Развитие волевых качеств у дошкольников
статья

Фефелова Светлана Владимировна

Данная статья рассматривает какие волевые качества формируются у детей в дошкольном возрасте и каким образом педагоги могут способствовать их развитию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_volevyh_kachestv.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие волевых качеств у дошкольников

Фефелова Светлана Владимировна,

Воспитатель МБДОУ № 95 г.Красноярска

   К  ведущим  волевым  качествам,  формирующимся  в  дошкольном  возрасте,  относятся  инициативность,  самостоятельность,  дисциплинированность,  настойчивость,  организованность.

   Инициативность  —  это  «способность»  ребенка  действовать  без  помощи  взрослого.  Инициативный  ребенок  умеет  сам  выбрать  и  организовать  игру,  найти  себе  занятие.  Самостоятельность  непосредственно  связана  с  инициативностью, она проявляется  в  способности  осознанно  принимать  решения  и  в  умении  не  поддаваться  влиянию  различных  факторов,  препятствующих  достижению  поставленной  цели.  Еще  одно  важное  волевое  качество - это  дисциплинированность -  черта характера  человека,  которая  выражается  в  точном  и  неуклонном  подчинении  своих  действий  установленным  правилам  и  требованиям  долга.  Настойчивость характеризуется способностью  преодолевать  внешние  и  внутренние  препятствия,  вопреки  трудностям,  достижением  к  осуществлению  цели.  Организованность  —  это  рациональная  организация  своей  деятельности  и  сосредоточенность  её  выполнения. 

   Именно эти качества и позволяют в дальнейшем ребёнку, при переходе на школьный этап обучения, легче адаптироваться к новым условиям, ставить перед собой определённые образовательные цели и добиваться успеха в учёбе, не испытывать трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

   Многочисленные исследования психологов утверждают, что от года к году растёт число детей с низким уровнем развития волевых качеств. Основными причинами подобной ситуации специалисты считают отклонения в воспитательном процессе со стороны семьи и изменение среды развития детей (отсутствие «уличного пространства»). В большинстве современных семей типичны такие отклонения воспитательного процесса, как гиперопека, неустойчивый стиль воспитания, воспитательная неуверенность родителей. Чаще родители уделяют большое внимание развитию творческих способностей детей, умению предъявлять миру свою индивидуальность, помогая тем самым реализации «я хочу», забывая при этом про понятия «надо» и «нельзя».

   Таким образом, развитие волевых качеств в детском саду является актуальной задачей для всех педагогов, а в первую очередь для воспитателей. По удачному выражению известного отечественного нейропсихолога А.В. Семенович, «самая трудноразрешимая задача всего взрослого окружения ребенка состоит в том, чтобы убедить его в значимости и прагматической ценности глагола «должен» для реализации многочисленных «хочу».

   Воля  развивается  не  сама  по  себе,  как  и  все  психические  процессы,  а  только  при  общем  развитии  личности.  При  этом  следует  понимать,  что  волевые  качества  личности дошкольника лучше всего формируются в ведущих видах деятельности. Это - игра, учение, общение и труд, при доминировании игры над остальными видами деятельности в психологическом развитии ребенка.    

   Поэтому в дошкольном возрасте важнее всего создавать благоприятные условия для совершенствования волевых черт характера в различных играх, требующих проявления настойчивости и воли со стороны ребенка для достижения поставленных в игре целей. Причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. 

   Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий.

   Положительную роль в развитии воли в дошкольном возрасте выполняют игры-соревнования ребенка с другими детьми и с взрослыми людьми. Такие игры содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение игровых правил. Во-первых, игры обычно имеют подвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребенка очевидным, наглядным. Наглядность таких правил и их простота (бежать по сигналу, не переступать нарисованной на земле черты и т. п.) делают возможным даже для трехлетнего малыша контроль за их выполнением - сначала в поведении других, а потом и в собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять к себе определенные требования, причем добровольно, без нажима. Во-вторых, естественному усвоению правил способствует то, что игровые действия осуществляются совместно. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры.

   Важное место в стимулировании адекватного процесса формирования воли у дошкольников занимают ролевые игры. Ролевая игра дошкольника в органической и естественной форме сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого и произвольного действия: с одной стороны, повышение мотивированности, с другой - осознанности поведения. Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития этих важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого, и произвольного поведения в дошкольном возрасте.

   Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Когда ребенок начинает действовать по правилу, перед ним впервые возникают вопросы: «Как надо вести себя? Верно ли я делаю?» Факт выделения правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднялось на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях

   В связи с этим правильно подобранные и организованные игры наилучшим образом способствуют развитию волевых качеств дошкольников.

Список литературы:

1. Владимирова И.М. «Развитие волевых качеств дошкольника» (Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям)

2. Шведова П. Н. Проблема развития волевых качеств у старших дошкольников в подвижной игре// Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20).

3. Гниденко О. А. «Развитие произвольности дошкольников в играх с правилами» // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.).

4. Интернет – ресурс   https://studwood.ru/1812962/psihologiya/osobennosti_stanovleniya_volevoy_regulyatsii_povedeniya_detey_doshkolnikov

5. Интернет – ресурс https://studopedia.ru/5_43746_razvitie-volevoy-regulyatsii-povedeniya-v-doshkolnom-vozraste.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие волевых качеств дошкольников в детском саду

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие ег...

Развитие волевых качеств у дошкольников

Нравственность личности является следствием таких морально волевых качеств, как самостоятельность, организованность, целенаправленность, настойчивость, дисциплинированность, смелость....

Консультация для родителей и воспитателей по развитию волевых качеств дошкольников.

К числу качеств которые надо развивать у дтей как можно раньше, принадлежит и сила воли. Правильные и своевременные развитые качества ребенка - это и есть дисциплина на уроках , собранность и подтянут...

Консультация для родителей "Развитие физических и волевых качеств у дошкольников"

Консультация для родителей разных возрастных групп поможет педагогам повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития физических и волевых качеств детей дошкольного возраста...

Развитие нравственно – волевых качеств у дошкольников

Использование подвижных игр в развитии волевых качеств дошкольников...