Пальчиковая гимнастика
учебно-методический материал (младшая группа)

Николаева Дарья Игоревна

Использование пальчиковой гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_palchikovoy_gimnastiki.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей.

Пальчиковые игры — общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.

Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка, его неповторимости и самобытности. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль рук. Указывающие, очерчивающие, оборонительные и другие жесты рук лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась связная речь. На современном этапе проблема развития речи детей не вызывает сомнения не только у педагогов, но и у родителей. Ведь чаще всего задержка развития речи сказывается на общем развитии ребенка: не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое развитие ребенка. Но, если вовремя помочь ребёнку, используя все способы развития и активизации речи, эти серьёзные проблемы можно решить. Известны исследования современных ученых, показывающие, что от уровня развития движений пальцев рук напрямую зависит степень развития речи ребенка.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории (пример смотрите далее).

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например известные всем «Сорока-белобока…», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "Рука – это инструмент всех инструментов"- заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. И эти выводы не случайны.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя. С 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Примерно с 10 месяцев, кроме выполнения пассивных упражнений ребенка нужно учить катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного диаметра; рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.) одной рукой или двумя одновременно. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.

Начиная с полутора лет активно используют более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев рук. Детей учат играть в различные шнуровки, расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирать крупные пазлы.Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.

С 3-х до 6-ти лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр. Помимо этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной годам ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. В этом возрасте детям доступен «пальчиковый театр», «кукольный театр».

У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики.
• Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.
• Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

• Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;

2) взрослый выполняет движения руками ребенка;

3) ребенок выполняет движения своими руками.

• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

• Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

• Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

• Занятия проводятся ежедневно около 5 минут.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.
• Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

• Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Примеры пальчиковых игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

«Сорока»
Сорока, сорока,
(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой)
Где была? Далеко?
Кашу варила, деток кормила:
Этому дала,
(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки).
Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Ты печь не топил,
Ничего не получил.

«Сорока-белобока»
(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.)
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашу варила, на порог скакала,
Гостей созывала.
Гости на двор – кашу на стол.
Этому дала на тарелочке,
(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.)
Этому дала на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке,
А этому не дала:
(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.)
Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Ты печь не топил,
Ничего не получил.
Идет коза рогатая,
(Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец.)
Идет коза бодатая,
Ножками - топ-топ!
(Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям.)
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
(Хлопают в ладоши.)
Того коза забодает, забодает.

«Ладушки»
Ладушки, ладушки
(Взрослый берет руки ребенка, хлопает ими в ладоши в такт, а на предпоследние слова руки разводит и быстро поднимает на голову ребенка.)
Где были? У бабушки.
Что ели – кашку, что пили – бражку,
Бражка сладенька,
Кашка масленька,
Ложка маленька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шшшу – полетели, полетели
На головку сели.

«Оладушки»
Бабушка, бабушка
(Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.)
Испекла оладушки.
Один Машеньке,
Один Коленьке…
И т.д., перечисляя всех детей.


«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.)
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Хлопают в ладоши.)

«Прятки»
В прятки пальчики играли
(Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.

«Этот пальчик»
Этот пальчик хочет спать,
(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Этот пальчик прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
(Поднимают большой палец вертикально.)
Тише, тише, не шуми,
Братиков не разбуди!
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!

«Фонарики»
Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.
Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.
Фонарики зажглись!
(пальцы выпрямить)
Фонарики погасли!
(пальцы сжать)
Упражнение выполнять несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...