методическое пособие для педагогов
методическая разработка (старшая группа)

Ольга Александровна Рыбалко

Тема: "Игры по сказкам для детей старшего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_skazkam.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие для педагогов
Игры по сказкам для детей старшего возраста. 
Разработала воспитатель МБДОУ д/с № 5
Рыбалко Ольга Александровна
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - возраст сказки. На протяжении дошкольного возраста сказка выступает одним из основных источников познания и освоение окружающего мира. Игра является основным и важнейшим видом деятельности дошкольника. Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные игры: подвижные, дидактические и творческие. Встреча со сказочными героями в процессе игры побуждает детей еще раз вспомнить русские народные, а также авторские сказки (или любое другое произведение, её героев; позволяют детям раскрыть и активизировать свои способности. Развить сообразительность, мышление, а также формировать интерес к художественной литературе. 
Задачи: развивать образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, связную речь, умение быть раскрепощенным. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве. 
Пальчиковые игры
Цель
: развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук. 
                                                               «Белочка»
(по мотивам народной песенки) 
Сидит белка на тележке, 
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке косолапому, 
Заиньке усатому. 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) 
                                                                  «По грибы»
Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать! 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 
Этот пальчик жарить стал, 
Этот пальчик всё съел, 
Оттого и потолстел. 
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) 
                                                                   «Поросята»
Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков. 
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, 
Мизинцы. 
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. 
Безымянные. 
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Фонарики".
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки. 
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, 
Средние. 
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. 
Указательные. 
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки. 
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, 
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. 
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь. 
Дидактические игры:
Цель
: закреплять названия народных и авторских сказок, их героев; прививать интерес и любовь к художественной литературе (сказкам). Отгадывание загадок со сказочными героями. 
1. «Волшебные предметы»: называются предметы из разных сказок, а дети должны их отгадать. 
2.«Волшебные слова»:
а. По щучьему веленью, по моему … (хотенью) .
б. Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной… (как лист перед травой) .
в. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. (лишь коснёшься ты земли быть, по-моему, вели). 
3. «Угадайте сказку по трем словам»
- Коза, козлятки, волк (“Волк и 7 козлят”) 
- Петух, ледяная избушка, заяц («Заюшкина избушка») 
- Медведь, маша, короб пирогов («Маша и Медведь») 
- Наф - наф, волк, соломенный дом («Три поросенка») 
- Царь, Иванушка, конек-горбунок («Конек-горбунок») 
- Аленушка, яблонька, баба-яга («Гуси-лебеди») 
- Сестрица Аленушка, козленочек, баба-яга («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») 
- Стрела, Иван царевич, кощей - бессмертный («Царевна - лягушка») 
- Дед, бабка, золотая рыбка («Золотая рыбка») - Ёжик, заяц, палочка выручалочка («Палочка - выручалочка Сутеева») 
-Иванушка -дурачок, щука, печка( «По-щучьему велению») 
- Ласточка, девочка с дюйм, крот («Дюймовочка») и др. 
4. «Назови вторую половину» 
Цель: взрослый называет первую половину имени героя, а дети – вторую. 
Ход: Барон (Мюнхгаузен, старуха (Шапокляк, Винни (Пух, Соловей (Разбойник, доктор (Айболит, сестрица (Аленушка, дядя (Степа, Федор, черепаха (Тортилла, Елена (Прекрасная) Красная (Шапочка, Иванушка (Дурачок, Змей (Горыныч, Иван (Царевич, Кощей (Бессмертный, Кот (в сапогах, Леопольд, Матроскин, крокодил (Гена, Мальчик (с пальчик, Муха (Цокотуха, Василиса (Премудрая, Конек (Горбунок) 
Подвижные игры
                                                       

                                                              «Мухи в паутине»
Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции, умение слушать и выполнять команды по сигналу. 
Ход: Часть детей изображают паутину. Они встают в круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока мухи не будут пойманы. 

«У медведя во бору»
Цель: Развивать ловкость; умение быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве. 
Ход: Играющие выбирают медведя по считалке, определяют место его берлоги на одном конце площадки, дети - в другом конце. Они идут в лес за грибами, ягодами и напевают песню:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру! 
На печи застыл! 
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем и другие игры.

Творческие игры:
Цель: развивать образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, связную речь, умение быть раскрепощенным. 
«Встречи героев»: Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет. Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика. 
«Звукорежиссеры»: Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет. После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. 
«Новые сказки»: Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи. Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. Вариантов множество. 
«Пропущенный кадр»: Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки. Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах. По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку. 
«Сказочная цепочка»: Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки. Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...

методическое пособие для педагогов и родителей Растим здоровым малыша

Материал из опыта работы , в данном пособии педагоги смогут найти описание гимнастики, которую можно использовать в работе с детьми, а также  комплексы зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнас...

методическое пособие для педагогов ДОУ: дидактические игры "Писатель" по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

методическое пособие предназначено в помощь педагогам ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ...

Публикация проекта "В гости Сказка к нам пришла" в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений "Проектный метод в деятельности ДОУ", г. Нижнекамск - 2014 год.

Публикация проекта "В гости Сказка к нам пришла" в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений "Проектный метод в деятельности ДОУ", г. Нижнекамск - 2014 год....

Методическое пособие для педагогов "Формы работы с воспитателями. Музыкальный уголок в группе"

В данном материале изложены формы работы музыкального руководителя с воспитателями, роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка, советы по организации музыкальных уголков в группах и пр....

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...

Методическое пособие для педагогов-психологов. Диагностика эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Тест «Рисунок семьи".

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характери...