Воспитатель года -2019
материал

Фокина Светлана Сергеевна

Визитная карточка -https://yadi.sk/i/K6mo6zOPERxNFg

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию детей с задержкой психического развития группы  компенсирующей направленности (5-6 лет)

(с использованием интерактивной доски)

https://yadi.sk/i/-ZSwCfBodihXhQ - ссылка на интерактивную презентацию

Тема: «Космическое путешествие»

 Конспект НОД разработан на основе адаптированной образовательной программы МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад «Сказка» г. Белоярский» с учетом возрастных особенностей и особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития (5-6 лет) группы компенсирующей направленности.

В основных положениях Концепции специального образовательного стандарта для детей с ОВЗ сказано, что дети с задержкой психического развития могут реализовать свой потенциал развития при  создании условий адекватно организованного воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития (далее ЗПР).

 Одним из таких условий является использование новых форм, методов и технологий обучения, которые способствовали бы успешному развитию познавательной и эмоционально – волевой сфер детей с ЗПР.  К таким технологиям можно отнести  используемые мной интерактивные компьютерные технологии.

Использование ИКТ при проведении НОД обусловлено особыми образовательными потребностями детей с ЗПР, так как у них неустойчивое, быстро истощаемое внимание, нарушены процессы зрительного и слухового восприятия, память находится на низком уровне, в особенности слуховая память, воображение слабо развито, им сложно оперировать мыслительными операциями без наглядности.

Дети испытывают огромный  интерес при работе с интерактивной доской. Динамическое изображение, звуковое сопровождение предоставляют им возможность активно развиваться, самостоятельно и в команде выполнять работу на интерактивной доске. У детей совершенствуется самоуправление поведением, развиваются черты самостоятельности, самооценки, самоконтроля, самовыражения. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, сталкиваясь с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

         Задания в игре аналогичны уже отработанным ранее на занятиях заданиям и поэтому не требуют дополнительной помощи воспитателя, он играет только направляющую роль.

Логичность построения непосредственно образовательной деятельности отражена в единой линии содержания работы. Поставленная, в начале НОД, игровая мотивация взаимосвязана с каждым этапом занятия познавательной мотивацией, направленной на формирование у детей познавательных  действий, проявление интереса и волевых усилий, что  способствует успешному решению поставленных задач.

Дети с интересом переходят от одного этапа к другому, демонстрируют знания о космосе, планетах солнечной системы, называют основные части ракеты, сравнивают их с геометрическими фигурами. Собирают ракету из подручного материала, данного педагогом, стремясь к концу путешествия  стать настоящими космонавтами.

На протяжении всего НОД педагогом активизируется познавательная и речевая деятельность детей, осуществляется словесное поощрение за выполненную работу на каждом этапе, что способствует проявлению активности и самостоятельности при выполнении заданий каждым ребенком, учету и поддержке детской инициативы.

Материалы и оборудование: мультимедийная доска,  компьютер,  интерактивная презентация – игра разработанная в  Microsoft PowerPoint со звуковым сопровождением, конструктор (магнитный, деревянный, мягкий, крышечки от пюре, бигуди с липучками, присоски), коробка поделена на отсеки по количеству детей с наполнителем «космический грунт», «Волшебный мешочек» - подарки от «инопланетян».

Тема: Организация непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ  для  детей с ЗПР.

Цель: уточнить и обобщить знания детей о космосе.

Коррекционно - образовательные задачи:

  • обобщить и систематизировать представления детей о космосе;
  • обогащать речевой словарь словами по теме;
  • формировать умение самостоятельно в соответствии с задачей выбирать нужные средства деятельности;
  • способствовать формированию умения применять полученные знания в нестандартных практических задачах; 
  • упражнять в умении составлять коллективный, описательный рассказ и рассказ на основе собственного опыта.

Коррекционно - развивающие задачи:

  • развивать умение воспринимать и последовательно выполнять предложенную инструкцию;                     
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать мыслительные операции: систематизация, обобщение, наблюдение, планирование;
  • развивать умение преодолевать трудности и воспитывать волю к победе;
  • развивать творчество и логическое мышление детей;
  • развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
  • вызвать у детей эмоциональный отклик;
  • воспитывать у детей чувство гордости за свою страну;
  • объединить детей, доставить им удовольствие, способствовать сближению и организованности группы.

