Консультация для молодых специалистов "Значение игровой деятельности для дошкольника. Виды игр"
консультация

В консультации раскрывается значение игровой деятельности для психичского развития ребенка дошкольника, воспитательная и обучающая роль игр. Представлены виды игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_deyatelnost_doshkolnikov.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обзорная консультация для молодых специалистов

«Значение игровой деятельности для дошкольника,

виды игр»

Подготовила Г.Ф.Злобина, воспитатель

Психическое развитие детей идёт не плавно и линейно, а скачкообразно, определёнными периодами. Каждый период возникает на основе другого. Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого периода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьезные трудности и его развитие будет идти искаженным путем.

Опираясь на теорию деятельности А.Н. Леонтьева (отечественный психолог), полноценное психическое развитие обеспечивается ведущей деятельностью каждого этапа. Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Такое особое место игры, определяется тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка. Ребенок живет в игре, в ней он и развивается.

В игре происходят важнейшие изменения в психике ребёнка, интенсивно формируются психические качества и личностные особенности.

Так в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто не принимается сверстниками в игру. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действие в ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителями предмета – он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок учится мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

В то же время, опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

Всеобъемлющее значение игры для развития ребенка дошкольного возраста определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны развития личности ребенка в целом.

Влияние игры на развитие личности ребенка, заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимых для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Когда ребенок берет на себя роль какого-либо человека, нужно выделять характерные признаки, присущие этому человеку. Только тогда роль может быть взята ребенком, когда перед ним достаточно рельефно встали правила общественного поведения, характер изучающее отношение человека, роль которого он выполняет, к вещам и к другим людям. Ребенок, беря на себя выполнение роли какого-либо взрослого человека, тем самым берет на себя выполнение определенных общественных функций и правил, присущих данному человеку, как представителю определенной профессии. В игре, по мнению З. Фрейда, воплощается стремление ребенка стать взрослым. Но ребенок берет на себя в игре роль взрослого человека до некоторой степени условно. При выполнении этой роли он в течение всей игры остается ребенком.

Подведем итоги сказанному:  игра влияет на умственное развитие детей. В игре происходят важнейшие изменения в психике ребёнка, наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности.

Виды игр

В работе с детьми большое место занимают дидактические игры.  Одной из её функций является - обучение детей. Дидактическая игра помогает усвоению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

 Дидактические игры могут проводиться с использованием дидактических игрушек, карточек, так и без них (словесные дидактические игры). Согласно классификации Е. Карповой дидактические игры можно разделить на: игры-путешествия, игры – поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.

Что они из себя представляют:

игры-путешествия признаны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения и т.д.

Игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности короче. В основе лежат действия с игрушками, предметами, словесные поручения.

Игры-предположения («Что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, делать выводы.

Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме. Чтобы вызвать интерес детей. Игра должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.

Важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при общении детей. По мере «вхождения» детей в новую для них деятельность – учебную – значение дидактических игр как способа обучения снижается. В то время как игровые приемы по-прежнему используются. Они нуждаются для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Необходимо отметить в связи с этим следующее. К сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент занятия (урока), позволяющий снять умственное напряжение.

Такое представление в корне не верно. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов, закрепляются умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т.д.

Игровая задача – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия. Отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него.

Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактических задач.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победителя и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Режиссерские игры.

Режиссерские игры являются разновидностью ролевых игр. Такой вид игр более характерен для старших дошкольников, но отдельные элементы встречаются в младшем и среднем дошкольном возрасте.

По мере овладения определенными умениями дети воздают более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки. Характерно, что ребенок не берет на себя никакой роли, а регулируя отношения действующих лиц (игрушек), организует игру как режиссер.

Строительные игры

Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Они могут возникать на основе ролевых игр.

Театрализованные игры, игры – драматизации

Это творческие игры. В них дети передают, разыгрывают содержание каких-либо произведений с помощью игрушек, костюмов, масок, декораций. К театрализованным играм относят: игры, организованные с помощью игрушек настольного театра, кукол, картинок на фланелиграфе, фигурок теневого театра.

Подвижные игры

Игры, построенные  на сюжете и ролях (Волк и зайцы),  с использованием разнообразных видов движений.

Сюжетно-ролевая игра

Это ведущий вид деятельности дошкольников.

О значении этого вида игр было сказано выше, расскажем, что же собственно представляет собой сюжетно-ролевая игра.

Дети, играя, воспроизводят разнообразные характеристики деятельности взрослых. Её особенности открываются ребенком год за годом.

Малыш 2-3 лет, например, уясняет, что обед готовят на плите в кастрюле и на сковороде; лечат с помощью определенных инструментов и лекарств; передвигаются на поезде, самолете – и этих представлений ему достаточно. Ребёнку в этом возрасте важно «куда-то ехать на машине» и совершенно неинтересно, из чего сделана эта машина.

Малыши 3-4 лет берут на себя роль врача, водителя машины и многие другие, тем самым, закрепляя взаимосвязь целей, которые есть у разных профессий. Игровые действия ребёнка, принявшего на себя роль взрослого, становятся более развернутыми, выполняются с большей тщательностью. Они становятся более требовательными к сходству предметов – заместителей с настоящими («Такой фонарь не бывает, надо круглый»). Ролевое взаимодействие («врач-пациент, парикмахер-клиент, шофер – пассажир…»), требующее совместной и согласованной игры, представляет для детей наибольшие трудности. Оно требует, чтобы ребенок знал, как ведут себя оба взаимодействующих лица, мог выйти из роли,  а затем снова войти в роль.

От возраста к возрасту сюжетно-ролевая игра усложняется: усложняется ее сюжет, увеличивается количество ролей, становятся разнообразнее взаимодействия детей  друг с другом.

Структура сюжетно-ролевой игры:

Игровой замысел, игровой сюжет, роли, игровые действия, наличие атрибутов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности дошкольников»

Консультация для воспитателей, в которой даны рекомендации развития игры....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

     Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему ...

Значение игровой деятельности для дошкольника, виды игр

Консультация для молодых специалистов«Значение игровой деятельности для дошкольника, виды игр»Психическое развитие детей идёт не плавно и линейно, а скачкообразно, определёнными периодами....

Консультация для педагогов "Особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР"

Статья поможет педагогам, используя знания об игровой деятельности  детей с ЗПР, подобрать необходимые приемы  для решения образовательных задач при проведения занятий....

Организация разных видов игровой деятельности с дошкольниками в летний период.

Учитывая особенности летнего периода, следует выбирать игры и мероприятия, не требующие серьезной подготовки воспитателя и детей, но все же, несущие развивающую и воспитательную функции....

Методическое сопровождение по повышению профессионализма и педагогического мастерства по организации игровой деятельности, как ведущего вида деятельности для детей раннего и дошкольного возраста» (сюжетно-ролевая игра)

Статья начинается со значения сюжетно-ролевой игры на всестороннее развитие ребенка. Далее раскрывается в чем заключается профессионализм воспитателя организации сюжетно-ролевой игры в зависимости от ...

Выступление на заседании «Школа молодого педагога» «Проектная деятельность в ДОУ. Виды проектов»

Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных ...