичку». Зернышко должно быть такого же цвета, как и сама птичка.  Дети  кладут крышки в модуль.

-игры с прищепками

4.  Игры-шнуровки:

( застегивание, расстегивание пуговиц, молний, крючков, кнопок; завязывание бантов, лент, хаотичная шнуровка, одевание и раздевание кукол).

Игры- шнуровки Марии Монтессори очень полезны детям раннего возраста. Познавать мир «руками» рекомендуется не только крохотным  малышам, но и детям постарше, так как игры-шнуровки требуют работы кисти и пальцев.  Мария Монтессори еще сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки, объясняя тем, что это « и руки развивает, и сосредотачивает ум, и в жизни пригодится». В настоящее время есть готовые наборы игр-шнуровок ( «Дерево с плодами», «Башмак», «Пуговица», «Кусок сыра», «Корабль с парусами», «Ковер», «Универсальная кукла», «Божья коровка», «Застегни кармашки», «Елочка», «Ваза с цветами», «Ежик с грибами»  и др.).  Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.

5.Настольные и строительные игры:

 (мозайка, паззлы, вкладыши, конструктор Лего, кубики, пирамидки, разрезные картинки, лото, игры из серии «Бомик» и другие).

Настольные и строительные игры  способствуют развитию  мелкой моторики.

6.  Художественное творчество:

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческий способностей и дарования детей на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем  больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми обобщенными формообразующими движениями в младшем  и среднем дошкольном возрасте  зависит уровень изобразительного творчества на дальнейших возрастных этапах.

 -Лепка из пластилина

 Пластилинография – это новый  жанр в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

- Рисование

Приемы  рисования, способствующие развитию моторики пальцев:

Рисование пальчиком ( гуашь) - рекомендуется начинать с раннего возраста. Рисование цветными карандашами, фломастерами  полезно в любом возрасте.

-Создание аппликаций, коллажей, оригами ( работа с бумагой) . Эти виды деятельности предполагают работу с мелкими деталями, что требует ловкости, подвижности пальцев рук.

Несложные аппликации из бумаги могут выполнить дети 3-4 лет. В старшем дошкольном возрасте предлагается сделать оригинальную картинку, использовав способ обрывания бумаги. Вырезание симметричных фигурок, сложив лист бумаги вдвое - увлекательное занятие для дошкольника. Из бумаги, сложенной гармошкой, получиться сразу несколько симметричных предметов, соединенных друг с другом- гирлянда (например, хоровод человечков). Из квадратного листа тонкой бумаги можно сложить снежинки. Такими снежинками предложить украсить елку или новогодний стол.

- Оригами – древнее японское искусство складывания из бумаги фигур. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, оживить плоский и немой лист цветной бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов. Бумажный конструктор с успехом может быть использован в детском саду и в каждой семье.

 7.  Работа в тетрадях:

 

- Обведение по контуру картинок( по точкам) – в среднем и  старшем дошкольном возрасте. Можно поиграть в игры с рисованием: обводить наперегонки элементы узора,  фигурки животных,  квадратики или кружочки или продвигаться по заранее подготовленному лабиринту ( наиболее интересно когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель для ребенка, каждый старается нарисовать позапутаннее).

 - Штриховка в разных направлениях: вертикальная, горизонтальная, косая, по образцу ( в старшем дошкольном возрасте).  Детям очень нравится заштриховывать разные картинки, их увлекает это занятие. Это способствует становлению руки, развитию логического мышления, речи ребенка.

- Рисование узоров - в старшем дошкольном возрасте.

- Рисование по клеточкам - в старшем дошкольном возрасте.

Способствует развитию математических представлений ( закреплению понятий вправо-влево; вверх-вниз; вперед-назад; счет),умению ориентироваться на листе бумаги, логического мышления, речи, зрительной координации руки и глаза; моторики пальцев.

- Дорисовывание недостающей половинки ( фигурки животных, предметы посуды, овощи, фрукты …) Способствует развитию логического мышления, моторики.

8.  Упражнения на развитие тактильной чувствительности:

Данные игры оказывают массажирующее воздействие на кончики пальцев рук. Это могут быть игры, соревнования для среднего и старшего дошкольного  возраста.

Примеры игр:

а.- Детям предлагается угадать содержимое нескольких контейнеров, заполненные какими либо однородными наполнителями( вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). Для этого надо опустить кисти рук в контейнер, несколько минут как бы перемешивать содержимое. То же повторить с другими емкостями. Затем  с закрытыми глазами определить, что там находится , не ощупывая отдельные элементы.

б.- Другой вариант: опознавать на ощупь предметы, буквы, цифры

( их можно слепить из пластилина) правой и левой рукой, закрыв глаза. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предмет, а другой

( с открытыми глазами) его зарисовывает.

9. Театр теней (фигуры из пальцев), дифференцирование.

 Простые фигуры из пальцев могут выполнять дети 3-4 лет: («Коза», «Зайчик», «Дом и крыша», «Лодочка», «Еж», «Замок», «Стакан молока», «Радуга», «Апельсин» и другие). Когда  ребята освоят фигуры,  рекомендуется поиграть с ними в игру «Кто внимательный», развивающую моторику, память, мышление.  

Упражнения на дифференцирование дети выполняют под руководством педагога. С малышами можно поиграть:

а.- «Ежики» : «Сжали руки в кулачки – это два ежика. Один спит, другой проснулся( пальцы раздвинулись веером). «Тук-тук», стучится проснувшийся ежик к спящему. А тот не откликается. Подождал, подождал и снова заснул. Теперь другой проснулся. «Тук-тук», стучится он к первому ежику…».

б.-«Ручки спят». Ручки положить на стол ладошками вниз. Приговаривать: «Ну-ка, уложим ручки спать. Они лежат спокойно, посапывают. Смотри, одна проснулась. У нее появились ножки (указательный и средний палец ребенка «встают» и опираются о стол), и она тихо пошла, тихо, чтоб та рука ее не заметила, и… побежала! Погуляла, вернулась на место, легла, заснула. Теперь другая ручка проснулась…».

в.-«Кулачки»( для детей с трех лет). Одна рука расслабленная лежит на столе ладошкой вниз, другая рядом, сжата в кулачок. Сначала кулачок стучит по расслабленной руке, затем наоборот.

Театр теней включает сложнокоординированные движения пальцев и кистей рук. В нем участвуют дети старшего дошкольного возраста.  Для театра потребуется настольная лампа и экран на стене (его можно сделать из простыни). Лампу нужно установить напротив экрана и включить верхний свет. Теперь с помощью рук можно изобразить различных персонажей (заяц, петух, лошадь, коза и другие) или разыграть сказочный спектакль с их участием. Руки должны находиться между лампой и экраном, чтобы отбрасывать тень на экран.

10.  Физические упражнения:

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности»

Актуальность       В своей работе с детьми я большую часть времени уделяю развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста, т.к. эта проблема остается актуальной в д...

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Сборник пальчиковых игр, направленных на развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Сборник пальчиковых игр направленных на развитие мелкой моторики рук оставлен с учетом ФГОС, ориентирующих на то, что ведущая деятельность ребенка - это игра, планирование деятельности по развитию дет...