Пластилинография как средство развития творческих способностей детей с ТНР.
статья

Александра Александровна Павлова

   Дети очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего мира.  Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей с ТНР

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в развитии речи. Это связано, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема коррекции речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

     Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Также наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

     Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речевого  анализаторов.

     Данная проблема в отечественной педагогике имеет обширную историю. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией» Такие известные учёные как Е.И. Аркин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга.

          Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

     Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.   

      Доказано, что выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

       Я работаю в логопедической группе с детьми в возрасте 4 -5  лет, имеющих диагноз общее недоразвитие речи. У детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

       В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Применяю в своей работе с детьми подобранные по теме физкультурные минутки и паузы, гимнастику для кистей рук и  пальчиков. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, развиваю речь детей.    

      Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников являются мероприятия по изобразительной деятельности . Одной из которой является пластлинография.

      Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности.

Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Дети очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего мира.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой.

Каждое занимательное дело содержит не только практические задачи, но и воспитательно–образовательные, что в целом позволяет всесторонне  развивать личность ребёнка. Дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной в непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Знакомство с миром разных предметов осуществляется в процессе частичного использования, так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми планируется с учётом возрастных,  физиологических, психологических и познавательных особенностей детей.

Освоение детьми техники пластилинографии способствует развитию у них:

  • речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
  •  восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;
  • умения планировать свою работу и доводить её до конца;
  • интеграции различных образовательных сфер.

Темы занимательных дел тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т.д.) и в других видах непосредственно организованной образовательной деятельности.

Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность:

1)  Реализовывать познавательную активность. Материал имеет практическую направленность, опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

2)  Обогащать словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином с детьми ведётся непрерывный разговор, диалог. Такая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание речи окружающих.

3)  Развивать сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Нетрадиционная техника рисования пластилином воспитывает тактильные и термические свойства кончиков и подушечек пальцев. Поверхность кожи на пальцах соответствуют определённым участкам коры головного мозга, в которых разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путём специальной тренировки может быть повышена; причём в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам, а мозгу.

4)  Реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в изобразительном творчестве.

Но главное значение образовательной деятельности по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом.

Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:

  •  долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;
  •  в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

  •  твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком);
  •  при работе с пластилином следует использовать не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности;
  •  чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Так же возможно использование в качестве основы для работы пластиковых поверхностей. Контуры в данном случае выполняют обычным фломастером, который так же без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом;
  •  если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убирать пыль;
  •  на рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.

Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок. Мной подготовлена подборка «Физкультурные минутки, паузы, гимнастика для пальчиков», которой  я пользуюсь в работе  с детьми.

Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей.

Таким образом, у детей с нарушением речи в процессе занятий пластилинографией происходит развитие мелкой моторики рук, эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии, расширение зрительных горизонтов. Дети овладевают умением передавать форму и характерные детали внешнего вида предмета, умение использовать разнообразные приёмы: выполнение декоративных налепов разной формы: придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединение частей; развивается творческое воображение и целостное восприятие, повышается двигательная активность, звукопроизношение. Возрастают показатели, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия.

             

Список использованной литературы

 

1.  Голицына Н.С., Скоролупова О.А., Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография / Н.С.Голицына, О.А.Скоролупова, Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2006. – 110 с.

2.  Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись / Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2003. - 80 с.

3.  Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей / Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2008. - 48 с.

4.  Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий / Д.Н.Колдина. – М.: Мозаика – синтез, 2009. – 56 с.

5.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа / И.А.Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 144 с.

6.  Тюфанова И.В. Мастерская юных художников / И.В.Тюфанова. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 250 с.

7.  Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е.А.Янушко. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 80 с.

                     

                       

                                                             

                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ»

В настоящее время специальная педагогика все больше внимания уделяет развитию творческих способностей обучающихся детей с ОВЗ....

"Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Пластилинография – очень увлекательное занятие. Интересен и сам процесс создания картинки без кисточки, красок, бумаги. Завораживает и результат – замечательная объёмная картинка. Не менее интересно и...

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей.

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей.Развитие мелкой моторики рук у детейДети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора — играют, скажем, мы. На ...

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

В настоящее время специальная педагогика все больше внимания уделяет развитию творческих способностей обучающихся детей с ОВЗ. Эта проблема актуальна, так как в процессе творческой деятельности ...

«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».

Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...

пластилинография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Консультация на тему "Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста". В данной консультации раскрывается понятие пластилинографии, как нетрадиционной техни...

Пластилинография как средство развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Пластилинография  это  новый  вид  декаративно -  прикладного  исскуства,  который  доступен  детям  дошкольного  возраста....