Предварительная работа.

     Беседы о космосе, о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики»; рассматривание иллюстрационного материала по теме (изображение первых космонавтов, спутников Земли, космических станций, планет солнечной системы). Первоначальное знакомство с Вселенной. Чтение рассказов, стихотворений о космосе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_1.docx47.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию детей с задержкой психического развития группы  компенсирующей направленности (5-6 лет)

(с использованием интерактивной доски)

Тема: «Космическое путешествие»

Выполнила:

Фокина Светлана Сергеевна

воспитатель

2019 г.

Пояснительная записка

 Конспект НОД разработан на основе адаптированной образовательной программы МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад «Сказка» г. Белоярский» с учетом возрастных особенностей и особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития (5-6 лет) группы компенсирующей направленности.

В основных положениях Концепции специального образовательного стандарта для детей с ОВЗ сказано, что дети с задержкой психического развития могут реализовать свой потенциал развития при  создании условий адекватно организованного воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития (далее ЗПР).

 Одним из таких условий является использование новых форм, методов и технологий обучения, которые способствовали бы успешному развитию познавательной и эмоционально – волевой сфер детей с ЗПР.  К таким технологиям можно отнести  используемые мной интерактивные компьютерные технологии.

Использование ИКТ при проведении НОД обусловлено особыми образовательными потребностями детей с ЗПР, так как у них неустойчивое, быстро истощаемое внимание, нарушены процессы зрительного и слухового восприятия, память находится на низком уровне, в особенности слуховая память, воображение слабо развито, им сложно оперировать мыслительными операциями без наглядности.

Дети испытывают огромный  интерес при работе с интерактивной доской. Динамическое изображение, звуковое сопровождение предоставляют им возможность активно развиваться, самостоятельно и в команде выполнять работу на интерактивной доске. У детей совершенствуется самоуправление поведением, развиваются черты самостоятельности, самооценки, самоконтроля, самовыражения. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, сталкиваясь с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

             Задания в игре аналогичны уже отработанным ранее на занятиях заданиям и поэтому не требуют дополнительной помощи воспитателя, он играет только направляющую роль.

Логичность построения непосредственно образовательной деятельности отражена в единой линии содержания работы. Поставленная, в начале НОД, игровая мотивация взаимосвязана с каждым этапом занятия познавательной мотивацией, направленной на формирование у детей познавательных  действий, проявление интереса и волевых усилий, что  способствует успешному решению поставленных задач.

Дети с интересом переходят от одного этапа к другому, демонстрируют знания о космосе, планетах солнечной системы, называют основные части ракеты, сравнивают их с геометрическими фигурами. Собирают ракету из подручного материала, данного педагогом, стремясь к концу путешествия  стать настоящими космонавтами.

На протяжении всего НОД педагогом активизируется познавательная и речевая деятельность детей, осуществляется словесное поощрение за выполненную работу на каждом этапе, что способствует проявлению активности и самостоятельности при выполнении заданий каждым ребенком, учету и поддержке детской инициативы.

Материалы и оборудование: мультимедийная доска,  компьютер,  интерактивная презентация – игра разработанная в  Microsoft PowerPoint со звуковым сопровождением, конструктор (магнитный, деревянный, мягкий, крышечки от пюре, бигуди с липучками, присоски), коробка поделена на отсеки по количеству детей с наполнителем «космический грунт», «Волшебный мешочек» - подарки от «инопланетян».

Тема: Организация непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ  для  детей с ЗПР.

Цель: уточнить и обобщить знания детей о космосе.

Коррекционно - образовательные задачи:

  • обобщить и систематизировать представления детей о космосе;
  • обогащать речевой словарь словами по теме;
  • формировать умение самостоятельно в соответствии с задачей выбирать нужные средства деятельности;
  • способствовать формированию умения применять полученные знания в нестандартных практических задачах; 
  • упражнять в умении составлять коллективный, описательный рассказ и рассказ на основе собственного опыта.

