КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ БЕЗ КОНФЛИКТОВ"
консультация

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

"УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ БЕЗ КОНФЛИКТОВ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _uchim_detey_obshchatsya_bez_konfliktov.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ БЕЗ КОНФЛИКТОВ»

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

Существует два вида направленности конфликтов: внешний и внутренний. Внешние конфликты у дошкольников связаны с противоречиями, возникающими во время общения и совместной деятельности. Возникая в сфере отношений детей, они, как правило, не овладевают более глубокими межличностными отношениями.

Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного принятия нормы правильности и справедливости.

Причины возникновения конфликтов:

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого и не понимает, что каждый сверстник обладает своим внутренним миром, интересами и желаниями.

В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

Особенности общения со сверстниками:

  • Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор);
  • Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения;
  • Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок);
  • Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт).

Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе.

Разрешение конфликта – это:

- минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия;

- устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;

- изменение целей участников конфликта;

- достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

Методы профилактики конфликтов.

Конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения, признаками чего могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины или правил игры, обзывание, приставание, отчуждение ребенка от группы. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Группу детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в ней здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.

Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:

  • Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу.
  • Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
  • Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:

  • Сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);
  • Имитационные игры (имитирующие какой-либо человеческий процесс);
  • Интерактивные игры (игры на взаимодействие);
  • Социально-поведенческие тренинги (обучающие моделям конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);
  • Психогимнастика;
  • Чтение и обсуждение художественных произведений;
  • Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
  • Дискуссии.

Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует. Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Коврик мира», «Мирные стулья», «Уголок для друзей» и др. А в гости к детям могут приходить литературные герои.

Интернет источник:

  1. ttps://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee
  2. http://www.child-psy.ru/upryamstvo/103.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общей концепции конфликта.

Лекция знакомит  с формированием общей концепции конфликта в середине 19 века, и в  начале 20 века. Г. Спенсер. Г. Зиммель. Э. Дюркгейм....

Консультация для родителей: «Дети и семейные конфликты: цветы жизни на поле боя"

Не пытайтесь воспитывать детей. Все равно они будут похожи на вас... Воспитывайте себя! Английская пословица    ...

«Учим детей общаться без конфликтов»

Дома, в детском саду и в школе дети порой бывают участниками конфликтов с криками и даже драками – со сверстниками и/или взрослыми. Эти ситуации неизбежны....

Общаемся без конфликтов

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья – довольно сложная категория родителей. Они переживают за своего ребёнка, постоянно беспокоятся о нём, хотят ему помочь и защитить его. Каждому ро...

Тренинговое занятие «Общаемся без конфликтов»

Знакомство воспитанников с основами бесконфликтного общения. Развитие эмпатии и толерантности. Формирование навыков ответственности за свои поступки. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Ф...

Презентация на тему: "Учим детей общаться без конфликтов"

Детские конфликты — это одна из трудностей, разрешить которую предстоит взрослому. До определенного возраста дети нередко нуждаются в нашей помощи, чтобы выстроить социальную коммуникацию, прине...

Презентация "Учим детей общаться без конфликтов"

Презентация  "Учим детей общаться без конфликтов"...