«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
статья по рисованию ( группа) на тему

Зотова Елена Александровна

 В настоящее время специальная педагогика все больше внимания уделяет развитию творческих способностей обучающихся детей с ОВЗ. Эта проблема актуальна, так как в процессе творческой деятельности у ребёнка с особыми образовательными потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

 В настоящее время специальная педагогика все больше внимания уделяет развитию творческих способностей обучающихся детей с ОВЗ. Эта проблема актуальна, так как в процессе творческой деятельности у ребёнка с особыми образовательными потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Свои чувства и эмоции ребёнку легче выразить с помощью зрительных образов, нежели вербально. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства — пластилинографии, которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.  

Пластилинография -  это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру, разные виды пластилинографии для изображения характерных особенностей создаваемого образа.

К достоинствам технологии «Пластилинографии» относятся:

    - простота исполнения работы

    - яркость фактурного материала

    - возможность моментального исправления, а значит отсутствие страха перед возможной неудачей

    - насыщенность игровыми приёмами, упражнениями, благодаря которым решения поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения.

Основной материал – пластилин, а инструмент – рука, что очень важно для развития мелкой моторики, которая является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребенка.

Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные. Дети получают знания, умения и навыки, и одновременно, закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи и ознакомления с окружающим миром, таким образом, происходит интеграция образовательных областей. Занятия пластилинографией способствуют развитию и активизации у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, а также, творческих способностей: умению подбирать и сочетать цвета и оттенки, умению составлять композицию. Развивается восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те значимые функции, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. Анализируя творческие работы детей: рисунки, аппликации, можно выявить характерные особенности: наличие прерывистых линий, слабый нажим, неумение правильно держать кисть, карандаш, пользоваться ножницами, низкий уровень работоспособности. Это приводит к мысли о необходимости создания условий для содержательной деятельности, способной заинтересовать детей, внедрения в коррекционно-развивающий процесс нетрадиционной технологии.  

Вся работа по обучению детей ведется в три этапа:

1.На подготовительном этапе дети осваивают правильную постановку пальцев, прием отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, учатся скатывать шарики между двумя пальцами, надавливать, вдавливать, размазывать пластилин подушечками пальцев, работать на ограниченном пространстве.

2. На втором этапе (основном) дети учатся работать, не выходя за контуры рисунка, размазывать пластилин, закрашивая контур внутри, осваивают прием вливания одного цвета в другой, путем слияния двух или нескольких цветов, получать новый цвет или оттенок.

3. На третьем этапе, заключительном, дети учатся самостоятельно решать задачи, выбирать рисунок для работы и формировать отношение к результатам своей деятельности.

Для большей выразительности работы используется природный материал и другие вспомогательные предметы: бисер, бусины, стразы, колпачки фломастеров, трубочки, расчёски, стеки. Эти предметы способствуют развитию мелкой моторики. А самое главное, дети учатся выполнять коллективные работы, действовать по словесной инструкции педагога.

В работе с детьми применяются разнообразные методы с учетом индивидуальных особенностей детей:

- наглядные  (наблюдение, показ, образец) – раскрывают перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляют их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким и точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение педагога, заметили особенности его выполнения, при этом каждое действие обозначается словом;

- словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения работы, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение) – позволяют в кратчайшие сроки передать детям информацию, поставить учебную задачу, указать пути ее решения;

- практические (показ способов изображения и способов действия).

В процессе обучения детей пластилинографии не нужно ставить очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься интересным делом.

Так как существует множество различных приемов рисования пластилином, начинать обучение нужно с наиболее простых приемов, таких  как:

        - рисование пластилиновыми веревочками или «колбасками»;

        - рисование мазками;

        - заполнение фрагментов пластилиновыми шариками.

Затем переходить к более трудоемким приемам, требующим от детей терпения и усидчивости:

        - процарапывание по пластилину;

        - вырезание отдельных картин;

        - использование дополнительного материала.

Создание образа в воображении наиболее трудный путь для ребенка, требующий большого объема знаний и впечатлений, богатой эмоциональной гаммы душевных переживаний, умения удивляться, наблюдать. Поэтому, важно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми впечатлениями. Вот почему так важно, прежде чем создать свое, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, подумать. Каждое занятие следует сопровождать художественным словом и пальчиковыми играми. По окончании работы обязательно следует проводить рефлексию, особо отмечая старание и творческое начало детей.

 Таким образом, системность и поэтапность  занятий с использованием техники «пластилинографии» способствует формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей.

В процессе применения в педагогической практике пластилинографии удается достичь  следующих результатов: у детей появляется устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности, улучшается речевое развитие детей, появляются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми, наблюдается положительная динамика в развитии общей и мелкой моторики. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму. Улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает воспитанникам определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ»

В настоящее время специальная педагогика все больше внимания уделяет развитию творческих способностей обучающихся детей с ОВЗ....

"Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Пластилинография – очень увлекательное занятие. Интересен и сам процесс создания картинки без кисточки, красок, бумаги. Завораживает и результат – замечательная объёмная картинка. Не менее интересно и...

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей.

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей.Развитие мелкой моторики рук у детейДети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора — играют, скажем, мы. На ...

«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».

Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...

пластилинография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Консультация на тему "Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста". В данной консультации раскрывается понятие пластилинографии, как нетрадиционной техни...

Пластилинография как средство развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Пластилинография  это  новый  вид  декаративно -  прикладного  исскуства,  который  доступен  детям  дошкольного  возраста....