Коррекционно - развивающие задачи: 

  • развивать умение воспринимать и последовательно выполнять предложенную инструкцию;                      
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать мыслительные операции: систематизация, обобщение, наблюдение, планирование;
  • развивать умение преодолевать трудности и воспитывать волю к победе;
  • развивать творчество и логическое мышление детей;
  • развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
  • вызвать у детей эмоциональный отклик;
  • воспитывать у детей чувство гордости за свою страну;
  • объединить детей, доставить им удовольствие, способствовать сближению и организованности группы.

Предварительная работа.

     Беседы о космосе, о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики»; рассматривание иллюстрационного материала по теме (изображение первых космонавтов, спутников Земли, космических станций, планет солнечной системы). Первоначальное знакомство с Вселенной. Чтение рассказов, стихотворений о космосе.

Ход непосредственно образовательной деятельности

№ п/п

Формы работы

Ход непосредственно образовательной деятельности

Описание действий участников образовательного процесса

Ожидаемый результат

I этап. Организационный момент. Мотивационная составляющая.

1

Мотивация к деятельности Постановка проблемы.

Блиц-опрос для будущих космонавтов.

Цель: Создание эмоционального настроя и мотивации.

Воспитатель: Ребята, напомните, мне какой праздник мы будем отмечать 12 апреля?
О.д.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А вы хотите сегодня стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие?  

О.д.

Воспитатель: Если вы готовы, тогда внимание:

- кто летает в космос?

- как звали первого космонавта?

- как звали первую женщину - космонавта?

- как называется наша планета?

- какую форму имеет наша планета?

Действия педагога.

Воспитатель мотивирует детей к предстоящей деятельности, обозначив проблему.

(Слайд 1).

Психологическая готовность детей к контакту с педагогом.

Дети мотивированы на предстоящую деятельность.

2

Подготовка к полету

(пальчиковая гимнастика)

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, каким же должен быть космонавт? Что нужно делать, чтобы стать космонавтом?

О.д. 

Воспитатель: Правильно, ребята, космонавт должен быть сильным и смелым,  умным и здоровым.  (разминка)

Мы космический отряд,

(дети сжимают и разжимают пальцы)

Очень дружных -  пять ребят.

(разгибают пальцы, начиная с большого пальца)

1-Гагарин, 2- Титов, 3- Леонов, 4- Комаров, 5 – женщина, а не мужчина – Терешкова Валентина!

(соединяют ладони перед собой и поднимают руки вверх)  В космический корабль сели,

В космос дружно полетели.

Действия педагога.

Предлагает детям подумать и дать ответ на вопрос.

Действия детей.

Дети размышляют о профессии космонавта, выделяют главные особенности этой профессии, выполняют пальчиковую гимнастику.

Дети умеют размышлять, высказывать свои мысли.

3.

Индивидуальные задания для каждого ребенка Д/игра «Убери лишний предмет» «Запуск ракеты»

Воспитатель:  Ребята, смотрите, сколько у нас ракет. Возможно у  каждого своя. Давайте выбирать, их нужно запустить (под каждой ракетой индивидуальное логическое задание).
Воспитатель: Правильно, ты выполнил свое задание. Твоя ракета принесла нам число. Какое?

О.д. (от1 до 10).

Воспитатель: Как вы думаете, что могут значить для нас эти числа?

О.д.: (числа расположены  по порядку от 1 до 10).

Воспитатель: Молодцы, все правильно, наши числа расположены по порядку от 1 до 10. А для запуска ракеты нам нужно сделать обратный отсчет.

О.д: (10, 9, 8,….1

Действия педагога.

Воспитатель предлагает выбрать ребенку одну из ракет (Слайд № 2),  в зависимости от выбора ребенка откроется  (Слайд № 3-№ 12). В случае правильного выполнения задания выбранная ребенком ракета исчезает и появляется число от 1 до 10.

Действия детей.

Дети выполняют поставленную задачу, анализируют, что могли бы означать, появляющиеся в результате правильных ответов числа.

