Методическое сопровождение по повышению профессионализма и педагогического мастерства по организации игровой деятельности, как ведущего вида деятельности для детей раннего и дошкольного возраста» (сюжетно-ролевая игра)
статья

Балашова Ольга Алексеевна

Статья начинается со значения сюжетно-ролевой игры на всестороннее развитие ребенка. Далее раскрывается в чем заключается профессионализм воспитателя организации сюжетно-ролевой игры в зависимости от возраста. Также в статье рассказывается о педагогическом совете по теме "Педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение  по повышению профессионализма и педагогического мастерства по организации  игровой  деятельности, как  ведущего  вида  деятельности для детей раннего и дошкольного возраста» (сюжетно-ролевая игра)

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем  мире.  

(В. А. Сухомлинский)

Игра способствует  всестороннему   развитию  свободной творческой  личности   ребенка, а именно, сюжетно-ролевые игры имеют большое значение:

  • для социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем,
  • для обогащения  социального опыта детей  (ознакомлению с окружающим миром: предметным, социальным, природным)
  • происходит активизация диалогической речи (при разговоре  самостоятельно распределять роли между собой, обсуждать и подбирать предметы для игры, проговорить сюжетную линию, вести ролевые диалоги, самостоятельно определять правила и т.д. и т.п.)
  • для развития  у детей фантазию и артистизма (умение  импровизировать во время игры)
  • для развития мотивации к изготовлению декораций и атрибутов для будущих игр.

Дети играют в следующие  сюжеты:

  • Бытовые, связанные с различными семейными ситуациями;
  • Производственные, связанные с отображением разных профессий (какую социальную значимость они несут для жизни человека)
  • Общественно - политические  - это отображение общих праздников и традиций, соблюдаемых в обществе, в стране.

Дети раннего возраста в основном  играют в семью, так как для них это самое близкое и понятное окружение. Дети младшего и среднего возраста любят играть как в семью, так и в разные профессии, так как знают их функции и значение:  доктор и медсестра, продавец и кассир, водитель и автомеханик, пожарный  и полицейский,  парикмахер, строитель, работник почты.  Они также охотно отображают праздники, которые проходят в детском саду, организуют концерты и спектакли для кукол и друг  для  друга.

А уже старшие дошкольники могут с большим интересом играть в серию сюжетных линий, соединяя несколько профессий в одной игре, распределяя между собой  много ролей.

Чтобы сюжетная игра  у детей получилась, необходимо обогащать их социальный  опыт (представления об объектах и явлениях общественной жизни, о предметах окружающего мира, как предметного, так и природного).

Для реализации социального опыта в игровом замысле необходим   игровой опыт  детей - это игровые умения  в соответствии с ролью,  умение подбирать и использовать атрибуты, игрушки, развивать сюжет игры, выстраивая ролевое общение между собой.

Всему этому должны научить наших детей от самых маленьких и до больших, конечно же, воспитатели. Профессионализм  педагогов заключается :

  • в  создании игровой среды в группе (игровая мебель, игровые ширмы, сюжетные игрушки, предметы-заместители, макеты и т.д. и т.п.).
  • в руководстве  игровой деятельностью (активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры: демократический стиль разговора по сюжету игры, совместные  игровые действия – показать и объяснить).
  • в выстраивании системной работы  по обогащению социального опыта детей (беседы, экскурсии, чтение, рассматривание и другие формы работы) .
  •  в грамотном  взаимодействии  с родителями воспитанников, ответить на следующие вопросы: «Зачем ребенку нужно играть?», «Какие игрушки нужны ребенку в данном возрасте?», «Как  научить детей играть?» и другие

Вот поэтому в этом учебном году игровой деятельности я, как старший воспитатель,  решила организовать педагогический совет - это союз единомышленников – профессионалов своего дела.  Он назывался «Формирование личности ребенка в игровой  деятельности. Педагогические  подходы к организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ

в разных возрастных группах»

 Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу создания условий для  организации и проведения сюжетно-ролевых игр разного вида согласно возрасту воспитанников .

На данном педсовете мы подвели итоги смотра-конкурса «Лучшая игровая среда среди групп ДОУ», который проходил в октябре-ноябре. Проанализировали два видеоролика «Сюжетная игра во второй группе раннего возраста – Поездка на ферму и, что мы делали на ферме» и «Сюжетно-ролевая игра  в подготовительной к школе группе – Космическая станция и полет в космос»», выделили положительные моменты и сделали акцент на недочетах в руководстве воспитателя. Также  обсудили  фотоотчет сюжетно - ролевой игры «Работа почты в средней группе». Также была организована выставка из различных игровых пособий, которые изготовили как воспитатели, так и родители. Многие родители принесли очень нужные элементы для игр, например, халат для доктора, столик красоты, сумочки, шляпки и другое. В конце педсовета приняли следующее решение:

  1. Всем воспитателям активнее использовать в своей педагогической деятельности комплексное руководство игровой деятельностью .
  2. Активизировать взаимодействие с семьями воспитанников по вопросу обогащения социального опыта детей, а также игровой среды группы.        

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Совместную сюжетную игру следует организовывать в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобно это делать перед полдником и после него, когда малыши находятся в пом...

Методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»

Методическое пособие сюжетно-ролевая игра «Телевидение» разработано в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,для решения задач по социа...

Методика поэтапного формирования игровых умений детей раннего и дошкольного возраста в сюжетной-ролевой игре.

В статье представлена методика формирования игровых умений у детей от 1.5 лет до 6 лет. Методы и приёмы руководства, структура сюжетосложения,показатели игровых умений....

Консультация на тему: «Система педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, направленная на понимание произведений этнокультуры»

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), ...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...