Дети умеют находить  лишний предмет, знают прямой и обратный счет. Определяют, чем похожи и отличаются объекты. Проявляют инициативу и желание решить проблему.

IIэтап. Основная часть

1

1.Задание «Строение ракеты»

Воспитатель: Ребята, вот мы на стартовой площадке, до взлета совсем не много времени. Перед пуском я должна проверить, знаете ли вы устройство ракеты? Из каких частей она состоит? Внимательно осмотрите ракету.

О.д.:

Воспитатель:  Сколько фигур треугольной формы использовалось для построения нашей ракеты?

 О.д.: (3)

Воспитатель: Сколько фигур круглой формы использовалось для построения нашей ракеты?

О.д.: (2)

Воспитатель: Сколько фигур прямоугольной формы использовалось для построения нашей ракеты?

О.д.: (3)

Действия педагога.

(Слайд № 13)

Воспитатель предлагает рассмотреть изображение ракеты.

Действия детей.

Дети находят в ракете геометрические фигуры.

(Слайд № 14-16)

Воспитатель предлагает сосчитать треугольники, круги, прямоугольники и выбрать правильный ответ.

Действия детей.

Дети отмечают на слайдах ответы на поставленные вопросы.

Дети могут делить целое изображение на составляющие части. Знают и называют геометрические фигуры.

2

Динамическая пауза

Воспитатель:  Я вижу, вы готовы. Нас ждет космическое путешествие! А вы знаете, что вход в ракету очень маленький?

О.д.:  

Воспитатель: Главное условие не разрывать руки, иначе посадку будем начинать опять с начала.

Действия педагога. Воспитатель предлагает зайти в ракету (обруч). Дети берутся за руки и по очереди входят в обруч.

Действия детей. Дети выполняют задание и помогают друг другу.   

Дети умеют выполнять указания педагога, согласуют свои действия в команде.

3

2 задание «Собери космический багаж»

Воспитатель: Ребята, все сели? Пристегиваем ремни безопасности, выравниваем спины. Обратный отсчет.

О.д.: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1

Воспитатель: Взлетаем.

( не получилось на слайде ракета и не загруженный багаж)
Воспитатель: Мы с вами совсем забыли про багаж, только помните, что в путешествие мы берем самые необходимые вещи.

Действия педагога.

(Слайд № 17 со звуковым сопровождением)

Воспитатель предлагает детям определить, нужна эта вещь в путешествии или нет.

Действия детей. Дети самостоятельно решают, что брать с собой, в случае не правильного ответа вещь не загрузится.

Дети умеют аргументированно доказывать свою точку зрения.

4

3 задание

«Планеты солнечной системы»

Воспитатель: Надеюсь, мы больше ничего не забыли? Пристегиваем ремни безопасности, выравниваем спины. Обратный отсчет.

О.д.: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1

Воспитатель: Вот мы и в космосе, как красиво. Перед нами планеты солнечной системы.

Сколько планет в солнечной системе?

О.д.: (9)

Воспитатель: Назовите их.

О.д.: (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

Воспитатель: Как называется наша планета? Какая по счету Земля от Солнца?

О.д.: (Земля, 3)

Воспитатель: Есть ли жизнь на других планетах? Почему?

О.д.: 

Действия педагога.

(Слайд № 18 -19)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение планет солнечной системы, вспомнить их названия, очередность расположения от Солнца.
Действия детей.

Дети выполняют задания.

Дети знают количество планет в солнечной системе, называют их, сравнивают. Опираясь на имеющиеся знания, делают выводы о существовании жизни на других планетах.

5

Составление описания предмета,  основываясь на тактильных ощущениях.

Воспитатель: Ребята, наша ракета совершит посадку на Сатурн. Как вы думаете, чем занимаются космонавты, находясь в космосе и высаживаясь на другие планеты?

О.д.: (изучают поверхность планеты, погодные условия, фотографируют, проводят опыты)

 Воспитатель: Мы возьмем с Сатурна пробы грунта, изучим его, сделаем выводы по поводу существования жизни на этой планете.
Воспитатель: Что за грунт вы ощупали?
О.д.: (мягкий, сыпучий, твердый, мягкий,…)- разные виды грунта были у каждого.

Воспитатель: Посмотрите, что еще я нашла в своем грунте. Это часть от лего - конструктора.

О.д.: (нашли элементы различного конструктора)

Действия педагога.

(Слайд № 20)

Воспитатель предлагает совершить посадку на Сатурн, взять пробы грунта.

Действия детей.

Через отверстия в коробке ощупывают грунт (песок, вата, манная крупа, соль, гречка) описывают его (в грунте находят детали от различного конструктора).

 

Дети умеют по ощущениям описывать предмет, делать выводы.

6

Конструирование

Воспитатель: Смотрите, ребята, это инопланетянин, его летающая тарелка разбилась при неудачной посадке на Сатурн. Он просит нас помочь собрать ему ракету. Только постарайтесь побыстрее, у нас ограничено количество кислорода.

Самостоятельная работа детей: (дети собирают ракеты из  конструктора).

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, очень хорошо выполнили работу.. Давайте возвращаться в ракету.

(громкий, тревожный звук).

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться на землю

Действия педагога.

(Слайд № 20)

Предлагает построить ракету из имеющегося конструктора

(при нажатии на звезду воспроизводится музыка)

Действия детей.

Дети, основываясь на имеющихся знаниях о ракете, строят ее из имеющегося конструктора.

Дети справились с поставленной задачей.

7

Разгадывание загадок

Воспитатель: Обратный отсчет.

О.д.: 10, 9, 8,….1

Воспитатель: Ракета не взлетает, сработала система безопасности. Нам необходимо ее разблокировать, разгадав загадки.

О.д.: 

Действия педагога.

(Слайд № 21)

Воспитатель предлагает разгадать загадки (при нажатии на загадку, появляется картинка-ответ)

Действия детей.

Дети разгадывают загадки

Дети справились с поставленной задачей.

III этап. Рефлексия. Итог деятельности.

1

Рассказ детей о том, что они делали во время квеста.

Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись на землю. Давайте  расскажем о наших приключениях.

О.д.: (дети составляют коллективный рассказ о том, какое путешествие они сегодня совершили)

Воспитатель: Вы такие молодцы! Вы работали очень дружно, выполнили все задания. А благодарный инопланетянин прислал для вас угощения (космические сладости и блокнот космонавта).

Действия педагога  Слайд № 22)

Возвращение на Землю. Воспитатель поздравляет космонавтов с возвращением и берет у них интервью.

Действия детей. Дети рассказывают о путешествии, о Сатурне, об инопланетянине, которому они помогали построить ракету. Какие задания им больше всего понравились.

Дети умеют связно рассказать о своих приключениях и выполненных заданиях; удовлетворены своими результатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД на тему:«В поисках «Золотого ключика» (для конкурса Воспитатель года 2019)

Цель: создание условий для развития познавательной активности в процессе закрепления ранее изученного материала....

Мастер - класс "Творим и лечимся:«насыпушка» из морской соли" воспитателя Кобзаренко С.Г. МБДОУ "Детский сад "Сказка" корпус 2 на районный конкурс "Воспитатель года 2019"

Презентация мастер-класса "Творим и лечимся: "насыпушка" из морской соли"Здоровьесберегающие технологии. Соль. Польза соли, профилактика ОРВИ. Игры с солью....

Конспект интегрированного занятия - по здоровьесбережению в подготовительной группе на тему: « Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу» воспитатель Кобзаренко С.Г. Районный конкурс "Воспитатель года 2019"

Здоровый образ жизни,  правила личной гигиены;  полезные продукты, витамины, свойства воздуха с опорой на исследовательские действия.Презентация к занятию....

КОНКУРС ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2019 "Я современный воспитатель...."

Современный воспитатель - это педагог не только выполняющий свои обязанности но и педагог находящийся в бесконечном поиске...

Визитная карточка воспитателя "Воспитатель года 2019".

Визитная карточка воспитателя Каневой Татьяны Владимировны....